Проклят всяк творящий дело божие с небрежением. Проклят,кто дело Господне делает небрежно (Иер.48,10)

Людмила, Йошкар-Ола

Дает ли прелюбодеяние право на прекращение брачных отношений?

Мир вам! Арсений, мой муж, парализован, и мы за ним ухаживаем. Он программист. Вот уже шестую неделю лежит в хирургии, делали операцию: удалили желчный пузырь, из протоков вынули 2 камня. Он попросил вчера меня зайти к нему на почту, и я случайно нашла сайт, где муж до последнего времени общался с девочками 21-32 лет, там и видеочат есть эротический. Что мне делать? Вымаливать его или отпустить на свободу? Я уже не имею доверия к нему. Он ранее создавал эротические сайты, и я множество раз говорила, чтоб он бросил служить сатане, но он, оказывается, обманывал Бога и меня и, как видим, продолжал этим заниматься. У нас венчанный брак, но ведь прелюбодеяние даёт право на прекращение брачных отношений. Посоветуйте, как мне поступить в данной ситуации?

Мир вам, Людмила! С грустью прочитал Ваш вопрос. Муж Ваш болен, болен и телесно, и душевно, Вы потеряли доверие к нему по причине его блудных грехов и спрашиваете совета, как поступить. Давайте начнем с юридической стороны дела. Господь в Евангелии говорит, что брак нерасторжим, разве только по причине прелюбодеяния. Развод в христианстве всегда понимался как своего рода хирургическая операция, как ампутация части живого тела.

«… не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:4-9).

Прелюбодеяние - это супружеская измена, т.е. предательство супруги или супруга и сам по себе блудный грех. Однако в таком случае брак можно расторгнуть, но делать это не обязательно должно . Видите разницу? Кроме того, 21-е каноническое правило святого Василия Великого гласит что «соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна приняти мужа своего, обращающагося от блуда; но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома ». Иными словами, последствия супружеской измены со стороны мужа и жены разные. Святой Василий добавляет, что причину такого неравенства сложно объяснить, «но тако принято во обычай », видимо, считаясь с нормами гражданского права Римской империи его времени.

Итак, жена должна терпеть измены. Так поступали святые жены, например, Моника - мать блаженного Августина. В своей книге «Исповедь» Августин говорит, что она прощала своему мужу Патрицию его вспыльчивый характер и многочисленные измены. Моника молилась за него и в итоге привела его к покаянию. Незадолго до смерти Патриций принял святое крещение, испросив прощение у Бога и своей любящей жены. Отметим, что в случае с Патрицием это были реальные грехи. А Ваш супруг Арсений, насколько я понял, согрешал, так сказать, виртуально. Это серьезный грех, отягченный еще вовлечением в него множества других людей путем создания названных Вами сайтов. Но все же если не было телесной близости с блудницами, то ответственность другая. Вы пытались его вразумить и остановить, но тщетно. Предположу, что свою страсть Арсений приобрёл еще в подростковом возрасте. Опыт показывает, что, к сожалению, эта зависимость становится настолько крепкой, что даже спустя годы, если человек не ведет духовной брани, он нет-нет да и впадает в этот грех вновь, даже если имеет уже законную супругу. Казалось бы, зачем? Это странно, но такова природа этой страсти - болезни души, порабощающей человека. Это сродни игромании, курению и т.п.

Допускаете ли Вы, что и постигшая его телесная болезнь - следствие его грехов и наказание Божие? Если да, то Ваш долг еще и еще раз призвать его к покаянию и исправлению. Вы же неразрывно связаны друг с другом, Вы - едина плоть! Вы спрашиваете, вымаливать ли его или отпустить на свободу. Поставили бы Вы этот вопрос, если бы не узнали об этих сайтах и тайной стороне жизни супруга? Так примите и эту зависимость как тяжкий недуг его души, требующей операции и духовного врачевания. Продолжайте бороться за мужа, молитесь о том, чтобы Господь даровал ему покаяние, чтобы муж прозрел, пробудился от греховной спячки и сам попросил пригласить священника для исповеди. За это Господь благословит вас и освятит вашу жизнь. Вот Вы говорите, что у вас венчанный брак. Задумывались ли Вы, что значат венцы, одеваемые на новобрачных? Задумывались ли Вы, что символизирует хождение со священником вокруг аналоя с евангелием и крестом? Что это, как не образ следования за Христом и Его учением в жизни? А Спаситель сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк 9:23). Претерпевший до конца, тот спасен будет (Мф 24:13). Жизнь требует терпения и стойкости. Осуществление любви и единства требует мужества и подвига. В чине венчания мы молимся о том, чтобы супруги, выдержав испытание жизни во всей ее сложности, венчались в вечности венцами мученичества, венцами славы и чести.

В самом начале чина венчания, при обручении, священник призывает помолиться о новобрачных, «о еже сохранитися им в соединении и твердей вере ». Здесь говорится не только о вере в Бога, о благочестивой жизни, но и о вере в человека. А вера - это и доверие, и верность. В древних языках, в том числе и в церковно-славянском, вера и верность - это одно слово. Эти понятия конца не знают. Союз безоговорочного прощения и безграничного доверия заключается только навсегда. Не сходите с креста, а просите у Бога терпения и помощи в его несении. И чтобы слова мои были более убедительными, послушаем вселенского учителя - святителя Иоанна Златоуста .

«Он (апостол Павел - о. И.К.) , сказав: "мужья, любите своих жен" , не остановился только на этом, но показал нам и меру любви: "как и Христос возлюбил Церковь" (Еф.5:25). А как, скажи мне, Христос возлюбил церковь? Так, что предал Себя за нее. Поэтому, хотя бы надлежало умереть за жену, не отказывайся. Если Господь так возлюбил рабу, что предал за нее Себя самого, то тем более тебе должно так любить подобную тебе рабу. Но посмотрим, не красота ли этой невесты и добродетель ее души привлекли Жениха? Нельзя сказать это. Напротив, она была безобразна и нечиста, о чем можешь узнать из дальнейшего. Сказав: "предал Себя за нее ", апостол присовокупил: "чтобы освятить ее, очистив банею водною " (Еф.5:26). Словами: "очистив ", он выразил, что прежде она была нечиста и осквернена, и притом не незначительною, но крайней нечистотою, потому что она осквернялась смрадом и дымом, гноем и кровью, и множеством других подобных нечистот. Однако Он не отвратился от ее безобразия, но изменил неприятный вид ее, пересоздал, исправил, простил ее грехи. Ему подражай и ты. Хотя бы множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблаго­нравною, исправь ее добротою и кротостью, как и Христос - Церковь. Он не только смыл ее нечистоту, но изгладил и старость, истребив ветхого человека, состоящего из грехов. Выражая также и это, Павел говорит: "чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока " (Еф.5:27). Он сделал ее не только прекрасной, но и молодою, не по свойствам тела, но по расположению воли. И не только то удивительно, что Он, взяв некрасивую, безобразную, гнусную и старую, не отвратился от ее безобразия, а еще предал Себя за нее на смерть и даровал ей невыразимую красоту, но и то, что и впоследствии, видя ее часто оскверняющеюся и получающею нечистоту, Он не отвергает и не отстраняет ее от Себя, но постоянно врачует и исправляет. Сколько людей, скажи мне, после принятия веры согрешали? Однако Он не отвратился от них. Например, у коринфян блудник был членом церкви, но Бог не отсек его, а исправил. Церковь галатская вся отступила и впала в иудейство; и, однако, Он не отверг ее, но, исцелив ее чрез Павла, возвел в прежнее состояние. Как в телах наших, когда случится болезнь, мы не отсекаем члена, но истребляем болезнь, – так будем поступать и с женою. Если будет в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй этот порок. Жену можно исправить, а поврежденный член часто невозможно излечить; и однако, мы, зная, что повреждение его неисцельно, не смотря на то не отсекаем его; часто многие, имея кривую голень, хромую ногу, сухую и омертвевшую руку, или ослепший глаз, ни глаза не вырывают, ни ноги не отсекают, ни руки не отрезают, но, видя, что для тела нет от них никакой пользы, а напротив причиняется великое безобразие для прочих членов, продолжают иметь их по связи с прочими членами. Поэтому не безрассудно ли, – там, где исправление невозможно и пользы нет никакой, оказывать такую попечительность, а где добрые надежды и удобное исправление, там не употреблять врачевания? Поврежденное от природы восстановить невозможно, а волю развращенную исправить возможно.

