Фильм где реки в кровь жабы. Объяснения эпидемиологов десяти казней египетских
Почему же именно десять казней?
Вс-вышний создал мир десятью речениями [см. 1-ую главу Торы «Берешит» - рассказ о сотворении мира ]. Мир был создан для того, чтобы дать человеку возможность исправить себя и мир, в котором он обитает, и таким образом получить максимальное вознаграждение за свои действия. Это вознаграждение, в свою очередь, является максимальным добром, которое может получить творение от Творца.
Однако не все обитатели этого мира принимают одинаковое участие в процессе исправления. Евреи, потомки Авраама , избранника Вс-вышнего, играют в этом процессе центральную роль. Более того, евреи должны выполнить эту роль, будучи независимой нацией, живущей на своей земле и выполняющей законы Торы .
Египтяне отрицали факт создания этого мира Вс-вышним и дошли даже до того, что приписали создание мира самим себе - Фараон сказал: «Нил мой, и я создал его» (Йехезкель 29:3 и 9 ).
Кроме того, они препятствовали возникновению еврейской нации и дарованию ей Торы на горе Синай .
Теперь понятно, почему египтяне, отрицающие создание мира ДЕСЯТЬЮ речениями и препятствующие дарованию Торы, основанной на ДЕСЯТИ заповедях , подверглись десяти казням.
Связь 10 казней с целью творения
Чтобы ответить на вторую часть вопроса - почему именно эти казни, и почему именно в этом порядке - давайте разберём сказанное выше немного подробней.
Мишна в начале пятой главы трактата Авот говорит так: «Десятью речениями был создан мир. Чему это нас учит? Разве он не мог быть создан одним речением? А для того [он был создан именно так], чтобы наказать преступников, которые губят мир, созданный десятью речениями, и вознаградить праведников, которые поддерживают существование мира, созданного десятью речениями».
Почему же за поддержание существования мира, созданного бо льшим количеством речений, полагается бо льшая награда?
Постараемся коротко объяснить это странное утверждение.
Дело в том, что создание мира - это процесс сокрытия лика Творца. (В Святом языке слово «мир» - олам и слово «сокрытие» - hээлем - образованы от одного корня).
Когда сокрытие достигает определённого уровня, появляется возможность отрицать Творца, т.е. появляется свобода выбора, которая, в свою очередь, позволяет вознаградить человека за правильный выбор или наказать за неправильный. Если бы мир был создан только одним речением, сокрытие было бы настолько слабым, что свобода выбора не могла бы существовать и не за что было бы награждать праведников и наказывать преступников.
Десять речений, которыми был создан мир, это десять последовательных уровней сокрытия. С их помощью была создана ситуация, когда есть возможность нарушить волю Вс-вышнего. Нарушение - это как раз то, при помощи чего преступники, как говорит мишна, «губят мир».
К этому необходимо добавить, что любое выполнение воли Творца способствует раскрытию Его лика в этом мире, а нарушение Его воли сгущает сокрытие. Чем больше сокрытие, тем труднее сделать правильный выбор. С другой стороны, чем большее сокрытие человеку пришлось преодолеть, чтобы сделать такой выбор, тем большая награда его ожидает.
Если бы евреям, находящимся в египетском рабстве, удалось сохранить свой духовный уровень в течение четырёхсот лет, как было обещано Аврааму, их награда была бы настолько велика, что дальнейшее исправление не потребовалось бы. К сожалению, уже после двухсот десяти лет рабства ситуация стала настолько тяжёлой (евреи опустились на 49 ступеней нечистоты из 50 возможных), что дальнейшее исправление требовало радикального изменения условий. Т. е., следуя изложенной выше логике, в результате того, что неправильный выбор был сделан очень много раз, сокрытие Лика почти достигло такого уровня, на котором правильный выбор становится невозможным. В такой ситуации он невозможен из-за того, что правда скрыта до такой степени, что при всём желании невозможно определить: что правильно, а что нет. Отсутствие свободы выбора означает, что дальнейшее существование мира не имеет смысла.
Теперь понятно, что для выполнения замысла Творца, т.е. исправления мира силами людей, требовалось начать всё сначала. Требовалось ограничить силы зла и снова дать людям свободу выбора. Для выполнения этой цели и были предназначены казни египетские.
