Типы православных икон. Виды икон божьей матери

Иконы занимали большое место в жизни наших предков. Иконы были не только частью храмового убранства, но и обязательной принадлежностью каждого жилого дома, от княжеских палат до крестьянской избы. Иных настенных украшений вплоть до конца 17 века старинное русское благочестие не допускало. По числу икон и по качеству их живописного исполнения судили о степени достатка хозяина дома. Иконы ставили в несколько рядов в переднем углу покоя. В убранстве дома этот угол играл первостепенную роль, недаром его называли «красный кут» - красивый угол.

Богатые хозяева украшали иконы золотыми и серебряными окладами и драгоценными камнями. Обладатели высокохудожественных по исполнению икон чрезвычайно ими дорожили. Их упоминали в духовных грамотах (завещаниях), их дарили в дни ангела особо почитаемым лицам, дарили в монастыри как вклад по близким. И в наше время иконы занимают важное место в жизни православного сообщества. Без нее невозможно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина. Далее подробнее рассмотрим виды современных икон которые можно купить или заказать в иконных лавках и мастерских.

Существуют несколько подходов к классификаций видов икон.

По композиции сюжета - оплечная, поясная, ростовая, сюжетная.

По способу изготовления - печатная икона, рукописная икона , резная икона.

Рукописные иконы в свою очередь делятся по стилю художественного исполнения - иконы в византийском/древнерусском стиле, иконы в стиле московской/палехской/ярославской школ 17-19 веков, в греческом стиле, в академическом стиле.

По местонахождению - храмовые иконы и домовые иконы. В группу домовых относят иконы принадлежащие частным лицам и находящиеся в их домах и квартирах. Домовые иконы принято в свою очередь делить на именные, семейные, венчальные, мерные.

Именная икона - пишется для конкретного человека или семьи. На иконе изображается святой, именем которого человек называется при крещении, или же святой, который особенно почитается в данной семье. Как правило святой на иконе изображается по грудь или по пояс.

Семейная икона изображает тезоименитых святых членов семьи. Если икона пишется для молодоженов, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены.

На иконе может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, в том числе и ушедших из жизни. Наверху иконы может быть написан образ Спасителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Так же на такой иконе может быть Ангел-Хранитель семейного рода, он изображается в центре, посреди семейных святых.

Венчальные иконы (венчальная пара) - композиция двух православных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, которая принимает участие в таинстве венчания и в последующем остается у молодых. Как правило, такие иконы родители дарят своим детям перед обрядом, благословляя их союз.

Мерная икона (княжеская, родимая) пишется ко дню крещения ребенка. Икона по высоте соответствует росту («мере») новорожденного и изображает в рост тезоименного ему святого.

К группе храмовых икон относят иконы принадлежащие церковным общинам и монастырям, находящиеся в храмах и иных церковных зданиях. Храмовые иконы подразделяют на аналойные, иконостасные, киотные. Количество икон в храме в зависимости от его размера может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч.

Аналойная икона имеет небольшие размеры (27х31 см, 30х36 см) и преднозначенна для возложения в храме на небольшой высокий столик с наклонным верхом (аналой), стоящий посреди храма перед иконостасом. Сюжетно аналойная икона связана с определенным событием из Евангелия или же святым, празднование которго совершается в данный день. Входящие в храм православные традиционно поклоняются и целуют икону лежащую на аналое. От этого пошло второе название - "целовальная". В храмах храниться большое количество аналойных икон соответствующих Господским и Богородичным праздникам, событиям страстного и патидесятничного циклов, особенно чтимым святым.

Иконостасная икона распологается в преграде (иконостасе) отделяющей алтарь от остального пространства храма. Сюжеты и порядок размещения икон в иконостасе имеют сложившиеся традиции. Наиболее распространенный состав иконостаса следующий:

Местный ряд - самый нижний ряд иконостаса. По средине его располагаются Царские врата с иконами Благовещения и четырех евангелистов. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева икона Богородицы. Правее иконы Спасителя помещается икона праздника или святого в честь которого освящен храм или предел храма. На дьяконские двери обычно помещают иконы архангелов Гавриила и Михаила или иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, редко иконы других святых. Остальные иконы в данном ряду могут быть любыми в соответствии с желанием заказчиков. По этому ряд и получил название местный.