Если же скажешь, что и жена твоя больна неисцельно, и не смотря на великую попечительность твою не оставляет своего нрава, и тогда не должно отвергать ее, потому что и член больной неисцельно не отсекается. А она – член твой: "будут", сказал Господь, "[два] одна плоть" (Быт.2:24). Притом от попечения о члене нам не будет никакой пользы, если он останется больным неисцельно; а за жену, если она остается неисцельно больною, предстоит нам великая награда за то, что мы учим, руководима ее. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего наставления, мы получим от Бога великую награду за терпение, за то, что по страху пред Ним мы оказывали такое терпение, кротко переносили злобу ее и держали ее, как член свой. Жена – необходимый член наш, и потому особенно должно любить ее». (Святитель Иоанн Златоуст. «Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен»).

Подвижнические монахам наставления

80. 1) Хвалю послушливость вашу: и пребудьте таковы; и раздаятели потреб и послушаний, – и получатели их действуйте богобоязненно. – 2) Богатитесь делами милости, подражая Богу, не гордясь, если успеем, что сделать, и не унывая, если не успеем.

1. Смотрите, как вы возрастаете, как возвышаетесь, как совершенствуетесь, какие плоды приносите Богу и нам, и как благоустрояясь в добром жительстве вашем, послушанием стяжаете души ваши. Во смирении своем вы возвысили рог жития вашего, в послушании вашем показали свидетельство совести вашей, что без лукавства и лицемерия проходите послушание. И всегда пребудьте таковыми. – Когда назначается, например, один на одну, другой на другую потребу, да совершается сие, прошу, ни пристрастно, ни враждебно, ни небрежно; но как пред лицом Бога всевидящего, один пусть дает назначение, а другой приемлет благорассудно, добросовестно, и достохвально, чтоб услышать в день оный: «добре, рабе благой и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (). Такого гласа, простите мне, недостойны те, которые не Богобоязненно, а пристрастно, или выдают потребное братиям, – одежду, обувь, – или раздают послушания; но вот какого: «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» (). Ибо отсюда сколько порождается зла? С одной стороны раболепство, с другой ропот и расстройство мирных отношений. Говорю сие не с тем, чтоб получающие восставали на раздающих, но чтоб вы, раздаятели, в страхе Божием и по любви братской, наилучшим образом действовали в порученной вам части управления. Если будете так действовать, то благоустроение, мир и тишина паче и паче будут крепнуть и укореняться в достолюбезном братстве нашем.

2. Прошу и молю вас, исполните сердца ваши всякого рода благими начинаниями, предайте себя взаимной друг к другу любви, радуйтесь о преуспеянии друг друга и скорбите о преткновении ближнего. «Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацыи и небеснии,» говорит Апостол (). Бог же небесный «любит милостыню и суд» (), и «милости Его исполнь вся земля» (118, 64), поет св. Давид. Будем подражать Ему и мы, и ныне это совершим, завтра же простремся к другому чему, причем ни от неуспешности не будем малодушествовать, ни успехом тщеславиться. Но за последнее возблагодарим Господа: ибо сие есть «ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога» (); при первом же потерпим, и будет нам: ибо Господь уверяет, что «всяк ищай обретает и, толкующему отверзется» (). Таким образом, день ото дня будете вы совершать спасение душ ваших, восходя все к высшему и высшему. Ныне – время купли истинной, не гибнущей, – время бега (состязания), но духовного, – обогащения время, но благами вечными. Блажен текущий; треблажен терпящий; всеблажен огнь огнем вожделения Бога и любовью к Нему возжигающий в себе каждодневно.

81. 1) Страшнее меча восстание страсти будем внимать, ограждая себя заповедями и вооружаясь отвращением. ко греху. – 2) Ныне один, завтра другой демон восстает: всех надо отражать именем Господа и нуждением себя на добро; и не малодушествуйте, когда налагают епитимию.

3. Пусть мечи на меня оттачивают, пусть раны налагают, пусть изгоняют, пусть смертно угрожают; не боюсь я этого столько, сколько боюсь поднимающегося в смиренной душе моей дьявольского нападения, когда, царствуюший в теле моем, как воинство какое вооруженное, высылает против добродетели множество неистовых страстей. Тогда страшна мне стрела сласти греховной, которая не плоть, а сердце уязвляет; тогда страшна мне кровь, которая не на землю изливается, а на душу от невидимого меча. Вот чего я боюсь и вот пред чем трепещу. Будем же внимать себе, братия мои, и смотреть, как бы не вторгся в град души нашей какой-либо наветник, или помысел гордый, или сласть греха, – хищница, или непослушание возмутительное, или самочиние губительное, или ожестение нераскаянное, или упорство несклонимое, или самооправдание неубедимое, или другое что, могущее возмутить душу. Но, как окопами какими, оградим себя божественными заповедями; и будем всегда целы и безопасны. Если же случится когда какому-либо такому хищнику войти; то как только заметим его, поскорее схватим его, свяжем и отбросим подальше куда-нибудь от себя. Вооружимся наипаче против страстей, восприяв недоступность сердца и крепость духа, чтоб, когда будем боримы, не падать, но отражать и далеко отбрасывать, восстающих на нас, невидимых врагов.

4. Ныне такой демон борет, завтра нападет другой, а там еще иной какой, – блуда например, чревоугодия, высокоумия, гордости, продерзости, самочиния и других бесчисленных страстей. Против всех должны мы выступать, со всеми воевать и всех поражать, именем Господа нашего Иисуса Христа, имеющего украсить нас венцом победы в день воздаяния. Блажен, брате, слышащий сие, разумеюший и соблюдающий, прибавлю, и нудящий себя каждодневно к мысленной брани. Ибо нуждно есть дело спасения, и царство небесное только нудящие себя восхищают. Почему не должно вам дивиться, когда случится вам быть в искушении; потому что оно бывает с вами для испытания вас и обучения брани. Не малодушествуйте, когда вразумляют, обличают, налагают епитимию и, если нужно, отлучают; но благодушны будьте, бодренны, и с большим рвением беритесь за дело; ибо в этом ваше спасение, в этом – преуспеяние, в этом – мученичество, за это венцы.

82. 1) Брат ушел. Отчего? Себе не внимал и помыслам прельстительным поддался; если б внимал себе, псаломские внушения вразумили бы его; и воля не тверда была. – 2) Воины царя земного из-за земных выгод верными ему бывают: нам ли не пребывать верными Царю небесному царства ради небесного? Будем же таковы, подражая отцам.

5. Внушал я вам внимать себе против наветов вражеских. Ныне укажу на худой плод невнимания себе: бедный брат Аввакум убежал от нас. Конечно, это потому, что не внимал себе и не имел мысленного охранения себя. Не верные Богу и благочестные помыслы, могшие воевать за него, держал он, но прельстительные, Бога и правду его закрывающие от души; почему и пострадал, что пострадал: сам себя отлучил из среды нас и пошел в след дьявола. И где он теперь блуждает, как овца зверохищная, без руководства и пасения? – Как может он теперь воспевать хвалу Богу, от Коего отпал нарушением своих обетов? Как может он петь: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» , вступив на такой путь? Или как может он говорить: «сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» () ? И слова: «терпя потерпех Господа и внят ми и услыша молитву мою» (), далеки от него. Более приличными себе найдет он следующие псаломские слова: «прокляти уклоняющиеся от заповедей Твоих» (). Проклят он и есть и будет, если Господь Бог, молитвами отца моего и вашего, с содействием и ваших, не приведет его к обращению. Но зачем так бывает с нами? Зачем сатана находит нас подручными себе и похищает? Зачем позволяем мы себе быть не пригвожденными страхом Божиим, и не облеченными в броню любви ко Христу Богу нашему? Зачем попускаем мы быть преодоленными своими похотями и оказываться таким образом хладными, прелюбодейчищами, неустойчивыми и, скажу прямо, – бесплодными? Где вера к отцам? Где любовь к братиям? И как вам спасаться от чувственных и мысленных искушений, когда чуть коснулись вас прискорбности, вы совсем изнемогаете и, еще не вступив на поприще состязания, обращаетесь вспять?