Суть казней и их порядок
Как было сказано, десять речений обеспечили существование свободы выбора. Последовательно ошибаясь в принятии решений морального свойства (подчиняясь своему дурному началу), египтяне опустились на такой уровень, что стали отрицать даже первое речение «В начале создания Вс-могущим неба и земли» - «Нил мой, и я создал его». В большой мере они увлекли за собой и подвластных им евреев. Чтобы ослабить силу зла, нужно было, чтобы власть Вс-вышнего проявилась, раскрылась именно в тех аспектах существования, в которых восторжествовала тьма, и в том же порядке.
Теперь ясно, что порядок казней ПРОТИВОПОЛОЖЕН порядку речений, т.к. последнее речение предоставляло наибольшую возможность для ошибки. Именно с него началось духовное падение, но с него начинается и процесс духовного восстановления.
Последнее речение говорит о том, что наше благосостояние зависит от благословления, которое посылает нам Вс-вышнего: «И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву семяносную, какая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семяносный, вам это будет в пищу»(Берешит 1:29 ). Дальше Тора объясняет, как тут можно ошибиться: «Сила моя и мощь руки моей доставили мне богатство это»(Дварим 8:17 ).
Теперь понятно, что не случайно первая казнь - кровь - поразила Нил, единственный источник пропитания Египта. Эта казнь показала египтянам, что их пропитание зависит не только от них самих.
Нарастание тяжести казней показывало египтянам и следящим за происходящим евреям, что нет в мире ничего, что не подчинялось бы воле Вс-вышнего. Был поражён источник пропитания египтян (кровь), затем их дома (лягушки), их скотина (мор), их тела (язвы), и, наконец, они сами (смерть первенцев).
Последней казни хотелось бы уделить особое внимание.
Каким образом смерть первенцев соответствует речению «В начале создания Вс-могущим неба и земли»?
Первенец - «реализация» возможности родителей участвовать в сотворении жизни. Только благодаря первенцу его родители становятся родителями. Здесь можно провести параллель с тем, как Творец реализовал Свою возможность творить, произнеся первое речение.
10 Казней - по порядку
Приведем порядок казней от первой до последней и краткое объяснение того, в чем они заключались.
Кровь («дам» ) - вода в Ниле превратилась в кровь, и одновременно вся вода в Египте стала кровью.
Жабы («цфардеа» ) - Египет заполонили вышедшие из реки жабы.
Вши («киним») - весь Египет наполнился вшами.
Дикие звери («аров») - нашествие диких зверей на Египет.
Мор («девер») - падеж египетского скота.
Нарывы («шхин») - гнойные язвы на теле египтян.
Град («барад») - крупный «огненный» град, уничтоживший большую часть урожая («огненный» - т.к. согласно мидрашу, внутри каждой градины был огонь).
Саранча («арбе») - небывалое нашествие саранчи, уничтожившей то, что не было побито градом.
Мрак («хошех») - весь Египет окутала густая, непроницаемая мгла, которая держалась несколько дней.
Поражение первенцев («макат бхорот») - смерть первенцев в каждой египетской семье, от первенцев человека до первенца скота.
Слышали выражение "казни египетские"? Так говорят, ожидая чего-то ужасного. Пришло это предание из Библии, где повествуется о Десяти казнях египетских. Пять глав книги Исход посвящены описанию того, как Господь обрушивает на Египет одно бедствие за другим. По Библии, казни насланы были для того, чтобы упрямый фараон дал разрешение евреям покинуть страну и отправиться в Землю обетованную. Оказывается, есть и материалистическое объяснение всем этим ужасным событиям.Итак, вторая библейская книга - Исход - описывает, как тяжести существования еврейского народа под гнетом фараона. И вот Господь явился Моисею в виде неопалимой купины (пылающего тернового куста) и повелел ему освободить свой народ из рабства и вести его в Землю обетованную. Моисей, вместе с братом Аароном пришли к фараону и потребовали именем Господа отпустить евреев из Египта, но фараон, посмеявшись над ними, отказался. Тогда-то Господь и обрушил на Египет одну за другой Десять казней.
