Три звездных старца по фэн-шуй: значение, толкование и размещение. Талисманы фэн-шуй: Три звездных старца Китайские старцы

Звездные старцы представляют собой седовласых старых мужчин, которые являются символическими божествами. Они ассоциируются с тремя звездами, занимающими центральные места в астрологии. Звездные старцы носят имена Лу-син, Фу-син и Шоу-син.

Лучше всего использовать все фигурки одновременно, но можно применять их и по отдельности.

Кому помогут старцы?

Звездные старцы наделяют своего владельца счастьем, удачей, богатством, здоровьем и долголетием. Они приносят в дом энергию удачи и процветания, даруют долгую и обеспеченную жизнь.

Фу-син считается божеством счастья, приносящим в дом денежную удачу и материальное благополучие. Он самый высокий среди старцев и всегда находится в центре. Фу-син поможет тому, кто беспокоится о своей карьере, мечтает об успехе во всех делах, желает иметь стабильный финансовый рост.

Лу-син символизирует богатство, изобилие, любовь, верность и авторитет семьи. Он заботится о достойных наследниках и продолжении рода, способствует денежному благополучию и финансовому успеху. Лу-син поможет подняться по карьерной лестнице и занять высокое положение на работе.

Шоу-син является божеством, приносящим долголетие и здоровье.

Следовательно, звездные старцы ассоциируются с тремя важнейшими удачами семьи:

  • материальным благополучием, которое символизирует Фук;
  • властью и авторитетом семьи, символом которых является Люк;
  • долголетием и здоровьем, которое представляет Шоу.

Собранные вместе они приносят в дом удачу во всех жизненных сферах.

Идеальный подарок

Старцы окажутся превосходным подарком для:

  • родителей и дедушек с бабушками: они подарят здоровье и долголетие;
  • молодой семьи: сделают семейную жизнь счастливой и благополучной;
  • начальника или директора: старцы будут способствовать развитию дела, прибыльности и успешности предприятия.

Какими бывают звездные старцы?

Фу-син бывает:

  • окруженным множеством монет, которые символизируют изобилие и процветание;
  • держащим слитки золота - символ богатства;
  • в соседстве с символом «фу», написанном в ста вариантах, что означает сотни пожеланий благополучия и счастья.

Лу изображается:

  • в окружении детей (часто с младенцем на руках), символизирующими продолжение рода;
  • держащим скипетр и свиток, которые символизируют силу, власть и семейный авторитет.

Шоу-син может изготавливаться с:

  • оленем;
  • персиком;
  • сосной.

Олень, персик и сосна являются символами долголетия.

Шоу син держит в руках посох, сделанный из женьшеневого корня, привлекающего здоровье.

Какие статуэтки выбрать?

Идеальным выбором станут керамические статуэтки. Но при отсутствии таких фигурок подойдут любые другие.

Также можно повесить на стену панно, изображающее трех божеств.

Где разместить божеств?

Звездные старцы в любом месте будут привлекать в дом удачу, здоровье и процветание. Лучшим местом для звездных старцев станет сектор помощников. Можно их поставить в центре дома или в том месте, где любят собираться члены семьи. Прекрасно будут они работать в зонах богатства, семьи, здоровья, карьеры. А вот в спальне, кухне, ванной комнате и в туалете ставить талисманы не рекомендуется.

Если требуется за короткое время притянуть удачу, то старцев размещают в центре квартиры, в гостиной или спальне. Для того, кто занимается благотворительностью, статуэтки рекомендуется поставить в зону помощников. При желании прожить долгую, счастливую и здоровую жизнь, их следует поставить в столовой. Если необходимо продвинуться по карьерной лестнице и получить достойную оплату за свой труд, то старцев следует разместить в рабочем кабинете.

Идеальным местом для старцев в офисе станет размещение за спиной владельца кабинета, что обеспечит жизненной поддержкой и привлечет благосостояние.

Состоятельные китайцы помещают старцев в отдельные комнаты, чтобы они могли заниматься медитацией.

Размещать звездных старцев следует на возвышении, -чтобы они были выше людей, находящихся в комнате.

Как поступить, если одна из фигурок разбилась?

Иногда случается так, что фигурка разбивается или теряется. В этом случае не стоит расстраиваться, а следует вместо нее приобрести новую статуэтку. Можно преподнести

Если новую статуэтку не получилось приобрести, то две оставшиеся рекомендуется поставить в разных местах.