6. Видите ли воинов царя земного, – как они хранят верность свою к нему, дерутся за него и кровь свою проливают? И это из-за чего? – Чтоб получить какие-нибудь почести или чины. Не таковы наши подвиги. Они – ради единого вечного и невидимого Царя всяческих, Бога, – и не из-за чего-либо земного, но для получения Царствия Небесного, чтоб сделаться сонаследниками Христа – Господа, чтоб вкушать то, чего око не видало, о чем ухо не слыхало, что и на сердце человеку не всходило. И однако же мы не все и не всегда остаемся Ему верными; нас можно смануть, прельстить и увлечь. Но нам ли не трезвенствовать? Нам ли не крепиться? Нам ли не стоять до крови? Не свыше ли наше рождение? Не сыны ли мы Света? Как же нам не являть себя чадами послушания? Как не показывать, что мы семя святое? Как не пленять всякое помышление в послушание Христово? Как не простираться превыше мiрских мудрований? Как не умирать за Христа, хотя бы не раз в день надлежало умереть за Него? – Ей, чада мои! Будем сынами силы, воинами Христовыми, истинно Божиим народом, хором Ангельским, полком непоколебимым, по примеру св. отцов наших и тех блаженных, кои жили под руководством их, да имеем сатану под ногами нашими попираемым и поругаемым, как имели его Сильван святой, Досифей преподобный, Захарий приснопамятный, и все всех преподобных питомцы. Ибо прославлен не один Досифей, не один Сильван, не один Захарий, но и все верные ученики их и последователи бывают причастными славы их. Будем и мы, умоляю вас, как они. Не дадим одолеть себя наветам вражеским, не убоимся страха их, не допустим умертвить себя греховной; но все остальные дни и часы жизни нашей поживем, благоугождая Господу Богу нашему.

83. 1) Ничто да не отлучает нас от любви Божией; но пребудем в подвигах и добродетелях, пока достигнем в меру Христову. – 2) Отрекшись от мiра, великое сделали мы дело; не посрамим же начинания сего нерадением и себе угождением, подражая отцам.

7. Когда народная какая случается беда, и все в смятении, нам денноночно надлежит припадать к Богу, со слезами и воздыханиями моля Его преложить гнев на милость, и восстановить мир в мiре, имиже весть судьбами Его неисследимая премудрость, – не оставляя однако же при сем и своего духовного делания, но в его пользу обращая и то, чем нас коснется общее бедствие. Ибо «любящим Бога» , как сказал Апостол, «вся поспешествуют во благое» (); так что ни настоящая беда, ни другая какая более страшная, или, выражаясь Апостольским словом, «ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ни Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (). Посему к Богу возносясь и на отложенные там блага воззревая, будем совершать предлежаший нам подвиг с радостью, твердостью и рвением, ни унынием не расслабляясь, ни от поста не изнемогая, ни бдением не утомляясь, ни за молитвою не скучая, ни от трудов в исполнении других заповедей не цепенея; но ко всему этому теча и спеша, как на праздник какой и веселие, или лучше, как к свету, как к Самому Богу; и взыдем таким образом от силы в силу в исполнении заповедей, и от славы в славу в украшении себя добродетелями, все более и более богатясь божественными совершенствами, «дондеже достигнем вси в соединение веры, в меру возраста исполнения» Господа нашего Иисуса "Христа" (), для Которого мы мiру распялись, а мiр распялся нам (), для Которого мы все оставили и все вменили уметы, да Его единого приобрящем ().

8. Видите, чада мои, каковое и коликое дело совершили мы убежав от мiра и отрекшись от всего житейского, от родства и родины, от родителей, братьев и сестер, от городов и домов и от всего вообще, чем утешается плоть и кровь? – Не посрамим же такого дела своего разленением, небрежностью и невниманием; а это будет, если начнем исполнять пожелания плоти и действовать по страстям душевным. Не таковы были святые и преподобные Отцы наши, оставившие нам примеры Богоподражательного смирения,не рассуждающего послушания, искренней веры, отвращения к мiру, любовь к Богу, дивных подвигов и преподобных дел. Им будем подражать и мы, нудя себя шествовать по следам их, да сподобимся и части их.

84. 1) Кто не тако нечестивии? Все, дурно живущие; особенно же недовольные скудным содержанием монастырским, в противность обетам. – 2) Надо довольствоваться предлагаемым на трапезе, всякое утешение почитая умалением вечного утешения, как я сам всегда чувствую. – 3) У нас трапеза не худа; а в больнице и трапеза и все другое очень хорошо. – 4) Прибавлю: сами ничего не принесли в обитель, а подай то и то; между тем ни к чему почти не способны, другие же получше вас всячески трудятся, и терпят. праведен гнев Божий на вас.

9. «Делайте не брашно гиблющее» , говорит Господь, «но брашно, пребывающее в живот вечный» (), т.е. исполняйте заповеди, «в законе Господни поучаясь день и ночь» , чтобы быть вам, как «древо, насажденное при исходищах вод» , по слову божественного Давида; и "плод" вами «дан да будет во время свое» , и "лист" спасения вашего «да не отпадет» в будущем веке. «Не тако нечестивии; не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли» (). «Нечестивыми» же пусть будут у нас не только те, кои неправо веруют, но и все, преступающие заповеди Господа; в применении же к нашему чину, кто это будут, как непослушливые, горделивые, хитроглаголивые, тщеславные, дерзостные, также тайноядущие, ропотливые, любящие украшаться, любопытные (все высматривающие и выпытывающие), празднолюбцы, беспечные, шепотники, своенравные, клеветливые, паче же неблагодарные и требовательные более надлежащего? – Они не довольствуются дарами, от Бога даемыми (т.е. тем, что всем предлагается в обители), но оставив попечение о душе и телу поблажая, ищут и требуют яств и питий, которых недостойны, и воюют из-за них, выставляя в извинение свое телосложение, привычки и немощи. И хорошо было бы, когда б они в самом деле заболели; может быть, чрез это они избавились от наибольшей из болезней, – неблагодарности. – Как будто забыли, окаянные, что при вступлении своем к нам обещали Богу и что исповедали пред лицом многих свидетелей невидимых и видимых! Не в алчбе ли и жажде пребывать, не всякую ли прискорбность и тесноту, голод, гонение, муки и смерти переносить обещались? А теперь войну ведут из-за вина и яств! – Но как они наругались над обетом, так и сами поруганы будут; и как не искусились памятовать, что Бога имели зрителем и слышателем их обещаний; то боюсь, как бы «Он не предал их в неискусен ум творити неподобное» и пагубное ().