Праздничный ряд - второй с низу, в него помещают иконы сюжетно связанные с основными собитиями Евангльского повествования. В расширенных вариантах могут присутствовать иконы страстного цикла, "Жены мироносицы", "Уверование Фомы", "Крестовоздвижение".

Деисусный - третий снизу ряд. В центре ряда всегда находиться икона Спасителя, чаще "Спас в силах" или "Спас на престоле". Слева от иконы Спасителя располагается икона Богоматери, справа Иоанна Предтечи, далее архангел Михаил (влево), архангел Гавриил (вправо), апостолы Петр и Павел. Далее могут быть иконы любых святителей, мучеников и преподобных по желанию заказчиков. Все святые изображаются в три четверти оборота в сторону центральной иконы, молящимися Спасителю.

Пророческий - четвертый с низу ряд в котором помещаются иконы ветхозаветных пророков. В руках пророков, как правило, изображают свитки с цитатами их пророчеств. Центральной иконой ряда обычно помещается одна из двух икон - Богоматерь Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле.

Праотеческий ряд - пятый с низу. В нем помещаются иконы ветхозаветных святых, предков по плоти Христа - Адама, Авеля, Авраама. В качестве центральной иконы ряда чаще в современных иконостасах выступает икона "Троица Ветхозаветная" изображающая явление трех ангелов Аврааму.


Киотная
икона - икона размещенная в специальной раме называемой киотом. Киоты изготавливают как для установки на пол, так и для подвеса на стену. Очень часто киот выполняется застекленным, что во много раз повышает сохранность рукописной иконы, создавая необходимый микроклимат, сглаживая температурные и влажностные колебания. В киоты помещают иконы христианских праздников, чтимые образы Спасителя и Богородицы, различных святых. Перед такими иконами, как правило, устанавливают подсвечники куда прихожане ставят свечи.

Если вы хотите приобрести икону для своего дома, тогда вы, наверняка, столкнулись с тем, что выбрать её непросто. Их так много, что разобраться, которая необходима вам, совсем непросто. Только лишь образов Спасителя и Богородицы великое множество, и это не говоря уже о невероятном количестве образов святых, которых насчитываются десятки. Чтобы вам проще было сделать выбор и разобраться в том многообразии, с которым придется столкнуться, стоит узнать о том, на какие виды их можно разделить.

Составить классификацию можно по различным признакам. Наиболее часто можно встретить разделение икон по значению: венчальные, именные, праздничные, семейные или мерные.

Венчальные – это изображение Спасителя и Богородицы, которыми благословляют жениха и невесту.

Именные – изображения святых покровителей.

Мерные – то же, что и именная, только дарится ребенку на крещение и её высота соответствует росту малыша.

Семейные – опять же, именные, но вместо одного святого изображены покровители всех членов семьи.

Праздничные – изображают историю того или иного христианского праздника.

Наиболее важными в иконописи являются изображения Спасителя и Богородицы. Не удивительно, что столь много икон носят в себе именно этот сюжет. И, конечно же, невозможно не заметить, как велико разнообразие таких работ. Поэтому для начала мы поговорим о том, какие можно встретить разновидности икон Господа нашего и Божией Матери.

Говоря об изображениях Христа, стоит начать с того, что любая из этих икон носит следующий смысл: отразить явление Господа на землю во плоти. Самым первым образом Христа был нерукотворный лик, «написанный» потом и кровью на платке. Так и называется оно - изображение «Спаса Нерукотворного». Сегодня это одна из разновидностей икон. Помимо нерукотворного образа различают также и другие виды изображений Спасителя.

Так многим известны образы Господь Вседержитель , эта икона является одной из наиболее распространенных. На ней изображен Иисус, одной рукой он благословляет, а в другой руке держит книгу.

Ещё один важный образ – Господь на престоле. Иисус на нем изображен сидящим на престоле, что является символом царственности и, в то же время, символ вселенной.