Испортившуюся фигурку запрещается выбрасывать в мусор. Ее следует закопать или выбросить в речку.

Как получить помощь от звездных старцев?

Форма обращения к старцам особого значения не имеет. Главное - проявлять почет и уважение к божествам. Еще одним условием является искренность просьбы и отсутствие противоречивости Божественной воли.

Даже без озвучивания просьбы старцы будут притягивать в дом удачу и процветание.

Александр , 6 ноября 2014 .

В этой статье вы узнаете:

– сильные небесные защитники, один из сильнейших талисманов фен-шуй. Их фигурки можно использовать как по отдельности, так и вместе. Согласно одной из легенд, они символизируют собой самые яркие звезды Большой Медведицы. Впечатляющая популярность этих символов объясняется тем, что они привлекают в дом все, что может сделать человека счастливым.

Значение талисмана

Узнать каждого из старцев легко по предметам, которые они держат в руках, а также по одеяниям:

  1. Фук одет в красное, изображается в окружении монет, золотых слитков и других атрибутов благополучия. В большинстве случаев его располагают в центре, реже – с правого края. Он обладает большой силой и приносит в дом удачу и материальные блага. Помогает он и в бизнесе, поэтому поставить его изображение можно не только дома, но и в офисе, на рабочий стол. Фук может держать в руках изображение иероглифа фу, символизирующего 100 пожеланий счастья.
  2. Лук держит в левой руке папирус или скипетр в качестве символа власти. Он отвечает за авторитет семьи. В некоторых случаях его изображают с младенцем на руках, и в этом случае божество символизирует счастливое продолжение рода, обещает будущим детям славу и высокое положение в обществе. Чаще всего Лук располагается по правую руку от стоящего в центре Фука, но не будет ошибкой поставить его и с левой стороны.
  3. Сау держит в левой руке плод персика. В отличие от 2 других старцев, его часто изображают в одиночестве. Он всегда выглядит добродушным и милым, с широкой приветливой улыбкой. Сау дарит крепкое здоровье и долголетие. Иногда этому старцу сопутствует олень – древний китайский символ вечной жизни. Согласно легендам, персик, который находится в руке Сау, созревает в раю лишь раз в 3000 лет, что делает его одним из сильнейших символов долголетия.

Самая благоприятная комбинация – изображение трех старцев вместе. Они привлекут удачу, богатство и новые возможности, о которых можно было только мечтать.

Можно ли использовать как подарок

Три звездных старца – отличный подарок человеку, который, по мнению дарителя, заслуживает всех благ. Отдельное изображение божества Сау часто используется как подарок на день рождения пожилому члену семьи. Лучший способ предотвратить неприятности и добиться здоровья и долголетия каждого члена семьи – иметь в доме статуэтку этого старца.

Звездных старцев принято дарить коллегам, которые стоят выше по карьерной лестнице, начальству, а также молодоженам на свадьбу. Считается, что такой подарок – одно из лучших искренних пожеланий благополучия в семейной жизни и всех начинаниях.

Божества изображаются на полотнах, открытках, но чаще всего – в виде трех отдельных статуэток, которые можно поставить рядом, разместив Фука по центру. Люди, которые обладают художественными навыками, могут нарисовать старцев самостоятельно: созданный своими руками талисман обретает особенную силу, если подкрепить его мощными аффирмациями.

Звездные старцы могут быть выполнены из самых разных материалов. Классический и наиболее удачный вариант – статуэтки из керамики, но это не строгое правило. Они могут быть металлическими, пластиковыми, стеклянными и даже вырезанными из дерева или кости. Допустимы как одноцветные, так и окрашенные варианты.

Желательно не экономить на такой покупке и отдавать предпочтение качественным талисманам, так как они рассчитаны на долгие годы и даже могут передаваться по наследству.

Изображение и внешний вид старцев могут сильно отличаться в зависимости от художника, создававшего талисман. Фук может быть немного выше остальных, Сау изображается высоколобым и безволосым, но строгих правил по этому поводу нет.

Места для божеств

Фен-шуй не подразумевает строгого правила по размещению старцев в квартире или доме. Когда божества находятся рядом, вместе они создают универсальный талисман, благотворно отражающийся на всех сферах жизни человека.