10. Отрезвитесь же, кто таков; наипаче же пробудите души ваши от дремания, от небрежения о божественном, от долупреклонности, от «ни тепло, ни хладно.» Возгоритесь божественной любовью и страхом. Примите наказание и облекитесь в оружия правды. Трепещите и бойтесь, и из-за того, что предлагается на трапезе, не воюйте. Не говорю, когда бывает варево, рыба и сыр, но и когда предлагается один хлеб с промасленными овощами, разваренный боб, или другое что подобное, то и это почитайте за великое утешение. И кто из смиренномудрых не побоится при сем, помышляя, как бы и из-за такого утешения не лишиться вечных благ? О себе скажу, что считаю дорожным коштом по пути в ад всякое ястие и питие, и особенно то, которое давалось мне во время моей немощи. Поверьте мне, хотя и в безумии говорю, что если б не обымал меня великий страх непослушания общему отцу нашему и не обеждало ваше рассудительное слово, то я никак не переменял бы обычной меры пищеприятия до самой смерти? Только по сей причине ел и пил я разное: но, скажу и еще в безумии, делал это с болезнью сердца, стенанием и огорчением, с одной стороны по причине недостоинства моего, с другой по заботливости о вас немощствующих и по скудости в обители.

11. Впрочем, по благодати Христа Господа, у нас есть потребное: воздайте славу Богу, неблагодарные! Мы и вино пьем, и масло и рыбу вкушаем, и в больнице упокоеваемся и врачуемся, – и это не раз или два, а всякий день. – Избранный брат, приобретший опытность в лечении болезней, у нас главный больничник; при нем помощника три, четыре и пять; особый повар, особый расходчик, особый приготовитель мазей, пластырей, бинтов и корпий; и занятия там не прекращаются ни на минуту. И расходов не мало: каждый день дается рыба, которая берется или у приговоренных, трех-четырех рыболовов, или на рынке; сколько вина, – и какого – расходовано и расходуется; сколько маслин, мед, чистые хлебы, и многое другое. – За все это как не благодарить нам, неблагодарные? Как не воздать славу Богу? Как не воспеть хвалу Ему?

12. Прибавлю еще: сами мы ничего не принесли в монастырь, и от работы нашей никакой нет прибыли; а подай нам то, подай другое. – А между тем негожи бываем ни к чему, ни при вратах стоять, ни в трапезе служить. Но и того не чувствуем, бесчувственные и бессмысленные, что мы, может быть, последние, и что другие, честные паче нас, братия и отцы, одни вне, другие внутри обители, то на холоде и ветре, то на жару и зное, как рабы какие, копают, пашут, обрезывают виноград, моют, шьют, куют, пешие ходят по делам в город, на поля, на горы, – преутруждаются и утомляются; но все терпят спокойно. – Воистину таковых есть Царствие Небесное! Ты же, о слепой, о жестокосердый, о лукавый, о отчаянный! Смотри, не услышать бы тебе в день он: «связавше ему руки и нозе, вверзите во тьму кромешную» (). Горе вам! Вы небрежете о гневе Божием, видя, что Он не тотчас наказует. Поистине о вас сказано: «рече безумен в сердце своем, несть Бог» (). Почему? Потому что вы «растлились и омерзились в начинаниях своих и несте творящии благое. Но Господь с небесе приникает» на всяк день, «и смотрит, кто есть разумеваяй и взыскаяй Его» () и таковых написует в книге живота, а прочих пропускает. Боюсь, не пришел бы святой Давид, не пропел бы про вас, – и не сбылось бы на вас поемое: «раздели я в животе их» (). Кого? – этих злых от добре шествующих. – Но «разумейте сия, забывающии Бога, да не когда похитить, и не будет избавляяй» (). И мне неразумному простите, чада мои возлюбленные, потому что щадя вас, из любви со слезами высказал это, думая, что лучше мне ныне побичевать вас словом, нежели как подвергнуться после вечным бичеваниям, от коих да избавимся все благодатью Господа нашего Иисуса Христа.

85. 1) Горько, что еще двое ушли. – 2) Так-то нельзя полагаться ни на себя, ни на других. – 3) Мы же мало-мало что сделаем, – и уж не знать как высимся, – отчего и падаем. – 4) Внимайте же себе; а о тех молитесь.

13. Опять искушение, опять соблазн; опять я, бедный, в плаче и сетовании, что отторглись возлюбленные (два брата убежали), что низверглись долу высокожительствовавшие, что «мнящиеся быти мудри» омрачились, что понесшие великий и многолетний подвиг и пот благочестия в одно мгновение все потеряли, и сделались для меня вместо винограда тернием, вместо обвеселения огорчением, вместо ожидаемого счастья несчастьем. И не вем, что реку и что возглаголю о падении и сокрушении братий наших; разве только сесть и плакать, говоря: если сие тако есть, то «кто может спасен быти» , Господи.

14. Так-то нельзя хвалить мужа до самого исхода его. Так-то трудно совершителен путь спасения нашего. И кто избежит толиких обходов дьявола. И кто не будет озабочен собою до самого исхода своего? Добре ведая сие святой оный отец, уже при вратах суще смерти, когда сказал ему дьявол: «избег ты от меня», ответил: не знаю. Так он был опаслив за себя, что даже в этот последний час свой, казалось, не смел иметь твердой уверенности во спасении своем, не смотря на высокую меру благочестивых трудов своих.

15. А мы, если проживем пять или десять лет в монастыре и навыкнем чину монастырскому, или заучим на память несколько изречений Писания, или сделаем столько и столько коленопреклонений, или помолимся подольше и попостимся, то считаем уж себя все совершившими и начинаем высокоумствовать. По сей причине «падаем яко листвие» (); «сокрушаются кости» наши "при аде" , (), и мы «прежде восторжения иссыхаем» (). Почитаем мы себя мудрыми, будучи неучами, словесными, будучи бессловесны: сами себя рукополагаем в учители, в ревнители благочестия и верные его представители; и признаем, что в нас одних только и осталась еще истина. Потому и случился с нами такой случай; потому тьму принимаем мы за свет; потому, как из рая, изгнанниками сделались мы из двора Христова и из стада Его.

16. Внимайте убо себе, братия мои, прошу вас, и не иждивайте мало-помалу добродетели вашей и вашего благоверия, чтоб не оскудеть совсем и не впасть в руки падения. Об отшедших же заблудших помолимся всеусердно, да вразумит их Господь и да возвратит к нам.

86. 1) Утешаюсь твердостью вашей и постоянством; преуспевайте и еще, нудя себя, – и благословение Божие; будет на вас; те же, кои не таковы – не Божии. – 2) Совсем изменились мы и стали новы, в крещении, покаянии, и в нашем обете: не будем же снова созидать, что разорили, и снова к мiру обращаться из коего вышли, подобно израильтянам по выходе из Египта воздыхавшим по нем; да возбудит вас к сему мое слово, и Господь да поможет вам.

17. Каждый день благословляю я Бога Отца моего, дающего вам силу и крепость твердо стоять в подвижническом послушании вашем, и смиренно молюсь, да паче и паче открывает Господь мысленные очи ваши, видеть все пути Его, в восприятие вожделения божественной любви к Нему, в усыпление всякой похоти плотской и в возвышение над властью страстей так чтоб, вы «были совершенны и исполнены во всяком деле благом» (). – А это, как знаете не без напряженных усилий бывает, и не без злострадания, и не вдруг, но под тем условием, если, с великим трудом и самоизнурением, день и ночь, нудим и насилуем естество свое, и переносим все случающаясь с нами прискорбности в общежитии нашем, от людей ли то, или от демонов. Ибо кто под тяжестью сего не изнемогает, но с помощью Божией все переносит и перетерпевает: тот «примет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего» (), и царствия небесного сподобится. Потому хорошо и блаженно нести такие страдания, быть страстоносцем Христовым и не отвращаться от таких страстей, влаясь в шуиих вещах, т.е. вдаваясь в гнев и брани, предерзость и надмение, противоречия и вражды, неподчинение и споры, огорчения и оглаголания, оклеветания, лжесловия и смехотворство. Таковые как могут быть и именоваться Христовыми? Не паче ли они суть сыны противления, чада гнева и наследники не вечных благ, а нескончаемых мучений.

