Раскапываем языческие корни дней недели. Языческие боги и названия дней недели Четверг день тора

Каждый из дней недели имеет собственное название. И люди в большинстве своем настолько привыкли к этому, что уже не задаются вопросом касаемо того, почему дни эти носят именно такое название. Однако порой подобные вопросы все же возникают – или внезапно, спонтанно, или с подачи детей. Почему четверг принято называть именно четвергом? Это интересный вопрос, ответ на который действительно стоит поискать. Ведь даже сам процесс его поиска окажется интересным, для того, чтобы найти ответ, придется рассмотреть некоторые исторические моменты.

Ведь этот день носит такое название далеко не первый год, а кроме того, его название остается похожим во множестве славянских языков.

Происхождение названия дня недели: четверг

Четверг является четвертым днем недели, именно от порядкового числительного это слово и произошло. Но современное звучание возникло не сразу – изначально этот день недели именовался как четврьтъкъ. Затем слово упростилось в своем синтаксисе, постепенно стало обретать свое современное звучание. Каждый из славянских языков прошел собственный путь развития, и в каждом из них осталось это слово, получив собственные особенности звучания, но оставаясь узнаваемым.

Интересный факт: украинцы говорят “четвер”, сербы и хорваты – “четвртак”, а чехи, несмотря на то, что перешли на собственную, близкую к латинице письменность, отмечают этот день недели как “ctvrtek”. И в любом случае понятно, что корень остается единым, а следовательно, слово имело общее происхождение для всех славянских народов.

Как четверг называют в Европе?

Славянская семидневная неделя имеет пять рабочих дней, обозначенных числительными, и выходные, названия которых связаны с христианской верой. Но в Европе дело обстоит иначе. В дохристианскую эпоху здесь были существенно распространены древнеримские представления, влияние этой старой цивилизации оказывается серьезным и по сей день, несмотря на то, что никаких римлян уже не существует, и их цивилизация пала под натиском тех же европейцев прошлого. Римляне называли дни недели в честь своих богов, и эта традиция сохранилась до нашего времени. В Риме этот день посвящался верховному богу Юпитеру, и этот корень сохранился в испанском языке, где четверг называют jueves, во французском, где он носит название jeudi. Но так дело обстоит не повсеместно.

Так исторически сложилось, что в английском четверг звучит как Thursday – день Тора, а в немецком – Donnerstag, день грома. Ведь как Юпитер, так и Тор были богами – громовержцами. Также немецкое название можно перевести как “чертов день”, это связано с переходом на христианские традиции. Этот день у славян был посвящён громовому божеству Перуну.

Но почему именно Юпитер стал символом четвертого дня? Само обозначение Юпитера напоминает цифру 4, и возможно, что это вовсе не случайное совпадение. Обозначение осталось актуальным и сегодня, как и рекомендации посвятить этот день вопросам карьеры, серьезным проектам, учебе – для тех, кто верит в астрологию. Ведь Юпитер – это не только громовержец, также это верховный бог, имеющий безграничную власть. По крайней мере, в это верили люди прошлого.

Таким образом, в традициях Европы осталась привычка называть дни недели именами языческих богов, и четверг посвящен здесь Юпитеру или Тору – верховному богу. В российской традиции, и во всех славянских языках отмечается другая тенденция, ведь соседствовать с могучим Римом людям здесь не приходилось. И потому четверг – это просто четвертый день недели, и его название восходит только к числительному. Это отмечается во всех славянских языках. Четверг – это четвертый рабочий день, после которого идет пятница, а за ней следуют выходные.

Семь дней недели произошли в стародавние времена, когда ещё был лунный календарь. В лунном месяце, как всем известно, 28 дней. Делим 28 на 4 лунных фазы - и получаются 7 дней недели.

У древних язычников каждый день недели был посвящён определённому божеству. В немецком и английском языках это сохранилось, а вот в русском напрочь исчезло.