Считается, что лучше всего поставить старцев в центр квартиры либо гостиной. Но допустимы и другие варианты, в зависимости от потребностей членов семьи. Для достижения долголетия и счастья в жизни можно поместить статуэтки в столовой. Людям, желающим добиться продвижения по карьерной лестнице, лучше поставить их за спиной в рабочем кабинете.

Несмотря на то, что только 1 бог отвечает за материальное благополучие, нередко всех трех старцев размещают на рецепции и в лобби отелей, на столах руководства и в других зонах, непосредственно связанных с бизнес-процессами.

По возможности рекомендуется размещать талисман таким образом, чтобы старцы располагались выше головы самого высокого члена семьи. Если божества изображены на панно, можно повесить его на стену в любом месте, лучше всего там, где чаще всего собирается вся семья. Поставить статуэтки можно и в прихожей, чтобы они встречали жильцов дома, каждый раз улучшая их благополучие и благосостояние.

Согласно мнению некоторых практикующих мастеров фен-шуй, отлично подходит для старцев восточная часть дома. Если они будут находиться в этой зоне, то принесут семье изобилие и поразительную удачу.

Не рекомендуется размещать эти символы на кухне, а также в непосредственной близости к ванной комнате или туалету, то есть местам, которые способны оказывать негативное воздействие на циркулирование энергии ци в доме. Спальня тоже не является лучшим местом для трех божеств, так как там должна царить более спокойная и размеренная энергия.

Если старцев решено разделить по разным зонам, то Фуку предназначен сектор богатства , Луку – помощников и покровителей, а Сау – здоровья.

Если разбилась фигурка

Иногда случается так, что талисманы приходят в негодность. Это может произойти и с божеством счастья, особенно если его фигурка выполнена из хрупкого материала. Если фигурка разбилась, ничего страшного не произойдет, но желательно не выкидывать талисман в мусор. По возможности статуэтку лучше закопать в землю, а 2 оставшиеся расставить по соответствующим зонам (отвечающим за семью, карьеру или богатство). Лучше не оставлять 2 старцев вместе, если третий утерян.

Еще один вариант – подарить оставшиеся 2 статуэтки людям, которые в них нуждаются, а затем приобрести новую троицу божеств.

Активация силы звездных старцев

Статуэтки старцев начинают свое действие сразу же после того, как их разместят в подходящей зоне. Состоятельные китайцы, которые верят в магические силы этих божеств, иногда даже выделяют для них отдельную комнату в доме, где старцы могли бы медитировать. Далеко не каждый человек, увлекающийся фен-шуй, может позволить себе такую роскошь, но достаточно отвести старцам удобную чистую полочку в центральной части комнаты.

Окружить божеств можно свечами, традиционными благовониями и декоративными цветами, которые символизируют надежду на то, что старцы будут щедры на дары жителям дома.

Среди китайцев не принято молиться божествам, достаточно просто время от времени смотреть на них, произнося вслух или про себя аффирмации для укрепления здоровья, достижения материального благополучия и успеха в делах.

При необходимости можно обращаться за помощью к старцам, формулируя свои искренние желания. Но делать это не обязательно, так как присутствие талисмана в доме само по себе притягивает благополучие во многих сферах жизни.

Любой из трех звездных старцев (Фук, Лук, Сау) является прекрасным символом семейного очага, охраняющим дом и семью, дающим счастье, долголетие, здоровье и процветание. Конечно, ставить трех старцев Фу, Лу и Шу вместе эффективнее, но возможно размещение старцев и поодиночке.

Самый высокий ранг среди всех звездных старцев имеет Фу Син – он символ богатства и удачи . Фук часто изображается со скипетром, что символизирует успехи во всех начинаниях, и со слитком золота, что привлекает в дом богатство. Этот мудрец принесет удачу тем, кто печется о своей карьере, стремиться добиться успеха во всех своих делах, иметь стабильный финансовый рост.

Второй по рангу за Фу идет Лу Син. Он символизирует любовь, верные и долгие отношения, семейное счастье и счастье детей и внуков. Обычно он изображается со свитком в руках и иногда с ребенком. Еще одна роль положенная на этого мудреца – это высокое место по службе, поскольку старец Лук еще и воплощение чиновника, занимающего большой пост.

Третий старец – Шоу Син. Он изображается как седой высоколобый старец, символизируя этим приобретенную мудрость за долгие годы жизни.