18. Не Ангельский ли вам чин братия? Не свято ли житие ваше? Не Богоизбранно ли течение ваше? – Но что говорит Апостол? – «Аще бо яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю» (). Совлеклись мы ветхого человека, тлеющего в следствие прельщения многообразного змия; отверглись того, что было плодом первого горького вкушения и достойного изгнания преслушания, и чрез что вошла в мiр многострадательная смерть; сложили виновность нашего в болезнях рождения, сперва в крещении водою и Духом, потом, по великому человеколюбию Божию, во втором крещении покаяния и отречения от мiра, и обеты ваши у Бога написаны по свидетельствам Ангелов Святых; записаны и у меня бедного. – Так омылись вы, освятились, разрешились от уз греха, облеклись в нового человека, созданного по Богу в преподобии и правде: зачем опять бежите назад? Зачем опять возвращаетесь на свою блевотину? Зачем неуправленными являетесь в Царствие Небесное, когда, по слову Господа, возложив руку свою на рало, зрите вспять? (). – Свидетель Господь, что говорю сие, любя вас, щадя, мучась болезненно. Что говорит Писание в Ветхом Завете об Израильтянах? Что они обратились сердцем своим в Египет, так как вспоминали о луке, мясе и котлах Египетских и о своей там бедной жизни (). Так и мы обратились к мiру и к тому, что в мiре, и что там делали прежде, делаем теперь здесь. – Увы мне! Как это мы, которым надлежало бы быть равными Ангелам, не являемся равными даже мiрянам благочестивым, когда по нерадению мало-помалу доходим и до настоящих падений? – Да будет же, умоляю вас, мое смиренное к вам поучение для непадших утверждением, для падших врачевством, для нерадивых устрашением, для ревностных поощрением, для унывающих возбуждением, для боримых помощью, и вообще – «всем вся, да спасетесь» (). Ибо ради вас и слово и дыхание; сам же по себе я и бессловесен и даже не человек. Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа и погрешительное наше да исправит, и исправное да утвердит, и недостающее да восполнит; и как вывел Он нас из мiрского Египта и провел чрез греховную пустыню, да. переведет и чрез лукавое море страстей, рассекши оное и иссушив, и сделав проходным для нас путь добродетели; и как нарек, да наречет и еще "родом" своим «избранным» и «языком святым» (); и да вселит нас в благую землю добродетелей, паче же чрез смерть в страну кротких.

87. Отрекшись от мiра, и опять к нему воззревая, – и неразумно и пагубно поступаете вы: отрезвитесь же, прошу. Как люди разумные, оставив для Бога все, – и родных и братьев, и мiр и все что в мiре, – и взяв на себя легкое иго Христово, зачем осуечаетесь, омиряетесь, паче же осатаняетесь делами своими? «Отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или трех свидетелях умирает. Колико мните горшие сподобитесь муки» вы (), разрывающие завет Духа, по св. Василию, чрез нарушение послушания, и «кровь завета» , которою помазались в день отречения от врага и мiра и сочетания со Христом, «скверну возмнившие?» Так ли подобает? Тако ли не возмогли вы одного часа жизни сей (– которая такова, если сравнить ее с бесконечными веками –) побдеть с Господом? Таковы-то ваши обеты, пред свидетелем Богом, с заслушанием Ангелов Святых? Это ли означали вашими руками данные мне ножнички, как от руки Господней? Таковы-то ваши, по действию тогдашних вам внушений, слезные, смиренные и уничижения мановения и воззрения? О, чада, чада! Как забылись вы и отступаете от прежних ваших решений? Но прошу и молю вас, чада мои, утробы мои, члены мои, отрезвитесь все, все обновитесь духом, все сочетайтесь в едином мудровании, в единой надежде, в едином сердце, вы со мной, я с вами, пред лицом Господа, и станем так жить и так шествовать, чтоб стяжать Царствие Небесное.

88. 1) Радуюсь, что вы благоустроились; но это не мое дело, а дар Божий; радуюсь же я, потому что мы едино с вами: Господь да хранит вас, и да поможет вам преуспевать. – 2) Предпочли мы худшему и ничтожному лучшее и многоценное: не будем же унывать. – 3) Венцы мученические впереди: будем мужаться; перенесем иго послушания, и измождения плоти, взирая на почести Вышнего звания.

21. Венцы мученичества и здесь стяжаются; и образ жительства киновийного справедливо называется поприщем борений. Как потому блажен послушливый? Как дивен исповедник (все о себе открывающий) ? Как преподобен терпеливый? Как Богоблажен верный и неизменный в исполнении заповедей? Почему не будем отвращаться и уклоняться от начатого, не будем расстраиваться в установленных порядках, не дадим себе обратиться вспять, или остановиться, не дадим своего хребта врагам нашим, о своинники, о сшественники, о споборники! Не будем щадить плоти: кратко время, маловременна жизнь; хотя бы до семидесяти или восьмидесяти лет протянулась жизнь, это ничто в сравнении с бесконечными веками. Предпошлем овол, и получим тьмы золотых; предпошлем момент времени, и стяжем бесконечные веки; перенесем часовой труд, и получим бесконечное упокоение; поплачем, чтоб вечнорадоваться блаженным радованием; порыдаем любви ради Христовой, чтоб ликовать в нескончаемых веселиях. Так взирая на почести вышнего звания, подвизайтесь, радуясь, подвигом добрым, пока достигнете времени скончания вашего, и перейдете из сей жизни в вечную, о Христе Иисусе, Господе нашем.

89. 1) Вняв званию Божию, подобно Аврааму, оставили вы все: не тужите же, но надеждою воодушевляясь, переносите все: впереди венцы. – 2) Не делайте ничего неподобающего, – и не воруйте: что ни с чем не сообразно, и не останется без наказания. – 3) Мясопуст: не делайте Богом чрево, но паче преисполняйтесь добродетелями.

22. Что сказать мне достойное вас, чад Божиих, повинующихся слову Евангельскому и оставивших весь мiр, и взявших на себя великое сие, блаженное и превожделнное дело послушания? – Но утешающий смиренных Бог, да утешит и вас присещением Духа Святого, да направит верно тещи путем заповедей Своих, и да сделает наследниками Царствия Своего. Ей, братия мои! какое доброе совершили вы дело, какое мудрое приняли решение, когда, быв позваны Богом, вышли вы, по примеру праотца Авраама, из земли своей, от рода своего, из дома отца своего, и пришли в сие место подвижничества, которое показал вам и дойти до коего поруководил вас Сам Господь? Вы победили плотские мудрования и стали выше их. Ради Бога не дали вы ни родственной любви удержать себя, ни привычной жизни остановить, ни праотческому наследству связать, ни другому чему положить вам препону. Почему блаженны вы и преблаженны. Не унывайте же, не тужите, и не падайте духом. Но надеждою отложенных вам благ воспаряя выше настоящих прискорбностей и подвижнических теснот, веселясь и радуясь, совершайте путь свой, и в терпении мужественно и бодренно переживайте дни за днями, недели за неделями, месяцы за месяцами и годы за годами. – И что же наконец? – Венцом славы нетленным украшены будете, когда Господь призовет небо и землю судить народ Свой.

23. Не предавайтесь лености, не дремлите, не будьте теплохладны, не бранитесь, не ссорьтесь, не злословьте, не празднословьте, не чревоугодничайте, – приложу нечто слуха недостойное, – и только для неких, – не воруйте. – Начавший красть орехи дойдет и до большего, и привыкший похищать писала (перья писчие), потянется и за одеждою. – Так у нас бывают воровства – одежд, поясов, обуви и другого кое-чего. Хорошо ли это? Это ли рабы Христовы? Это ли чуждые мiра? Это ли не земного, но небесного ищущие наследия? Это ли именуемые святыми и благословенными, и почетные поклоны принимающие от людей? Таково-то ваше тщание, ваше преуспеяние, ваше совершенствование? – Это впрочем далеко не общий грех; и не дивитесь, если я от похвал перехожу к укорам: для одних одно, а для других другое произносится слово. – И это если и было, то отныне да не будет, – прошу, молю, повелеваю, угрожаю. Если кто после сего внушения сделает что такое, чужд да будет Церкви Христовой, если раскаянием и исповедью не умилостивит Бога. Но и пред сим кравший не иначе уврачеваться может, как признанием и обнаружением своего греха. Как некогда похищение и скрытие некоторых вещей довело Ахара до Побиения его камнями (Иис. ): так плененного сею страстью и не признающегося побиют камни невидимые; посему да восстанет падший и да живет о Господе.