Кроме того часто в центр иконостаса выбирают икону «Спас в силах», которая также является одним из видов изображений Спасителя.

Помимо изображения взрослого лика Христа, частым является и образ младенца Иисуса на руках у Богородицы.

Пожалуй, именно виды икон Божьей Матери наиболее богаты в своем разнообразии. Великая Мать – любящая и всепрощающая, она всегда поможет и защитит. И вы сможете встретить не одну сотню разных её изображений. Однако большую их часть можно разделить в группы. Каждая из этих групп будет восходить к одному из образцов изображения, обладающего своими отличительными чертами. Какие же это типы икон, и каковы их особенности?

Один из вариантов изображения – это икона Умиление. Многие весьма известные иконы относятся к этому виду. Характеризуется это изображение тем, что Богоматерь и младенец прильнули друг к другу ликами своими, воплощая в себе бесконечную любовь. Наиболее известной иконой вида «Умиление» является Владимирская.

Другие два известных типа: Одигитрия и похожая на неё Казанская икона Божьей Матери. Одигитрию также называют Путеводительница, так как она символизирует дорогу, которую проходит человек к спасению своей души. На иконе данного типа изображена Богородица, на одной её руке младенец Иисус, а другая рука её указывает на Спасителя, как на путь к очищению души.

Другой тип икон Божьей Матери – Знамение. Это образ Богородицы, где воздевает она руки в молитве за всех людей. В районе груди её изображается круг, в котором видим мы младенца Иисуса.

Икона «заступница» изображает Богоматерь без младенца. Она пишется в полный рост, и фигура повернута вправо. Иногда в руках изображается свиток.

Целая серия икон относится к виду акафистные. Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как «Неупиваемая чаша», «Неопалимая Купина» и другие. Им молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Также, говоря про различные типы иконы, стоит упоминать не только об их содержании, но и о технике изображения. Различают канонические и академические стили написания, которые достаточно существенно отличаются друг от друга.

Наиболее древним является канонический стиль. Само его название говорит об этом. «Канон» - традиция, привычное устоявшееся изображение. Такой стиль характеризуется двухмерным изображением, символичным, где некоторые отдельные детали, такие как элементы одежды или цвета, играют наиболее важную роль. Это принятый и устоявшийся вариант для создания икон, который прошел к нам сквозь время.

Что касается академического изображения, то оно характеризуется реалистичностью. В подобных изображениях используется трехмерный вариант рисунка, используются мелкие детали для придания большей реалистичности, ведется работа со светом и тенью. Одно время подобный вариант иконописания был очень распространен.

Когда иконы поделены на определенные группы, гораздо проще становится ориентироваться в том многообразии, которое предстает взгляду. Остается только определиться с тем, какого типа икону вы хотели бы приобрести, и уже внутри этой группы непременно может быть найдена та, которая вам была необходима.

Венчальная пара.

В числе наиболее распространенных икон, входящих в структуру любого домашнего иконостаса, встречаются парные изображения Богоматери
и Иисуса Христа, написанные на небольших деревянных досках. Это «венчальная пара» - традиционная композиция, которая преподносится молодоженам к обряду венчания и почитается в качестве наиболее ценных домашних святынь, символа крепкого брака, любви и домашнего очага.
Венчальная пара пишется на заказ и представляет подарок родителей, который преподносится молодым в день венчания. В процессе богослужения священник благословляет невесту иконой Божьей Матери, а жениха - иконой Иисуса Христа, которые те, выходя из храма, д ержат в руках. Впоследствии образа помещаются рядом в домашнем иконостасе, символизируя единение семьи и напоминая о дне венчания.Наиболее распространенное исполнение венчальной пары представлено в традиционных изводах Христа Вседержителя и Казанской Божией Матери, хотя нередко встречаются композиции с иконами Спаса на плате, Владимирской, Иверской Богоматери и в других вариантах. Лики венчальной пары пишутся в общей стилистике на деревянных досках в размер пядницы (20 на 24 сантиметра) или же аналойной иконы (31 на 27). На полях могут быть расположены изображения святых покровителей жениха и невесты, новозаветной Троицы или же сцены из евангельской истории.Венчальная пара - это основа домашнего иконостаса, который впоследствии дополняется мерными (с рождением детей) и другими иконами. При этом, с точки зрения иконографии, венчальный образ не имеет каких либо характерных отличий. Лишенный пары,былое значение и превращается в обычную родовую икону, которая передается от одного поколения к другому как часть истории семьи.