Шу син – это символ крепкого здоровья и долголетия. Он часто изображается с тыквой горлянкой в руках или персиком, которые тоже является талисманом здоровья. Сау еще и символ добродетели, он снисходителен и благосклонен к людям искренним, щедрым, не склонным к лицемерию и жадности, алчности и высокомерию.

Обычно звездные старцы расположены в таком порядке – посредине Фу, Лу стоит по правую руку от него, а Шу по левую. Но такой порядок совершенно не принципиален, то есть если Вы расположите звездный старцев в любом другом порядке по своему вкусу, их сила от этого не уменьшиться.

Важно, какое место в Вашем доме занимают звездные старцы. Они должны находиться на высоте не менее одного метра над полом, и стоять на твердой дощечке.

Фу, Лу, Шу можно поставить практически в каждой комнате Вашего дома, дабы они приумножали Ваше состояние, дарили удачу и крепкое здоровье.

Если Вы стремитесь к росту по карьерной лестнице и высокой оплате своего труда – поставьте трех звездных старцев в своем рабочем кабинете или офисе.

Так же можно поставить этот талисман в столовой для благословления счастливой, долгой и здоровой жизни в семье.

Директорам можно разместить трех звездных старцев (Фук, Лук, Сау) позади себя, для привлечения успеха в бизнесе.

Как и многие другие талисманы, трех звездных старцев нежелательно ставить в ванной, туалете или на кухне.

Три звездных старца станут отличным подарком для любого. Кроме того, это один из самых подходящих талисманов для восьмого периода, в котором мы все сейчас живем.

Фук, Лук, Сау - это чудесных подарок для родителей и дедушек с бабушками, три мудреца будут охранять их здоровье, и дарить еще долгие года счастливой жизни.

Звездных старцев Фук, Лук, Сау можно подарить молодой семье, что бы их дети были здоровыми, а семейная жизнь гладкой и счастливой.

И, несомненно, это замечательны подарок для начальника или директора. Три мудреца помогут ему в развитии своего дела, сделают все начинания прибыльными и успешными.

Три звездных старца

В домах китайцев всегда стоят фигурки трех богов-звезд: Фу-сина, Лу-сина и Шоу-сина, дарующих процветание, богатство и долголетие. Божества дома приносят домочадцам огромную удачу. Называют их всех вместе Саньфу («три звездных старца») или Сань-син («три звезды»), поскольку это триада звездных духов.

– Фу-син – «звезда счастья». В китайской астрономии звезда в центральной части неба, считавшаяся местом нахождения счастья. Божество Фу-син символизирует большую удачу, которая приносит деньги и процветание, материальное благополучие. Обычно бог Фу-син изображен в окружении множества монет, символизирующих богатство и изобилие. Часто изображается также в виде небесного чиновника с развернутым свитком в руках, на котором написано: «Небо посылает счастье».

– Лу-син (от «лу» – «чиновничье жалование» и «син» – «звезда»), или Гуань-син («звезда чиновников»). Звезда и божество карьеры, особенно почитавшееся чиновниками. Изображается в виде старца верхом на олене («лу» – «олень», омоним слова «лу» – «чиновничье жалование»). Поскольку сделать карьеру значит жить в достатке, это божество считается и символом богатства, процветания, изобилия. Также Лу-син – символ достойных наследников и продолжения рода. Часто его изображают с ребенком на руках или рядом с ним либо в окружении детей. Это божество символизирует и семейный авторитет, тогда его изображают держащим в руках скипетр и папирус (символы власти).

– Шоу-син – «звезда долголетия». Так в древнем Китае называлась звезда Канопус. Появление звезды предвещало долгоденствие государю и стране, а ее отсутствие на небосводе – войны и бедствия. Божество долголетия Шоу-син особенно популярно в Китае. Изображается как старец, в одной руке которого посох с привязанной к нему тыквой-горлянкой (символ процветания потомства) и бумажный свиток (символ долголетия), а в другой – персик (символ долголетия и бессмертия). Также его часто изображают выходящим из персика. Самым могущественным символом долголетия является именно Шоу-син. Божество Шоу-син отвечает также за счастье и здоровье, покровительствует больным и врачевателям.