24. Вот и мясопуст. Не обращайте же мыслей своих к тому, чем иной раз осуечались, и не уподобляйтесь тем, кои питают себя, будто на день заколения. Кто чреву порабощен, для того «чрево – бог и слава в студе его» (). Возьми кого-нибудь из таковых и посмотри, каков он по душе и телу. – Это ли желательно, скажи мне? Это ли достойно подражания? – Конечно нет; напротив достойно всякого отвращения и презрения. Ты же, довольствуйся скромным удовлетворением потребности питания, без мяса и вина. Не тело заботься наполнять, а душу преисполнять плодами Духа Святого – миром, любовью, надеждою, верою, молитвою, псалмопением, стихословием, послушанием, смирением, бдением, ранним пробуждением, незлобием, простотою, чистыми помышлениями, сокрушением, очистительными слезами, – и это да будет у тебя всегдашним заговением.

Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтоб лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, - так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе делать.

Хотя апостол и говорит: Непрестанно молитесь3, но да ведь, как помните, и прибавляет: хочу лучше пять слов сказать умом моим, нежели тьму слов языком4. И Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного5, то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, если творит дело Божие с нерадением. А дело Божие есть: «да веруете в Бога и в Им же посланного Иисуса Христа». [Обращаем внимание на слова преподобного Серафима: «проклят всяк, если творит дело Божие с нерадением». В одном из указов Императора Петра Великого также сказано: “Проклят всяк, творяй дело Божье с небрежением”!6 Какой суровый приговор для всех, невзирая на лица, кто творит ВОЛЮ БОГА с НЕРАДЕНИЕМ, ссылаясь на все всевозможные обстоятельства и искушения, которыми Господь проверяет действительно ли человек хочет спасения или он об этом только говорит. Но этот суровый приговор касается и всех, кто так или иначе препятствует другому человеку выполнять волю Бога. Помните слова святого Евангелия: надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18,7). Например, горе тому человеку, который вместо того, чтобы по мере сил помогать своему ближнему выполнять волю Бога, пытается увести раба Божьего от его служения Всемогущему и сделать исполнителем не Божией, а человеческой воли. Пример из жизни. Начальник, воруя личное время своего подчиненного, пытается подменить выполнение подчиненным воли Бога выполнением своей воли, лукаво ссылаясь на производственную необходимость37. Начальник, который этим занимается, наивно полагает, что он обладает над своим подчиненным абсолютной властью, забыв, что он начальник только в рабочее время. Он думает, что у его подчиненного только-то и дел, как день и ночь заниматься решением проблем под его руководством. Он возмечтал, что у него есть господские полномочия над своим подчиненным не только в объеме служебных обязанностей подчиненного. Он не знает, что православные христиане всегда и везде послушаются своим господам (начальникам) только о Господе. Для православного христианина намного важнее, как Господь будет о нем судить, а не как будут судить о нем другие человеки, и даже человеки, облаченные в рясы священнослужителей. Апостол Павел начальникам, которые думают о своем спасении, советует: Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3,21). Ибо часто раздражение детей (подчиненных) вызвано предупреждением их совестью об уклонении их от выполнения воли Божией, если они выполнят волю отца (начальника).

И вы, господа, поступайте с ними так же (как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души)38, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Рим. 6,9). Ведь по замыслу Господа начальник есть Божий слуга, тебе (своему подчиненному) на добро (Рим. 13,4). На начальнике лежит тяжелое бремя ответственности (от слова ответ!) пред Богом за своих подчиненных, и ему предоставлено право отдавать распоряжения только для реализации обязанностей (своих и подчиненных). Об этом нельзя забывать ни подчиненным, ни начальникам. Следует помнить народную мудрость: “Не делай зла. Ибо оно всегда возвратится назад”. Этот закон Господь особо строго соблюдает, если зло совершается по отношению к вдове и сироте, бедному и слабому, подчиненному и несвободному. Помните Господь через пророка предупреждает: вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах. 7,1). Ибо приду к вам для суда и буду скорым обличителем тех, которые клянутся (или обещают) ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту (Мал. 3,5), злоупотребляют властью и обижают подчиненных, мешают им выполнять волю Бога. Нельзя забывать начальникам и о том, что господские полномочия над своими подчиненными начальник получает от Бога только в том случае, если он является господином своего слова, а объем этих полномочий определяется ревностью его о спасении душ своих подчиненных. Если начальник отказался от своих слов (то есть переложил ответственность за принятие своих решения на подчиненного), то он тем при свидетелях отказался от своих господских полномочий над своим подчиненным. Научая ответственному отношению к делу, начальник обязан являть пример этой ответственности. Насаждение же дисциплины ради дисциплины есть насаждение идолопоклонства и не свойственно православным христианам, ревнующим о спасении своем и своих подчиненных. Требование послушания ради послушания является свидетельством потери господских полномочий у начальника. Горе и тем людям, которые распространяя разные ужасы об ИНН, глобализации, новых паспортах - увлекают маловерных внешними деталями наступления последних времен, благолепием рассуждений и ссылками на авторитет "старцев" и призывают их прекратить творить дело Божие на том месте, куда их Господь определил обстоятельствами их жизни. Их призывают бросить все и бежать в леса и горы, ибо, якобы, уже настали времена, о которых говорил Иисус Христос: находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него (Лк. 21,21). Но распространители этих устрашающих сведений лукаво умалчивают о духовной составляющей апостасии и о таком важнейшим признаке наступления последних времен: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф. 24,15-16). Мерзость запустения в земной Церкви наступила после указа св.. синода от 6 марта 1917 года. Вначале на святое место поминания Богопомазанника во всех богослужебных текстах поместили поминание о служителях сатаны (жидомасонское "благоверное временное правительство"), а ныне - поминание о священстве ("о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе")39. Евангелист Марк о мерзости запустения пишет так: стоящую, где не должно (Мк. 13,14). Да, о священстве следует молиться, но в тех местах поминать его, где должно! Иначе имеет место мерзость запустения! Подумайте, что было бы со страной, если бы все после 6-го марта 1917 года в буквальном смысле побежали бы в леса и горы. Если же мы, увидев эту мерзость запустения, сразу же побежим в горы в духовном смысле, то есть начнем, не оглядываясь на мнения священнослужителей и на их страхи и желания, молиться и в своих келейных молитвах, и в Церкви во время богослужений40 об усопших Царях и о здравии близ грядущего Царя-победителя; то дни отмщения (Лк. 21,22) к нам не будут иметь отношения. Если же нам действительно необходимо будет покинуть "насиженные" места, то Господь найдет средства нам об этом сообщить, и наш дух это сообщение с великой радостью примет к исполнению, как волю Бога. Рассказывают, что игумен Михаил (Зимин), преемник преподобного Леонтия Ивановского (Стасевича)2, беседуя с духовными чадами о бегстве в пустыню и горы, спрашивал: “А Гора - это Кто?” Все недоумевают, а он снова повторяет-утверждает свой вопрос и растолковывает, что Гора (потому-то и не что, а Кто) - это Пресвятая Богородица (Гора тучная, Гора усыренная (Пс. 67,16)) - вершина человеческого смирения, бежать в горы - это значит смиряться под Руку Божию, нести со смирением гнев Божий за измену своему Богопомазаннику - жидовское христоборческое иго. А пустыня - это Святая Русь, Россия - Подножие Престола Божьего, Дом Пресвятой Богородицы, где земная воинствующая Церковь явит (родит) нам Царя - младенца мужеского пола, который упасет жезлом железным все народы (Апок. 12,5;2,27;19,15). Бежать в пустыню - означает находясь в России, со смирением нести крест гнева Божьего, и дождавшись Царя, твердо встать под Его руку, чтобы служа Царю, служить Богу. Горе и священнослужителю, если он человека, желающего послужить Господу и Его Церкви, превращает в своего холопа. Особо тяжелое наказание священнику, если он позволяет своей супруге помыкать, без зазрения совести, прихожанами, как дармовыми работниками в своем хозяйстве, и использует их ревность по Бозе в своих личных интересах. А какой нелицеприятный приговор для нерадивых священнослужителей озвучил святой преподобный Серафим! Ведь спрос со священника у Бога особый, ибо все его служебные обязанности и заключаются в творении дела Божьего: совершать Таинства, служить требы, пасти наследие Божие на пажити Христовой и учить чад Церкви учению ее. Не человеческому мудрованию, а церковному учению! А потому следует послушаться не священству, как учат ныне многие кривоверы, а учению Христа, которое до мирян должны доносить священнослужители. А значит учение Церкви священники сами должны знать и по нему сами должны жить, подавая пример стаду (1Петр. 5,3). Не указуя и господствуя, а именно не господствуя, но подавая пример. Помните слова Иисуса Христа, которые сказаны в первую очередь для священнослужителей - для служителей Истинного Бога: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много... И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12,47-48). Для извращающих же и повреждающих учение Церкви архиереев приговор еще более грозен. Сказал Иисус ученикам Своим: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк. 17,1-2). Итак, каждый из нас всегда должен помнить о своей ответственности пред Богом за ближнего своего, а потому мы и должны стараться быть ему помощниками в деле его служения Богу, а не искусителями-соблазнителями. Оказывая разумную помощь ближнему своему, мы и сами стяжаем благодать Духа Святого. В этом и проявляется соборность православных христиан. Но, оказывая помощь ближнему своему, нельзя начать с нерадением выполнять собственное служение Богу. А потому все добродетели, делаемые ради Христа, творим с рассуждением и трезвомыслием.] 1.5.2.