Понедельник - это день "по неделе", первый день "после недели", а "неделя" - это та же украинская "неділя ", т. е. восресенье.
Вторник - соответственно - второй день после "неділи ".
Среда - средний день недели.
Четверг - четвёртый день.
Пятница - пятый.
Суббота - от еврейскоего слова шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת шаба́т‎ ‏‎‎), означающего «покоиться», «прекращаться», «воздерживаться»; в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Воскресенье - понятно - в честь воскресения Иисуса Христа. Интересно, что во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей» (польск. niedziela , укр. неділя , белор. нядзеля , чеш. neděle и т. д. ), то есть днём, когда «не делают», то есть не работают.

Теперь посмотрим дни недели в английском языке:

Monday - понедельник - день бога Луны.
Tuesday - вторник - день германского бога Teiwaz (древнеанглийский Tiw ), т. е. «День Тиу » — бога войны и закона.
Wednesday - среда - день Водана или Одина, германского бога-шамана.
Thursday - четверг - день Тора, бога грома и дождя, бурь и молний.
Friday - пятница - день богини Фрейи или Фригги (Фригг).
Saturday - суббота - день Сатурна.
Sunday - воскресенье - день богини Солнца.

И на немецком языке:

der Montag - понедельник - день бога Луны (санскрит . Sōmavāra , Сома — имя Лунного бога в индуизме.
der Dienstag - вторник - как и у англичан, день бога войны Марса („Tag des Ziu“).
der Mittwoch - среда - буквально "середина недели"; у немцев считается несчастливым днём, ибо в этот день Иуда продал Иисуса Христа
der Donnerstag - четверг - "день грома", т. е. день бога грома и молний континентальных германцев - Доннара.
der Freitag - пятница - от имени Фрейи.
der Sonnabend - суббота - происходит от древневерхненемецкого sunnunaband и буквально означает «Канун (дня) солнца», то есть, «День перед воскресеньем»
der Sonntag - воскресенье - день богини Солнца, ибо "солнце" в немецком языке - die Sonne - женского рода.

Есть мнение, что каждому божеству Пантеона князя Владимира соответствовал свой день недели. Так, у Перуна был четверг, у Хорса - понедельник, у Даждьбога - воскресенье, у Стрибога - вторник, у Симаргла - суббота, у Мокоши - целых два дня: среда и пятница.

Тут безоговорочно можно лишь признать, что четверг действительно был днём Перуна, поскольку есть такое выражение "после дождика - в четверг"; опять же "чист-четверг" в Страстную неделю.

Скорее всего, у древних славян, как и у древних германцев, пятница была "женским днём", и поэтому её можно соотнести с Мокошью, наследницей которой стала Параскева Пятница.

Всё остальное - гадательно. Можно лишь предполагать, что воскресенье было посвящено богине Солнца, а суббота - рогатому супругу богини. Ещё можно предполагать, что в неделе было три "женских" дня - среда, пятница и воскресенье, и четыре "мужских".

kisitnikov предложил этимологию марийских дней недели:

Пн. - шочмо. Это же слово значит "родной". Шочмо кече - день рождения
Вт. - .кушкыжмо. Кушкыжаш - садиться верхом. Так говорят, например, о быке, который взбирается на корову.
Ср. - вÿргече, букв. "крови день".
Чт. - изарня, от изи арня, букв. "маленькая неделя", "маленький (день) недели".
Пт. - кугарня, от кугу арня, букв. "большая неделя", "большой (день) недели".
Сб. - шуматкече, разг. кукшыгече (от кукшо "пустой"?).
Вскр. - рушарня, букв. "русская неделя", "русский (день) недели".

Римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов. Названия следующие: суббота — день

Европейцы и другие романо-германоязычные нации настолько привыкли произносить имена каждый день, что большинство из их представителей даже не осознают это. Ежедневно и верующие, и убежденные атеисты одинаково следуют старой языческой традиции воздания благодарений древним богам.