Мерные иконы.

Мерная икона - образ святого, написанный на доске в мерку новорожденного младенца - входит в число древнейших православных традиций.Первые из дошедших до наших дней образцов датированы серединой XVI столетия. В те времена «родимый образ» был безусловной прерогативой дворянства и царской власти. Сохранились иконы, написанные на рождение царевича Дмитрия и одной из сестер императора Петра I Софьи. Тогда мерные иконы были символом богоизбранности, залогом божественного заступничества и, в силу высокой стоимости, оставались недоступными для представителей низших сословий. В последующие годы эта традиция была практически забыта, однако сегодня она переживает второе рождение.Подобно нательному кресту, мерная икона входит в число личных святынь, принадлежащих конкретному человеку и связанных с его жизнью и c судьбой. Сама традиция написания образа в мерку младенца представляет идею отождествления ребенка со святым покровителем, имеющим то же имя, что и владелец иконы. С другой c стороны ,мерная икона - это и ценный подарок, который преподносится на рождение нового человека и остается с ним на всю жизнь.Как правило, мерная икона пишется сразу же после рождения ребенка. Размеры доски соответствуют росту и ширине плеч, которые измеряются на восьмой день после появления младенца на свет. Далее мастер-иконописец пишет образ святого, в честь которого при крещении нарекается имя. В ином случае изображается соименный святой или ангел-хранитель, который символизирует божественное покровительство и защиту. Традиционно «родимый образ» представляет изображение святого в полный рост, однако, в целом, единого канона не существует. Известны многофигурные иконы с изображениями Богородицы, Спаса, святых покровителей родственников младенца или житийными сценами, которые размещаются на полях образа.

Мерная икона не связана непосредственно ни с одним из церковных таинств, хотя, зачастую, образ пишется ко дню Крещения ребенка. В этом случае священнослужитель может поместить ее на аналое или рядом с купелью. В дальнейшем икона вешается над кроваткой младенца и, впоследствии, занимает место в домашнем иконостасе.

Именные.

Издревле в православной традиции почитаются изображения соименных святых - именные иконы, которые пишутся для конкретного человека и относятся к категории личных святынь. Это наиболее распространенное и характерное направление русской иконописи, обладающее особыми стилистическими и символическими чертами.Именная икона представляет собой изображение тезоименного святого, именем которого человек нарекается при крещении, или же соименного святого, который особенно почитается в данной конкретной семье. Образ небесного покровителя символизирует связь человека с Богом, и, для владельца иконы, он обладает особым смыслом.Иконы соименных святых существуют во множестве видов и форм исполнения, которые определяются назначением или традицией. Мерные именные иконы пишутся на доске в рост младенца и создаются ко дню крещения. Походные отличаются небольшими размерами и могут быть выполнены в непривычных техниках, таких, как чеканка или резьба по дереву. Известны высокие «ростовые» изображения святых, подобных серии икон, принадлежавших членам семьи Романовых и хранящихся ныне в иконостасе Архангельского собора в Москве. Широко распространены также небольшие домовые именные иконы, которые традиционно составляют основу любого домашнего иконостаса.Иконография именных икон чрезвычайно разнообразна, при этом каждый святой пишется в соответствии с частным каноном. Ростовые изображения наиболее характерны для мерных икон, в иных случаях фигура святого пишется по пояс или по грудь. В ряде случаев именные иконы представляют многофигурные композиции с изображениями небесных сил, Богородицы и Христа, а также праздники и сцены из библейской истории.

Семейные.