Сюжет сказания о трех старцах принадлежит к числу бродячих. Оно известно в различных видоизменениях: вариируется число старцев, их молитвы, место действия и проч. Повесть эта известна и в устных пересказах, каков, например, рассказ сказочника Ерофея, записанный (М. И. Семевским) и в письменных памятниках. В последнем случае сказание связывается с западной переводной повестью о явлениях Августину, еп. иппонийскому (354-430 гг.), которая в России была известна с XVI в. князю А. М. Курбскому, слышавшему ее от Максима Грека, но не знавшему, была ли она прежде него переведена на русский язык. В повести Августина вместо трех старцев Толстого изображен один старец, которого Августин увидел, возвращаясь с Карфагенского собора, на одном острове Средиземного моря «пустом и ненаселеном человеки», куда занесло его корабль. Пустынник был «наг» и «многолетен»; он был рожден в «Африкийской земле», «от языка же италийска». Из его ответов на вопросы Августина оказалось, что он знает молитвы «отнюд неискустно и несогласно», «горняя долу поставляя», т. е. перепутывая порядок слов. Августин удивлялся его преданности богу и в то же время его «неискуству», и стал учить его молитвам. Он покрыл его наготу своей одеждой и поплыл дальше, когда ветер стал попутным. На второй день «корабленицы» сверху увидели на море человека, который гнался за кораблем, как «птица скоропарящая или стрела, стреленная от лука», при приближении просящего подождать его: «ждите, рече, господа ради, ждите мене грешного». Епископ, вышедший наверх, увидел старца, плывущего по морю, половину одежды разослав по воде и половину держа вместо паруса. И достигнув корабля, старец взошел на верх с мольбой к распростертому перед ним Августину: «Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо». И вытвердив снова молитвы, он сошел с корабля, сел опять на свою одежду и вернулся в пустыню так же точно, проплыв по морю «со скорейшим стремлением по первому обычаю».

Мы видим, как близка основа рассказа Толстого к сказанию Августина, но конечно, не им воспользовался Толстой; несомненно он познакомился с этой легендой по передаче устной, народной, русской. По словам П. И. Бирюкова Толстой слышал сказание от олонецкого сказителя В. П. Щеголёнка (см. о нем выше в комментарии к рассказу «Чем люди живы»); нужно впрочем отметить, что в тетради с записями Толстого сказаний и легенд, слышанных им от Щеголёнка, этого сказания не сохранилось. Нельзя не подчеркнуть, что в своем рассказе о трех старцах Толстой, чтобы придать жизненность повествованию, отодвинул от него чудесность, которая является необходимой во всех сказаниях о трех старцах, и представил догоню их по воде видением епископа.

Работа Толстого над рассказом «Три старца» (три рукописи и корректура) может быть подразделена на две редакции и стилистическую переработку текста, которая была названа переписчиком третьей редакцией. Главное различие двух редакций в изображении видения или сна архиерея: Первый рассказ о сне ближе передает старое сказание, так как здесь нечто таинственное видят все присутствующие (наприм. «корабленицы» в сказании Августина). Толстой в первом очерке рассказа изобразил, что народ первый заметил бегущих по воде старцев и архиерей, услышав общий говор, подошел к собравшимся (сон его виден только из слов: «затихло всё и задумался архиерей… поднял голову»). Во второй редакции Толстой отступил от обычного сказания: видит архиерей первый (изображается его сон: «рябит у него в глазах, то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит»…): он поднимается, показывает кормчему прося разглядеть, что видно на море; кормчий в ужасе кричит, поднялся народ…. Отметим любопытную мелочь: в первой редакции старцы идут по воде, не держась друг зa друга; во второй - держатся рука с рукой, как при первой встрече на острове; архиерею вспоминается во сне ярче всего то первое впечатление, которое у него было от вида старцев в действительности.

Писание рассказа «Три старца», вероятно, относится к июню 1885 г. В одном письме к В. Г. Черткову (Ч) 18 июня 1885 г. Толстой говорит о написании нового рассказа для «Посредника»: «я написал еще рассказ для вас, и, кажется, лучше прежних». Составительница объяснительных примечаний к этим письмам, А. К. Черткова высказывает мысль, что этот рассказ именно «Три старца» - «легенда очень любимая» Толстым. Л. Я. Гуревич предполагает, что Толстой говорил здесь о другом рассказе - о «Свечке».