Приветствую всех вас!

Радостно мне находится на этом месте, вообще я его полюбил…)

Во первых потому что я отсюда хорошо всех вижу и не просто вас, а глаза… и знаете, я люблю это место за ваши глаза… я вижу в них жажду… Это место оно просто наполнено жаждущими людьми, жаждущими Божьего присутствие и оно здесь… Аминь! Бог там, где Его ждут…
Мне нравится место в писании, которое говорит о том, что идя в дом Божий нужно быть готовым прежде к слушанию…(Еклиссиаст 4:17) И наше собрание такое место, где об этом знают хорошо… Поэтому повернись к соседу и скажи: ты молодец!))))

И у меня есть небольшое свидетельство на эту тему… Я уже делился им на группе, но расскажу всем… Когда последний раз к нам приезжали апостолы, помните второй день, Рональд поднял бизнесменов и пророчествовал им, а потом подошел к Косте и стал пророчествовать ему… Все это время я сидел и говорил Богу, я хочу Тебя услышать, скажи мне что нибудь и не важно через кого, через апостола ли или еще как то… И тут Рональд пророчествует Кости, а меня так по тихонько сзади толкает Саша и говорит, это Бог тебе говорит… Представляете какой шок у меня был)) В тот момент я понял, что это место, здесь — наша Церковь, это место, где ждут Бога всегда и мы все готовы в любой момент услышать то, что Он хочет нам сказать… Это место просто как пустыня, где толпа жаждущих…))) И когда приходит Бог, Он наполняет нас водой живой…

Я размышлял о силе пророчества и о значении того, кем это пророчество высвобождено в твою жизнь. И представил такую картину, что приехал в город пророк и собрал огромный зал людей и именно меня вызвал и именно мне попророчетсвовал и конечно на меня такая картинка произвела впечатление, но я понял, что Богу в таком случае было бы очень не просто со мной общаться… То есть для того, чтобы я услышал Бога, Ему пришлось привезти особого для меня пророка,собрать кучу людей и т.д. вместо того, чтобы просто сказать мне через моего брата или сестру в моей же Церкви.
И Бог сказал мне, скажи моему народу, вы все пророки и то, что я говорю через вас не менее важно, чем через кого либо еще. И нам с вами нужно не просто быть уверенными в силе Божьего слова, которое Он говорит через нас, но и в том, что пророчествующий нам брат или сестра делают это в такой же силе Божьего слова.

Инетересно, что не так давно мне пророчествовали и Бог дал место писания для меня — это (Иезекииль 33:7)
И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня.

Я говорю это для того, чтобы вы были особенно внимательными…))) Мы все здесь стражи и когда кто то из нас возвышает голос с этой кафедры или еще каким то образом — это происходит не случайно, это происходит потому что Бог хочет благословить нас, а для этого направить, наставить, скорректировать нас… Остеречь от чего то и страж это не стражник, который стережет темницу, это тот кто тебя охраняет…
И Господь говорит сегодня, будьте внимательными к тому, что и как вы слышите и к тому, что и как вы говорите — это очень важно.

Это было небольшое отступление)))

Видеть вас первое,что нравится мне отсюда, второе, что предвкушает каждый, кому поручено проповедовать — это особое время общения с Богом и подготовки к тому, чтобы делиться словом с этой кафедры. Это очень ответственное занятие) Каждый, кто выходит сюда становится Божьими устами и делает это для того, чтобы донести Его слово для тех, кто слушает.

Где то около года назад Бог сказал мне, что я буду проповедовать… я удивился весьма и даже занервничал… Потом я стал спрашивать,о чем и Он дал мне место из Писания, я озвучу его чуть позже. И вот через какое то время, Пастор просит меня проповедовать, конечно волнительно))) Я сам не знаю почему, но не стал проповедовать тогда на эту тему, а мы говорили с вами на тему Божьих целей в нашей жизни и о том, что именно Бог должен ставить их в нашей жизни. Помните? Это хорошо) Через небольшой промежуток времени пастор опять просит проповедовать меня, но не дает выбрать тему, а назначает ее))) Иисус — путь, истина и жизнь. Помните?

И вот, когда было решено, что мы будем проповедовать лидерами по очереди, я выбрал тему и спокойно размышлял о ней, как вдруг, Бог на прошлой недели напомнил мне, что тема есть и уже достаточно давно и сказал, что сейчас, когда Он дает нам вооружение и готовит к войне, она невероятно актуальна.

Заинтриговал?))

Наше знание нас защищает. Я недавно говорил со своей младшей сестрой на тему рождества Христова и объяснял ей, в чем смысл этого праздника и что ни в коем случае нельзя гадать вообще в принципе, ну и тем более это странно в такой день. Она меня внимательно послушала и сказала, ну вот, теперь я знаю и не смогу погадать…))

В качестве стража, которому Богом доверено говорить сегодня отсюда, чтобы защитить свой народ, я хочу поговорить с вами о 10 стихе 48 главы Пророка Иеремии, Проклят, кто дело Господне делает небрежно.

Это даже не стих, это часть стиха, а сама глава — это пророчество о Моаве, суть которого в том, что Моав будет разорена — это страна) А произойдет это потому что они были язычниками, почитали несуществующих богов, надеялись на дела свои и на богатство свое.

Но я хотел бы подробнее рассмотреть саму идею о проклятие того, кто делает дело Господне небрежно.
Что такое проклятье?

Словечко такое страшное, но мы не должны убегать каких то слов только потому что они нас заставляют испытывать беспокойство, а наоборот, нам следует быть к ним особо внимательными и разбираться, какое же значение они имеют. Вообще мне нравится, как мы характеризуем проклятие в нашей Церкви — это блокиратор благословения. Об этом говорит (Псалом 108:17)
Возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него»

И возможностей блокировать благословение в своей жизни масса… Давайте откроем несколько мест из Писания на эту тему.

Первое место о десятине, (Малахия 3:8,9)
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня».