История православия знает множество икон, которые различаются по размерам, по технике исполнения и символическому значению. Каждая икона уникальна, и, несмотря на строгие каноны изображения, сложно найти два образа, которые в точности повторяют друг друга. Вместе с тем, иконопись не случайна, и многие из известных сегодня икон находятся в тесной связи с каким-нибудь ритуалом, с конкретным событием, местом и человеком. Первое характерно для храмовых образов, когда иерархия, положение и степень участия в богослужении определяет иконографию и стилистику икон, которые делятся на аналойные (целовальные), киотные, иконостасные и выносные. Что касается домовых икон, то здесь каждый образ является отражением истории конкретного человека или семьи.В подавляющем большинстве, домовые иконы находятся в связи с каким-либо значимым радостным или трагическим событием. Мерные иконы пишутся на рождение ребенка, венчальные - к обручению, обетные - по достижению чего-либо важного или же в благодарность за помощь и избавление от беды. Исключение составляют семейные образы, на которых изображаются святые покровители дома, а также, нередко, и сами члены семьи, что наиболее характерно для старых икон, принадлежавших дворянству и представителям царского рода. Нередко семейные иконы несут изображения Христа, Богородицы или ангела хранителя, который символизирует божественную защиту и покровительство дома.Наряду с мерными и семейными, широко распространены венчальные иконы Богородицы и Христа. «Венчальная пара» представляет собой подарок родителей и преподносится молодым в день венчания. Венчальные иконы пишутся в единой стилистике и символизируют единение жениха и невесты. Как правило, иконописец обращается к традиционным образам Христа Вседержителя и Казанской Божьей Матери. Пара непосредственно связана с обрядом венчания: в процессе церемонии священнослужитель благословляет невесту иконой Богоматери, а жениха иконой Христа. Выходя из храма, молодые держат лики в руках и впоследствии помещают их рядом в домашнем иконостасе.

Обетная икона.

Обетная икона пишется по особому обещанию или в память о значимом, важном событии. Нредко это копии с исцеляющих и чудотворных икон или изображения святых покровителей и заступников. Обетные иконы создаются в благодарность за избавление от опасностей и болезней,которые угрожали родным и близким. В ином случае, образ свидетельствует о каком-то значительном деле, о достижении благополучия и успеха или же представляет прошение заказчика о милости и божественном покровительстве. Известны обетные лики, созданные на средства знаменитых правителей и полководцев. Среди них наиболее почитаема икона Божьей матери Боголюбской, написанная по заказу великого князя Андрея в период консолидации государства в XII веке.С точки зрения стилистики храмовые и домовые иконы не имеют принципиальных различий, за исключением того, что храмовый образ, как правило, несколько больше и более богато украшен. Немало венчальных, семейных и мерных икон, пожертвованных приходам, заняли свое место в иконостасах церквей и соборов.

Богословское учение об иконах. Православные богословы считали, что иконное изображение адекватно текстам Священного Писания: повествование выражает письмом то, что живопись выражает красками. Изображение было призвано дополнять и разъяснять евангельский текст. Истинными создателями икон считались богословы, отцы церкви. «Умными очами» они прозревали образ в мире идей. Делом иконописца было прорисовать, выявить, материализовать его, т.е. выполнить техническую сторону дела. Исключение составляют те случаи, когда иконописец, как, например, преподобный Андрей Рублев, достигал высот богопознания.