Сначала вода в Ниле превратилась в кровь, река сделалась зловонной и в ней вымерла вся рыба. Но это не впечатлило фараона. Тогда последовала Вторая казнь: началось нашествие жаб. Они "покрыли землю Египетскую", они забирались в дома, в постели египтян, в их печи, в их еду. Фараон был непреклонен. Последовала Третья казнь: на египтян и на их скот напали несметные тучи мошек. Фараон оставался при своем. Наступил черед Четвертой казни: дома египтян наполнились песьими мухами (по традиционной трактовке, оводами). Они жалили египтян и их скот, но, как жабы и мошки до них, обходили стороной евреев. Это бедствие также не заставило фараона образумиться. Пятой казнью стал моровой падеж скота египтян, затем Шестая казнь - их тела (в том числе и фараоново) покрылись язвами и нарывами. Фараон готов был сдаться, но Господь хотел, чтобы он отпустил евреев не из страха, а из смирения перед Ним, и Моисею и Аарон вновь получили отказ. Седьмой казнью стал смертоносный огненный град, Восьмой - нашествие саранчи, истребившей весь урожай, Девятой - непроглядная тьма, которую никакой огонь не мог рассеять (та самая Тьма египетская). Фараон в своем последнем разговоре с Моисеем после Девятой казни разрешил евреям покинуть Египет, но велел им оставить свой скот, переживший все бедствия (своего скота у египтян не осталось). Моисей отказался, и пришло время Десятой казни, самой ужасной.
Господь повелел каждой еврейской семье зарезать ягненка, пометить его кровью входы в свои дома и пировать по домам всю ночь. Ночью же на землю спустился ангел смерти и пошел по Египту, убивая первого ребенка в каждой семье. В том числе был убит и наследник фараона. Ангел смерти обошел стороной дома евреев, на которых были пометки кровью жертвенных ягнят. После этого фараон сдался - разрешил евреям покинуть Египет, забрав все свое имущество. Начался собственно Исход. А в память о пиршестве во время Десятой казни египетской, предварявшем освобождение от рабства, был установлен праздник Песах (от слова песах - обойти стороной, миновать).
Есть множество попыток найти материалистическое объяснение всем этим кровавым событиям. И вот еще одна версия, выдвинутая группой ученых - климатологов и биологов, из Германии. В Гейдельбергском университете, в Институте экологии водных систем и рыболовства, в Институте физики атмосферы ученые изучали следы радиоактивных элементов в сталагмитах в египетских пещерах и на основании этого смогли составить представление о двух совпавших по времени природных катастрофах, которые могли дать толчок рождению предания о Казнях.
Столицей Египта в 13 веке до нашей эры, которым датируется Исход, был город Пер-Рамзес (Дом Рамзеса) в дельте Нила. Этот город, по мнению археологов, был оставлен жителями около трех тысяч лет назад. Немецкие ученые полагают, что те же природные бедствия, которые в Библии превратились в Казни египетские, были причиной, по которой египтяне покинули Пер-Рамзес.
Основных бедствий, ставших причиной всем остальным, было два: засуха и извержение вулкана. Исследователи обнаружили, что на протяжении почти всего правления Рамзеса II в Египте были обильные дожди, Нил исправно разливался, обеспечивая хорошие урожаи, и страна процветала. Однако в последние годы царствования Рамзеса наступила засуха. Нил стал мелеть, и течение его замедлилось. В жарком климате Египта последствия были неизбежны: вода стал цвести. В реке размножились водоросли Oscillatoria rubescens. Эти водоросли называют также "бургундская кровь" из-за того, что они придают воде темно-красный оттенок. Это явление можно наблюдать в застоявшихся водоемах и в наши дни. Вот и настала Первая казнь египетская, в которой "вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки".
Последующие бедствия Египта, по мнению ученых, были следствием первых. Биологи знают, что в экстремальных ситуациях, грозящих массовым вымиранием (например, вследствие резкого размножения ядовитых водорослей) головастики из-за гормонального всплеска могут развиться во взрослых жаб ускоренными темпами. Такое событие произошло в Египте три с лишним тысячи лет назад. Вся эта масса народившихся жаб лавиной выплеснулась из ставшего непригодным для жизни Нила в поисках мест, где можно было укрыться от жары.