2-е послание Петра 2
Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

Сыны Израелевы не доносили десятину в дом Божий и тем самым блокировали благословение от Господа. Суть не в самих деньгах, смысл в том, что их упование на Бога стало недостаточно сильным.

Второзаконие 28:15
Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя

В чем смысл, люди стали не внимательны к тому, что говорит Бог. И перестали слушаться и исполнять то,что им поручено было исполнять, а результатом этого стало блокирование благословения. Господь не может благословить того, кто не нуждается в этом.

Малахит 1:14
Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное

Здесь снова мы видим идею дара Богу. Что делает человек, он как приносит жертву, но поврежденное… Кто нибудь из вас, пойдя к царю, принесет ему сломанный подарок? Вот об этом то и говорит Господь, речь здесь о недостатки почтения к Господу. И это тоже блокирует благословения от Него.

Второзаконие 11:26-28
Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.

Речь идет о проклятии на тех, кто уклонится от пути, указанного Бога и начнет почитать других Богов, то есть речь идет о том, что люди перестанут доверять Богу и полагаться на него полностью, а начнут искать поддержке где то и в чем то еще.
Получается,что мы видим множество способов блокировать благословение в нашей жизни. И один из них, о котором мы и поговорим — это делать Божье дело небрежно.

Давайте попробуем разобраться, что же это такое — Божье дело?

Вообще масса дел приготовлена для нас Богом)) Саша уже говорил о тактике и стратегии, помните? Так вот самое главное, о чем говорил Саша — это то, что без Бога все это не имеет смысла. Только Он может дать и стратегию и тактику и показать, как и что делать. На мой взгляд Божье дело очень разное для каждого человека, но в любом деле есть одна важная черта.

И как то на лидерском выезде мы говорили о делах и о том, что нужно делать, а что нет и Пастор напомнил одно место из Писания, где как раз говорится о деле Божьем.

Иоанна 6:28-29
Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

Не знаю сколько раз я читал это место до того момента, может 5, 10 или больше раз это же Евангелие….))

Но тогда я услышал, а чуть позже все таки услышал)) чего хочет от нас Бог. А хочет Он, чтобы прежде всего мы верили в Сына Его, посланного Им.

Мы очень много говорим о вере, потому что понимаем ее важность для нас. И Библия много говорит о вере, и вера это действие, то есть не просто согласие с тем, что Бог есть.

Мы можем долго пытаться угодить Богу, как те люди, которые спрашивают Иисуса, о Божьем деле, но без веры, все дела, которые мы делаем бесполезны, потому что Бог не может проявиться в них. Именно вера дает возможность Богу участвовать во всех наших делах.

И как написано, в Евреям 11:6
А без веру угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к нему веровал, что Он есть и ищущим Его воздает.

Ничем ты не можешь угодить Богу, только верой.
Но люди так устроенны, что ищут дел, нам проще понять, инструкцию — делай так и так и все будет хорошо. Нам нужно постоянно работать над мышлением, потому что у Бога для нас более высокая планка. Он говорит верь в Меня и тогда все, что ты будешь делать будет угодно для Меня и будет успешно. Конечно у нас есть заповеди и мы их соблюдаем, мы делаем это и таким образом выражаем свою любовь к Богу, свое почтение Ему. Помните, как Иисус говорит в

от Иоанна 14:21
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

А чуть выше Иисус говорит о делах в 12 стихе:
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

Есть первичность и вторичность, то есть сначала нам нужна вера, а потом дела… Некоторый сбой в моей голове производил стих

Послание Иакова 2:26:
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Если посмотреть в контексте стиха, то можно надолго задуматься, но если в Духе Писания, то нам сразу понятно, что вера — это действие и если ты веришь так как этого ожидает от тебя Бог, то ты однозначно и прославишь Его имя делами своими и сделаешь, как мы читали выше, даже больше дел, чем сам Иисус.

С делами мы разобрались, для полной картины я бы хотел разобраться с небрежностью, что же это. Поскольку я юрист, то и расскажу о небрежности с точки зрения закона, в котором есть понятие преступной небрежности, при которой виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Лицо может быть привлечено к ответственности за такие действия, поскольку его поступки связаны с пренебрежительным отношением к закону, требованиям безопасности и интересам других лиц.
То есть тот, кто нарушил таким образом закон просто не придавал ему особого значения.

Понимаете в чем смысл? это вид вины, то есть такое поведение однозначно считается противоправным. И это форма умысла.

Если рассмотреть небрежность в контексте взятой нами темы, то получается, что если ты не придаешь большого внимания состоянию твоей веры и тому, в каком состоянии находится твое сердце перед Богом, это блокирует благословения в твоей жизни. То есть ты можешь быть благословен, но вопрос в мере и у Бога для нас нет меры, Он дает без меры, но только тем, кто верит без меры и уповает на Него без условий.

Сегодня Бог говорит нам, Я хочу, чтобы вы имели веру и чтобы эта вера не была мертвой.

Место, которым я бы хотел закончить эту проповедь находится в Книге Второзаконие 30:19-20

Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Давайте помолимся…

.

Поучения на Ветхий и Новый Заветы.

.

23. Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10)

.

Кого это слово Божие поражает такой страшной угрозою? Кто сей, творящий дело Господне с небрежением?

Вы, слушатели, может быть, удивитесь, когда услышите, кого слово Божие поражает проклятием. Оно, во-первых, поражает проклятием священно- и церковнослужителей, когда они творят свое дело с небрежением, когда служат без всякого благоговения, читают и поют без всякого внимания. Ах, если кто должен все делать с благоговением, то это именно священно- и церковнослужители; и потому, если кто достоин проклятия за свое небрежение, так это более всех они.

Благоговение священно- и церковнослужителей, как благоухание фимиама, разливается более или менее по всей церкви; равно и небрежность их, как заразительная язва, более или менее отражается на всех стоящих во храме. Впрочем, слушатели, бойтесь осуждать священно- и церковнослужителей: каковы бы они ни были, все они ближе к Богу, нежели вы; тот Бога бесчестит, кто худое говорит о служителе Божием. Не судите других, а смотрите за собой, смотрите, как бы вам самим не быть осужденными. Слово Божие, поражая проклятием небрежных священно- и церковнослужителей, поражает проклятием небрежность и прочих христиан.

Да, слушатели, в храме Божием всякая небрежность и во всяком достойна проклятия. Ты не вовремя приходишь в храм или прежде времени уходишь из него и думаешь, что ничего? А разве это ничего, что тишину в церкви, спокойствие молящихся, внимание священнодействующих ты возмущаешь твоим безвременным приходом и уходом? Стоя в храме, ты разговариваешь, смеешься, смотришь по сторонам или другое что-нибудь делаешь непристойное - и это, по-твоему, все ничего же?

Ах, слушатель, мы и так мало внимательны к службе Божией, а ты еще не даешь нам слушать! Мы и так холодны к молитве, а ты еще и препятствуешь нам молиться! По крайней мере, хоть бы ты не во всяком месте и не во всякое время обнаруживал твою небрежность, а то не страшишься и Престола Божия, этого видимого жилища невидимого Бога, не страшишься и совершения Страшного Таинства, при котором и Ангелы стоят со страхом. Больно, слушатели, больно смотреть, как некоторые из христиан с каким-то бесстыдством стоят в церкви, когда прочие с благоговением возносятся умом своим горе, к Богу. Да зачем же и ходить в храм молитвы, когда не хочешь молиться? Зачем же и ходить в это училище благочестия, когда не хочешь ничего слушать? Ужели затем, чтобы мешать другим?

Достойно же и праведно слово Божие поражает проклятием небрежность стоящих в храме. Слушатели-христиане! Ангелы, смотря на Пречистую Деву, когда Она входила в храм, дивились и радовались. Будем и мы так входить и стоять в храме Божием, чтобы, смотря на нас, Ангелы радовались, а не плакали. Аминь.

Протоиерей Родион Путятин

Проповеди