Слово «икона» происходит от греческого eikon («образ», «изображение»). В период становления христианской эстетики в Византии было выработано новое по сравнению с античностью отношение к изображению и сформулировано учение об иконе. Это учение стало важнейшим звеном византийской богословской системы и явилась теоретическим фундаментом для всего восточно-христианского мира. Первую апологию религиозных изображений написал Иоанн Дамаскин (ок. 676 – ок. 754) в период ожесточенной полемики с противниками икон. Иконоборцы доказывали, что нельзя изобразить Бога, поскольку божественная природа непознаваема и неописуема. Иоанн Дамаскин соглашался, что невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но утверждал, что воплотившегося в человеческую плоть и жившего среди людей Бога Иисуса Христа изображать не только можно, но и необходимо. Согласно Иоанну Дамаскину, икона не является точной копией прототипа (первообраза), а служит лишь его подобием. В силу этого она не замыкает внимание зрителя, но возводит его ум к созерцанию духовной сущности изображенного, возвышает до созерцания первообраза. Видя перед собой изображенного на иконе Христа и поклоняясь его образу, христианин воздает честь самому Богу. Несколько позднее на VII Вселенском соборе (8 в.) святые отцы уточнили, что на иконе, передающей внешний вид Иисуса Христа, изображается не его человеческая природа как таковая, которую изобразить невозможно, а его Личность в единстве двух природ – божественной и человеческой. Таким образом доказывалось, что живописный образ, не имея ничего общего с сущностью первообраза, но передавая лишь его внешний вид, выражает его духовную сущность. Именно поэтому иконам поклоняются как объекту любви, а сам факт создания изображения является также знаком выражения любви к изображенному.

Канон. Кроме теоретической основы, в Византии был выработан и особый изобразительный язык иконы, далекий от иллюзорно-натуралистических приемов передачи действительности: все художественные средства были направлены на создание одухотворенного, обóженного образа, осиянного божественным светом.

В 8–9 вв. византийский мыслитель Феодор Студит (759–826) обосновал понятие канона, которое сопутствует искусству иконописи. Поскольку изображение Иисуса Христа или любого из святых является идеальным воплощением первообраза, то логично сделать вывод, что оно может быть воплощено в различных материалах и вариантах. Однако как бы многочисленны ни были эти варианты, все они имеют один и тот же «характер», или иконографический тип, закрепленный каноном как истинный и соответствующий жизненным реалиям. Канон фиксировал все значимые детали типа, заносившиеся в виде прорисей в иконописные подлинники, которыми пользовались художники. В иконографическом типе важно всё: поза персонажа, одежды, окружающие атрибуты, жесты рук, надписи. Знание символического значения каждой детали позволяет прочесть и осмыслить символику образа.

Иконографические типы.

«Спас Нерукотворный». Начало созданию икон было положено самим Христом. Как повествует легенда, правитель сирийского города Эдесса Авгарь, будучи тяжело больным, послал своего художника ко Христу в надежде, что выполненный им портрет Иисуса исцелит его. Мастер не в силах был перенести на полотно черты лица Иисуса. Тогда Спаситель взял у него полотно и отер им свой лик. На полотне чудесным образом отпечатался лик Христа. В православной иконописи это изображение получило название «Спаса Нерукотворного». См. также ВЕРОНИКА, СВ.

«Пантократор». К числу самых распространенных изображений Христа относится иконографический тип «Пантократор» (греч. «Вседержитель»). Это поясное изображение Христа, облаченного в хитон и гиматий, лишенное каких-либо внешних атрибутов божественного достоинства. Правая рука Спасителя поднята в жесте благословения, а левая держит Евангелие. Голову охватывает крещатый нимб. На ветвях креста помещены три греческие буквы(греч. «Сущий»). Это наиболее универсальное изображение Спасителя, наглядно раскрывающее его человеческую сущность, но в то же время представляющее его как владыку мира.

Иконы Богоматери. Самыми любимыми и наиболее распространенными в православном мире были иконы Богоматери. Исключительное почитание Девы Марии объясняется тем, что из всего человеческого рода она первая достигла обожения, полного преображения всего человеческого существа. Согласно преданию, первое изображение Богоматери создал евангелист Лука. Богоматерь не только одобрила икону, но и сообщила ей свою благодать и силу. Предание подчеркивает, как важно было для христиан донести до потомков «портретность», историческую достоверность изображений Девы Марии. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов: «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке); «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне); «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»; «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца); «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками) и «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа). Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений. См. также МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА.

Богоматерь Владимирская. Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская). См . ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.