Название понедельника (Monday) происходит от англо-саксонского «monandaeg», то есть, «лунный день». В этот день люди отдавали дань уважения богине Луны . Кстати, с этим днем связана любопытная традиция. Древние верили, что в году есть три крайне невезучих понедельника: первый понедельник апреля, второй понедельник августа и последний декабря.

Эти два дня были посвящены скорее небесным телам и божествам, их олицетворяющим. Первым же днем, названным в честь богов, был вторник (Thuesday). Он получил свое имя в честь германского бога Тиу (Тюра) – одного из самых главных и древних богов германского пантеона, бога воинских правил, закона, доблести, а также неба. В скандинавском пантеоне ему соответствует Тир, бог-защитник в мифологии викингов. Тиу связывали с Марсом и изображали обычно только с одной рукой. Согласно мифологии, руки он лишился, положив руку между челюстями огромного волка Фенрира в знак добрых намерений и доброй воли, в то время как другие боги, делая вид, что играют, связали Фенрира цепью Глейпнир. Когда волк понял, что его обманули, он откусил руку Тюра.

Название среды (Wednesday) означает «день Вотана» (в скандинавской религии Одина). В римском варианте этот день был посвящен Меркурию, посланнику богов и богу торговли, путешествий и науки. Один возглавлял скандинавский пантеон, а также «дикую охоту» в англо-саксонской мифологии. Вотан-Один был также правителем Асгарда (части Вселенной, населенной богами) и обладал способностью перевоплощаться.

Четверг был посвящен Тору, богу грома и молнии, скандинавскому аналогу Юпитера. Тора часто изображали с огромным молотом и в 10-11 веках, когда христиане пытались обратить скандинавов в свою веру, несогласные носили изображения молота Тора в качестве знака неповиновения новой религии.
Пятница ассоциировалась с Фрейей, скандинавской богиней любви, брака и плодородия, которая была аналогом римской Венеры.

Наконец, название субботы означает «день Сатурна», римского бога, который ассоциируется с богатством, земледелием, изобилием и временем. Это единственный англоязычный день, который до сих пор посвящен римскому богу, а именно Сатурну . По библейским канонам суббота является последним днем недели. Евреи называют этот день Шабат, что означает день отдыха.

Ну, а семидневная неделя берет свое начало в Древнем Вавилоне примерно с 600 г. до н. э., когда время отсчитывалось согласно лунному циклу. Спустя тысячу лет, римский император Константин принял христианство и ввел семидневную неделю по всей империи. Возможно, Рим изначально и перенял семь дней в неделе от мистических верований вавилонских астрологов, но, согласно библейской истории творения, Бог создал небо и землю за шесть дней, а седьмой объявил днем отдыха.

  1. Невероятные места, которые нужно увидеть хотя бы раз в жизни. Ангкор Ват. Камбоджа. Ангкор Ват Изначально индуистский, а впоследствии буддистский храмовый комплекс в Камбодже, а заодно крупнейший религиозный памятник в мире. Храм построен...

Торраблот — один из второстепенных праздников Северной Традиции, т.е. не являющийся точкой Годового Колеса, но при этом один из любимых в Скандинавии, как древней, так и современной.
Название праздника говорит само за себя — это день Тора, главного воина, самого сильного среди богов и людей, защитника Асгарда и Мидгарда, великого Горомовержца, защитника и заступника от всяких бед и напастей. Тор — один из самых известных и наиболее почитаемых богов пантеона Асатру. Его молот Мьелльнир, главное орудие в борьбе со всеми бедами, является своего рода идентификатором Асатруа, знаком принадлежности человека к Северной Традиции, и универсальным оберегом.
Дата праздника — первый четверг после Полнолуния Луны Йоля, или последний четверг января. Этот период зимы, когда морозы самые сильные, когда вся природа и жизнь человека наиболее подвержена атакам хримтурсов — инеистых великанов, несущих холод и смерть. Кари, великан ледяного ветра, поет свою холодную песню. Кого призывать на защиту от хримтурсов, как не главного их врага — Тора? Но не столько просьба о помощи является главной причиной этого праздника. Тор всегда там, где хримтурсы. Он и так с нами в бою против великанов холода, и он разгонит их и без нашей просьбы. Пришел холод, пришел и Рыжебородый. Время воздать ему почести. Мы просто славим нашего Помощника и Защитника «в самый жуткий час».