«Три старца» напечатаны в первый раз в «Ниве» 1886, 13, столб. 330-334 (цензурное дозволение 26 марта 1886 г.). К заглавию рассказа «Три старца» в «Собрании сочинений Л. Н. Толстого» (изд. 10 и след.) прибавлен подзаголовок «Из народных сказок на Волге», которого нет во всех рукописях рассказа и в первых в 1886 г. изданиях «Собрания сочинений». Нет в рукописях и того подзаголовка, который помещен в первом издании рассказа в журнале «Нива»: «Три старца, народное сказание». Из этого можно видеть, что эти прибавленные подзаголовки, не только распространенный, но и короткий, принадлежат не Толстому. Что не волжское предание послужило основой рассказа, а скорее северное, видно из названий местных, северных. Интересно, что рассказ Толстого послужил со своей стороны основой новой сказки о Трех старцах, которые знают только одну молитву, «Трое вас, трое нас, помилуй нас», и которые заучивают при помощи архиерея «Отчую» и потом, забыв эту молитву, вслед за кораблем «чешут по воде». Этот рассказ записан в Енисейской губернии в 1900-м году А. А. Макаренком. Из сказанного видно насколько велика степень живучести этого сюжета.

ОПИСАНИЕ РУКОПИСЕЙ.

Рассказ сохранен в трех рукописях и корректурном оттиске. Рукописи принадлежат Архиву В. Г. Черткова, переданному в ГТМ, и хранятся в папке 8 под №№ 27, 28 и 29. Корректура - в БЛ под шифр. V, 9, 5 лл.

1) № 27. Автограф, F° и 4°, 4 листа. Писано, видимо, зa один присест, с небольшими помарками. На об. листа 1-го - отрывок из «Смерти Ивана Ильича» (не первой редакции, чужою рукою). Заглавие: «Три старца» и ссылка на Евангелие от Матфея. VI. 7-8. Начало: «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловецкіе»… На обложке рукой A. Л. Толстой: «Три старца (черновой)».

2) Рукопись № 28. Копия рукой В. Г. Черткова, с многочисленными поправками и дополнениями Толстого. 4°, 14 лл. На обложке синим карандашом: «Вторая редакция». Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Изменения и исправления значительны: Напр. в 1-й редакции, старцев, бегущих по морю, сначала увидел не архиерей, а другие путники, которые стали смотреть и рассуждать; архиерей подходит, спрашивает и потом вглядывается и видит старцев. Во второй редакции старцев видит сначала архиерей, остальные спят. Архиерей подходит к кормчему и просит посмотреть, чт? виднеется; тот видит старцев, ужасается и кричит; народ вскакивает, и все видят старцев, подошедших к кораблю.

3) Рукопись № 29. Копия рукою В. Г. Черткова с предыдущей. 4°, 13 листов линованной тетрадной бумаги, с поправками и дополнениями рукою Толстого и другою рукой. Заглавие: «Три старца». Начало (после эпиграфа из ев. Матф. VI. 7-8): «Плылъ на корабл? Архіерей изъ Архангельска города въ Соловки»… Листы с признаками пребывания в типографии. Видимо, с этой рукописи набирали для изд. 1886 г. Поправки рукой не Толстого внесены из корректуры. На обложке синим карандашом: «Третья редакция».

4) Корректура для изд. 1886 г. (Соч. гр. Л. Н. Толстого, ч. 12. М. 1886), с поправками и дополнениями самого Толстого и С. А. Толстой и подписью С. А. Толстой к печати.

В основу издания положен текст «Сочинений гр. Л. Н. Толстого. Часть 12. Произведения последних годов. М. 1886», стр. 154-162.

«Отечественные записки» 1864, т. 152.

Г. 3. Кунцевич, «Три старца» Л. Н. Толстого и «Сказание о явлениях Августину» (Историко-литературный сборник, посвящ. Вс. И. Срезневскому), Л. 1924, стр. 201-296.

Бирюков, П. И. Л. Н. Толстой. Биография. Изд. 3, т. 2, стр. 122.

В. И. Срезневский «Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого» (Ф. С. Ольденбург, к пятидесятилетию научно-общественной деятельности 1882-1932, Сборник статей, стр 476).

Толстовский ежегодник 1913 года. П. 1914. II. 25, 2 пр. т. 85, стр. 229.

См. «Русские сказки и песни в Сибири и др. материалы». Красноярск, 1902, под редакцией Потанина.