«Живоносный Источник». Кроме так называемых «портретных» изображений Богоматери, существовали символические, усложненные различными атрибутами и аллегориями. В качестве символов-аллегорий выступают мафорий (покрывало византийских женщин), вертеп (пещера), земля, пустыня, гора, горящая купина (куст), лоза, лествица, дверь. Происхождение и тематика таких усложненных образов различны. Легенду о возникновении одного из наиболее древних символов – Богоматери «Живоносный Источник» приводит византийский историк 14 в. Никифор Каллист. Однажды воин Лев, будущий император Лев Маркелл (5 в.), проходил через поросшую лесом местность и встретил заблудившегося слепого человека. Лев вывел слепца на тропинку и пошел искать воды, чтобы дать напиться уставшему путнику. Неожиданно он услышал голос, который, назвав его царем, велел ему войти в рощу, взять воды, дать ее жаждущему, а тину возложить на его очи. Этот же голос назвался обитательницей рощи и повелел ему построить на месте обретения источника храм. Слепец прозрел от целительной воды и тины, а ставший императором Лев Маркелл возвел над источником храм, в огромном золоченом куполе которого были проделаны отверстия. Через них лучи солнца освещали выложенный белым мрамором источник с двумя лестницами, ведущими к нему. В куполе находилось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем, которое отражалось в источнике. Почитание Живоносного источника выразилось также в появлении иконы Богоматери с Младенцем на груди, осеняющей купель с источником.

(28.38 Кб)

«Похвала Богоматери». Символом постоянного заступничества за христиан стал образ «Похвалы Богоматери». Праздник Похвалы был установлен в Константинополе в 8 в. в память чудесного спасения города Богоматерью от нашествия аваров. Древнейшая икона Похвалы находилась в императорском влахернском дворце. На иконе изображалась Богоматерь с Младенцем, восседающая на троне в окружении ветхозаветных пророков с прооброзовательными символами Богоматери в руках (храм, дверь, лествица, гора и т.д.).

В 14 в. в Византии появляются символические иконы на тексты торжественных литургических песнопений в честь Богоматери. Одному из византийских гимнографов принадлежит знаменитая песнь в честь Богородицы, начинающаяся словами «Достойно есть…» Иконы на текст этого гимна возникли в 16 в. Они представляли собой четырехчастную композицию, каждый сюжет которой иллюстрирует определенную часть песнопения. Особенно выделяется изображение Богоматери «Честнейшей Херувим и славнейшей Серафим», представленной как Царица Неба в окружении бесплотных ангельских сил.

«Неопалимая Купина». К позднейшим символическим изводам относится и «Неопалимая Купина» – так называется горящий и несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. По церковному преданию, неопалимая купина – прообраз Богоматери, пребывшей девой и по рождении Иисуса. На основе данного символа в 16 в. на Руси возникла сложная иконография, в которой отразились космогонические представления славян. Богоматерь здесь уподобляется Небесной Царице, Матери природы и повелительнице стихий. Она изображается на фоне красно-синей мандорлы (миндалевидного сияния) в виде звезды, символизирующей горний мир. В лучах помещены символы евангелистов, а между ними ангелы природных стихий.

Особую категорию составляют иконографии 17 в., такие, как «Всех скорбящих радость», «Неувядаемый цвет», «Жена, облеченная в солнце», обнаруживающие стремление обогатить образ мотивами западного католического искусства. В чудотворных иконах 18–19 вв. появляются прямые заимствования западных изображений («Нечаянная радость», Богоматерь Ахтырская).

По сюжетам иконы можно разделить на:
Иконы Святой Троицы - символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
Иконы святых и сил бесплотных.
Иконы праздников и событий священной истории.
Символические и аллегорические композиции.
По количеству изображаемых персонажей называют одно- двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.
По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии - сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима.
По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.
По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».
По технике исполнения выделяют:
живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д.
вышитые иконы - выполненные в той или иной технике шитья
литые иконы
резные иконы
печатные или типографские иконы
сводчатый алтарь - складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон
По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.
Среди икон выделяют чудотворные - отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.
По размеру существует несколько характерных наименований:
листоушка (листовушка) - малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
пядница (пятка) - икона размером в пядь.
осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. - икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.
После окончания написания иконы, ее обязательно освещали и только после чина освящения, передавали в храмы или заказчикам.
Освящение икон - церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой.

Источник не указан