Ритуал

Ритуал проводится после захода солнца. Для ритуала потребуется алтарь или то, что его заменяет (камень, пень и т.п.), ветка дуба или любого другого дерева, рог и что-нибудь, что может издавать звук, подобный грому (бубен, гонг или пиротехника). Присутствующие встают в круг вокруг алтаря.

Годи, стоя в центре круга, поворачивается на Север и, чертя в воздухе знак Молота Тора, говорит:
- Я освящаю это место Молотом Тора. Пусть он бережет нас от лютого холода
Годи поворачивается на Восток и, чертя в воздухе знак Молота Тора, говорит:
- Я освящаю это место Молотом Тора. Пусть он охраняет нас от напастей ётунов
Годи поворачивается на Юг и, чертя в воздухе знак Молота Тора, говорит:
- Я освящаю это место Молотом Тора. Пусть он хранит нас от ярости Муспелля
Годи поворачивается на Запад и, чертя в воздухе знак Молота Тора, говорит:
- Я освящаю это место Молотом Тора. Пусть он защитит нас от волн Мирового Змея
Годи поворачивается на Север и, чертя в воздухе над собой знак Молота Тора, говорит:
- Аса-Тор, охраняй небеса над нами!
Годи чертит в знак Молота Тора над землей перед собой, говорит:
- Винг-Тор, охраняй землю под нами! Твоя мощь да будет во всем Мидгарде!

Годи говорит:
- Хрим-турсы с воем носятся над нашими полями,
Над замерзшей землей,
Кари воет свою ледяную песню,
Ни травинки вокруг,
Эрда спит под одеялом ётунов.
Только сильные духом стоят на морозе
И держат свои сердца над покровами снега,
Находясь под защитой Могучего Тора.
Сила молнии зажжет пламя, согревающее наши сердца!

Годи наполняет рог и говорит:
- Мы славим Хозяина Мьёлльнира! Пояса Силы Носитель, Железных Рукавиц Владелец, Защитник Мидгарда, Сын Одина, Защитник Мидгарда, Страж Крепости асов, Могучий Тор, пусть гремит твой гром!
(все присутствующие хором кричат: Хейл Тор!!!

Годи наполняет следующий рог и говорит:
- Твоя сила удлиняет дни, приближая весну, разгоняя ледяных великанов! Хейл Тор!

Годи пьет из рога и передает его по кругу. Каждый пьет с возгласом «Хейл Тор!». Остатки из рога выливаются на землю.

Годи наполняет рог в третий раз и говорит:
- Ни одна напасть не укроется от удара твоего Молота, никто не убежит от твоих быстроногих козлов! Хейл Тор!
(все присутствующие хором кричат: Хейл Тор !!!
Годи пьет из рога и передает его по кругу. Каждый пьет с возгласом «Хейл Тор!». Остатки из рога выливаются на землю.

Годи наполняет рог. Все присутствующие кладут на алтарь свои дары Тору. Годи обмакивает веточку в рог и опрыскивает всех три раза, говоря:
- Пусть сила Могучего Тора будет с вами!
Остатки из рога выливаются на землю со словами:
- Мы верны тебе, Сын Одина!

Годи говорит:
- Мы празднуем День Тора
Тьма и холод больше не будут мучать нас
Сила Стража людей и богов всегда с нами
Друг наш и брат, враг всех несчастий,
Тор, мы славим тебя!
(Все присутствующие восклицают: «Хейл Тор!»)

Годи трижды ударяет в бубен или производит другой шум, похожий на гром, например устраивает салют. После каждого залпа все кричат: «Хейл Тор!»