Мест таких не находилось, и жабы стали массово умирать от недостатка пищи и палящего солнца. Их гниющие трупы стали пищей для насекомых, которые, соответственно, стремительно размножились. Насекомые, помимо того, что досаждают людям укусами, являются основными переносчиками инфекционных заболеваний. Вот, после мошкары последовали эпидемия и эпизоотия, приведшие к резкому росту смертности как среди людей, и падежу домашнего скота.
Похоже, причиной Казней с Первой по Шестую стала необычайная засуха. Что же с остальными - как объяснить огненный град, нашествие саранчи и Тьму египетскую? Оказывается, в Эгейском море, на архипелаге Санторини некогда находился вулкан. Его извержение в середине II тысячелетия до нашей эры породило множество древних мифов и легенд народов Средиземноморья. В частности считается, что гибель цивилизации Кикладских островов в результате разрушительного извержения вулкана Санторин и землетрясения стала первоисточником легенды об Атлантиде. Вы не находите, что Огненный дождь и Тьма египетская очень похожи на последствия крупного извержения вулкана, когда тучи пепла застят небо и осыпаются на землю? В результате образования тех же туч, могли случиться и погодные аномалии, такие как увеличение количество осадков, что, привело к чрезвычайному размножению и миграции саранчи.
Вот так, все Десять казней египетских получают вполне научное объяснение.
Точная дата описываемых в Пятикнижие бедствий неизвестна, более того, непонятно также, при каком фараоне это все происходило. По крайней мере, в документальных источниках Египта о подобном происшествии не сказано ни слова. И хотя в разные периоды Древний Египет действительно переживал тяжелые времена, записей о глобальных катастрофах вроде библейских в папирусах нет. Некоторые исследователи склонны верить, что это объясняется поголовной гибелью образованных писцов, и тем, что запечатлеть события было просто некому. Другие полагают, что записей не оставили, дабы не документировать позор фараона. Однако если предположить, что Египет действительно пострадал от страшной кары, возможно ли объяснить ее с точки зрения современной науки?
Наказание кровью
Согласно сказанию, Моисей обратил воды Нила в кровь с помощью своего жезла, после чего вся рыба вымерла, а вода стала непригодна для питья.
Ученые полагают, что подобное явление (окрашивание воды) могло быть вызвано цветением красных водорослей, которое случается как в пресных, так и соленых водоемах. Это, в свою очередь, могло быть спровоцировано засухой и изменением климата, который превратил полноводную реку в вязкий ручеек — комфортную среду для размножения бактерий и токсичных водорослей. Яд, выделяемый этими организмами, действительно делает воду непригодной для употребления и губит все живое. Токсины также могут отравлять и воздух вокруг зараженной воды, что приводит к проблемам с дыханием у тех, кто обитает в непосредственной близости. Другим объяснением может быть мощное извержение вулкана на острове Санторини 1628 года до н. э., которое вызвало цунами, обрушившееся на побережье Египта (археологические раскопки на территории Египта подтвердили наличие кусков вулканического камня в почве). Соленая вода, попавшая в пресные источники, могла привести к гибели некоторых видов рыбы, а разновидность сине-зеленых водорослей — выделить азот. В период цветения водоросль приобретает красноватый оттенок, что делает воду похожей на кровь.
Казнь жабами
Следующим наказанием египтян стало нашествие лягушек, которые, согласно Исходу, «покрыли землю Египетскую».
Выход лягушек из воды, в свою очередь, мог быть напрямую связан с первой казнью и отравленными водами Нила. Земноводные покинули зараженную среду обитания, что обернулось массовым выходом лягушек на сушу. Истории известно немало случаев феномена «лягушачьего дождя». Подобное происходило и в недавнем прошлом, например, в 2010 году в Греции тысячи лягушек выбрались из озера на севере страны в поисках пропитания и спровоцировали дорожный коллапс, длившийся несколько дней. Поведение животных объясняется экологическими и климатическими изменениями, которые делают места их обитания непригодными для жизни.
Казнь жабами. (pinterest.com)
Третьей бедой, поразившей египтян, стали полчища мошек, разлетевшихся по округе. «И были мошки на людях и на скоте».
Резкое увеличение популяции насекомых могло быть вызвано массовым исходом и вымиранием лягушек, которые, как известно, питаются как раз-таки мошкарой. Кроме того, их распространению способствовала мертвая рыба, выброшенная на берег. Отдельные виды мушек являются трансмиттерами заразы, некоторые способны даже переносить бактерии, вызывающие чуму.
Наказание песьими мухами
Вслед за мошками, облепившими всех людей и скот, последовала и новая кара: на египтян напали полчища «песьих мух», которые «отличались лютостью и неотвязчивостью».
Нашествие мошек. (pinterest.com)
Описание этих созданий, имевших признаки одновременно мух и диких зверей с жалом, напоминает то ли овода, то ли комара. Существует предположение, что это могли быть змеи и скорпионы. Однако есть вероятность, что «песьи мухи» были на самом деле чем-то вроде «жигалки осенней», сосущей кровь и являющейся переносчицей опасных болезней вроде стафилококка, сепсиса и сибирской язвы.
Мор скота
Логичным поворотом описанных выше событий стал поголовный мор домашнего скота. В Исходе сказано, что весь скот египтян погиб.
Мушки, питающиеся кровью, могут причинить вред человеку, однако, в первую очередь, атакуют именно животных, заражая их смертельными болезнями. Это могло спровоцировать чуму рогатого скота. Подобные эпидемии фиксировались к разные года как в Европе, так и в Африке. У животных наблюдались лихорадка, диарея, их тело покрывалось язвами. По другой версии, чума пришла в Египет из Азии, и последствия были теми же самыми, что и при переносе заболевания мушками.
Язвы и нарывы
Следующей жертвой стал непосредственно народ египетский: Моисей и брат его Аарон взяли по пригоршне сажи, подбросили ее в воздух перед фараоном, и покрылись тела египтян жуткими нарывами.
Подобная эпидемия могла быть обыкновенной оспой, от которой кожа покрывается волдырями, а ее поверхность становится красноватой и опухшей. Впоследствии ранки затягиваются, но рубцы и высыпания остаются. Инфекция является крайне заразной, и потому она могла спровоцировать массовое заболевание. Известно, что следы этого недуга обнаружили при осмотре мумии фараона Рамзеса V. Считается, что оспа пришла в Египет примерно 3000 лет назад.
Гром, молнии и огненный град
Еще одной напастью стала сильнейшая буря, и обрушился на землю Египта «огненный град, и побил град все, что было в поле, от человека до скота».
Темнота. (pinterest.com)
Бедствие в виде горящих частиц, падающих с неба, было, скорее всего, последствием того самого извержения вулкана на греческом острове Санторини. Вкупе с мощным цунами буря из пепла обернулась настоящей масштабной катастрофой и затронула, вероятно, обширную территорию.
Нашествие саранчи
Полчища этих насекомых пришли в Египет вместе с сильным ветром и пожрали урожай, а также всю растительность.
Винить в этом следует все то же извержение вулкана: облако пепла спровоцировало серьезные климатическим аномалии, выраженные в выпадении осадков и повышении влажности. Подобные условия являются крайне комфортными для размножения саранчи.
Темнота
Фараон все еще отказывался отпускать евреев, и тогда Моисей вызвал «густую тьму», которая распространилась по всей земле Египетской на три дня.
Это явление могло быть вызвано как образованием плотного облака вулканической пыли, так и простым солнечным затмением. Согласно информации НАСА, в 1223 году до нашей эры действительно случилось солнечное затмение. И в том, и в другом случае, тьма действительно могла быть непроглядной.
Казнь первенцев
Последней бедой, насланной Богом на Египет, стала повальная гибель первенцев, которая не обошла, в том числе, и семью фараона. Не затронула напасть лишь иудейских младенцев.
Смерть первенца фараона. (pinterest.com)
Смерть первенцев могла быть результатом как массовой эпидемии, которая, как обговаривалось выше, поразила многих египтян, так и последствием распространения вредоносного грибка, которым были заражены посевы. В этом случае все объяснялось тем, что, что первенцам давали в пищу продукты, содержавшие эту вредоносную плесень, способную спровоцировать смертельное заболевание. А так как первыми полагалось кормить именно первенцев мужского пола, они могли пасть жертвой опасного грибка.
Содержание статьи: