Кто такой янус в древнем риме. Янус - привратник небес и бог богов

Янус - божество древнего Рима. Римляне верили, что Янус был богом дверей, начинаний, окончаний и переходов. Янус изображается как двуликий бог - Ianus Bifrons («Янус Двуликий»), один лик смотрит в будущее, а другой - в прошлое. Порой Янус изображался с четырьмя лицами в форме, известной как Ianus Quadrifrons («Янус Четырехликий»). Первый месяц года, январь, был назван в честь этого бога.
Янус - древний бог, поклонение которому восходит ко времени Ромула и даже к временам до основания Рима. В отличие от многих божеств, которым поклонялись римляне, у Януса нет греческого аналога. Согласно одному из мифов, Янус был первым царем Лациума, и ему приписывают установление гражданского и общественного порядка в мире людей. Тем самым он обеспечил переход человечества от варварства к цивилизации; этот переход представлен двумя лицами Януса.


Статуя Януса. (Panoramio / CC BY-SA 3.0)

Согласно римской мифологии, Янус был мужем нимфы Камасены, а их сыном - Тиберин. От имени последнего река Тибр получила свое название. До этого река была известна как Альбула. Однако после смерти Тиберина (в реке или на ее берегах) ее имя было изменено.

Тиберин (статуя из Капитолийского музея).

В другом мифе о Янусе Сатурн, изгнанный Юпитером с небес, прибывает в Яникул (город, основанный Янусом) на корабле. Бог был тепло принят Янусом, и в благодарность за его гостеприимство даровал царю способность смотреть и в будущее, и в прошлое.

Римляне считали Януса важным богом, что очевидно из одного из его титула, divom deus , что означает «бог бога». Прежде чем принести жертву кому-либо божеств, сначала следовало призвать Януса, и почтить его возлиянием. Почему? Потому что Янус был привратником небес, именно через него можно было достичь всех других богов и богинь.

Связь между Янусом и дверными проемами проявляется во многих jani, построенных в Риме. Эти церемониальные ворота представляли собой отдельно стоящие сооружения, используемые для символически благоприятных входов или выходов. Через эти врата проходили римские легионы, отправляющиеся на войну.


Арка Януса - триумфальная арка Януса Квадрифрона (Четырехликого) в Риме. (lucazzitto / Adobe)

Самым известным janus в Риме был Janus Geminus («Двойной Янус»), святилище Януса, расположенное на северной стороне Форума. Это бронзовое строение с двойными дверями на каждом конце, между ними была культовая статуя. Согласно традиции, двери храма оставались открытыми во время войны и, наоборот, закрывались в мирное время. По словам Плутарха, именно легендарный царь Нума (преемник Ромула) положил начало этой традиции, и во время его правления двери всегда были закрыты, это означало, что его правление было мирным. С другой стороны, Виргилий говорит, что закрытие дверей должно было сдержать войну.

Закрытие дверей Janus Geminus было мощным символом и использовалось римскими императорами. Август, например, хвастался, что двери были закрыты три раза во время его правления. Двери храма также были закрыты во время правления Нерона (в 66 г. н.э.) после победы над парфянами, и Веспасианом (в 75 г. н.э.) после завоевания Иерусалима. Чеканились монеты, чтобы ознаменовать это событие.

Храм Януса с закрытыми дверями на монете Sestertiu S. Отчеканена при Нероне в 66 году нашей эры. (Mica / CC BY-SA 2.5)

И хотя Janus Geminus был самым важным храмом Януса, в его честь также были построены и другие храмы. Один из них, например, был возведен на Яникуле, а другой - на Forum Holitorium («Овощном рынке») консулом Марком Дуиллием, чтобы ознаменовать его военно-морскую победу над карфагенянами в битве при Майле в 260 году до нашей эры.

Самым очевидным следом римского культа бога Януса в современном мире, как уже было сказано, является название месяца январь. Кроме того, английское слово «janitor» происходит от латинского «ianitor», что означает «привратник» или «носильщик», что также является ссылкой на этого римского бога.


Римский бюст с изображением бога Януса. (Стив Бест CHIUSO / CC BY-SA 2.0)



Расписной потолок в приходской церкви Уолтемского аббатства с изображением Януса, обращенного к прошлому и будущему.

Понятие «двуликий Янус» многим известно только в качестве фразеологизма, который принято применять по отношению к неискреннему, двуличному человеку. К сожалению, о достоинствах персонажа, давшего имя этому эпитету, все давно и безвозвратно забыли.

Двуликий Янус – кто это?

В древнеримской мифологии известен бог времени Янус, правитель страны латинян. От всесильного бога Сатурна он получил удивительную способность видеть прошлое и будущее и этот дар отразился в лике божества – его стали изображать с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Отсюда и название «двуликий», «двулобый». Как и все герои легенд, царь Лациума – прародины Рима – постепенно превратился в «многофункционального» персонажа:

  • покровителя времени;
  • хранителя всех входов и выходов;
  • бога всякого начала и всякого конца;
  • носителя всего хорошего и плохого в этом мире.

Легенда о двуликом Янусе

До культа Юпитера в римской мифологии, его место занимал двуликий Янус – бог времени, руководивший дневным солнцестоянием. Он ничего особенного не совершил за время своего царствования на римских землях, но по легенде имел власть над природными явлениями и покровителем всех воинов и их начинаний. Иногда персонажа изображали с ключами в руке, и имя его с латинского языка переводится как «дверь».

Существует легенда, чтобы в честь двуликого божества второй римский царь Нума Помпилий воздвиг храм с бронзовой аркой и перед военными действиями отпирал ворота святилища. Через арку проходили солдаты, готовящиеся идти на войну, и просили у двуликого бога победы. Воины верили, что покровитель будет с ними во время боя. Два лица божества были символом движения вперед и победного возвращения назад. Двери храма не запирались во время войны и к несчастью для Римской Империи закрывались лишь три раза.

Янус – мифология

Бог Янус – один из старейших в римской мифологии. Календарный месяц, посвященный ему – январь (януарий). Римляне полагали, что двуликий научил людей исчислению, ведь на его руках были начертаны числа, соответствующие дням в году:

  • на правой руке – 300 (ССС);
  • на левой руке – 65 (LXV).

В первые дни нового года в честь божества устраивали празднование, одаривали друг друга подарками и приносили в жертву плоды, вино, пироги, а самым важным человеком в государстве становился верховный жрец, который жертвовал небесам белого быка. Впоследствии при всяком жертвоприношении, как и в начале каждого дела, призывался двулобый бог. Его считали главнее всех других персонажей римского пантеона и не отождествляли ни с одним из героев греческой мифологии.


Янус и Веста

Культ бога времени неотделим от богини Весты, хранительницы очага. Если многоликий Янус олицетворял собой двери (и все другие входы и выходы), то Веста оберегала то, чтобы находится внутри. Она несла благодатную силу огня в жилища. Весте даровалось место при входе в дом, прямо за дверями, которое носило название «вестибулум». Богиню тоже упоминали при всяком жертвоприношении. Храм ее располагался на форуме напротив храма Двуликого и в нем всегда пылал огонь.

Янус и Эпиметей

Римский бог Янус и титан Эпиметей, ставший первым, кто принял от Зевса девушку, не взаимодействуют в мифологии, но персонажи дали имена двум спутникам планеты Сатурн, расположенным в непосредственной близости друг от друга. Расстояние между пятой и шестой луной всего 50 км. Первый спутник, получивший имя «двулобого божества», был открыт астрономами в 1966 году, а спустя 12 лет было выяснено, что все это время наблюдаются два объекта, которые движутся по близким орбитам. Таким образом, многоликий Янус – это еще и луна Сатурна, у него действительно «два лица».

Главное божество римского пантеона, двуликий Янус, незримо присутствовал в каждом из окружавших его богов и дарил им сверхъестественную силу. Его почитали, как мудреца, справедливого правителя, хранителя времени. Двуликий утратил свой статус и передал его Юпитеру, но это не умаляет достоинств персонажа. Сегодня этим именем совершенно незаслуженно называют низких, лживых людей, лицемеров, но древние римляне не вносили такой смысл в этого героя.

С его именем связано название месяца январь. Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале.

Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое - лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества родственно латинскому слову janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» - производное от этого же слова. В переносном смысле выражение «двуликий Янус»: неискренний, двуличный, лицемерный человек (неодобр.) .

Древними учёными предлагались три этимологии имени Янус, каждая из которых опиралась на рассуждение о природе бога .

Первая этимология базируется на определении Хаоса, данном Павлом Диаконом, гласит: от слова hiantem, hiare , быть открытым, имя Янус образуется при потере гласных при начальном придыхании. В этой этимологии понятие Хаоса определяет исконную природу бога .

Другая этимология была предложена Публием Фигулом и связано с Макробием : Янус - это Аполлон, а Диана -Яна , с добавлением Д для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Фрэзером. Оно согласуется со всеми последующими уподоблениями Януса небу, солнцу и луне. Оно также предполагает, что раньше это имя звучало как «Дианус», образованное от «диа» -из индоевропейского корня «дей», означающего сияние. В латыни этот корень представлен словамиdies («день»), Diovis и Iuppiter . Как бы то ни было, форма «Дианус», обозначенная Фигулом, не была подтверждена.

Интерпретация Януса как бога начал и проходов основана на третьей этимологии, указанной Цицероном, Овидием и Макробием, которые объясняют имя как латинское, произошедшее от глаголаire («проходить, идти») .

Современные исследователи сделали предположение, что имя Янус происходит от индоевропейского корня, означающего переходное движение (ср. санскрит - «yana- », авестийское «yah», лат. «i-» и греч. «ei-») . В этом случае Iānus - обозначение действия, выражающее идею движения, прохождения, образованное от корня *yā- < *y-eð2-, или от корня «ey» идти , от которое происходят слова eō, ειμι .

Другие современные исследователи признают индоевропейскую этимологию либо от имени «Дианус», либо от корня «yā» .

Один из древнейших греко-римских богов, вместе с богиней очага Вестой он занимал заметное место в римском пантеоне. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нём и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отождествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (Отворяющий).

Салии в своей песне называли Януса «богом богов» и «добрым создателем». Также его толковали как «мир» - mundus, первобытный хаос, из которого потом возник упорядоченный космос, и он из бесформенного шара превратился в бога и стал хранителем порядка, мира, вращающим его ось .

Арка Януса на Бычьем форуме , обрамляющем церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

До появления культа Юпитера был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил своё место Юпитеру, а сам занял место владыки всех начал и начинаний во времени. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле ещё до Сатурна и научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Родители : Небо и Геката , женой Януса была Ютурна , сыном - Фонт, зятем - Вультурн . В греческой литературе его упоминает Прокл, отождествляя с Зевсом . Некоторые толкования называют его сыном Аполлона и Креусы , который основал город Яникул , жил на холме Яникул . Вендила родила ему дочь Каненту .

В качестве атрибутов Янус имел ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата (см. апостол Пётр ). В качестве оружия привратника ему служил посох , для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus) .

Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счёт дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой - LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий . Вместе с тем Янус охраняет каждого человека с момента зачатия до рождения, и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек.

Первый храм Януса был воздвигнут, по преданию, царём Нумой Помпилием . Когда принималось решение объявления войны, царь или консул отпирал ключом тяжёлые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, и перед ликами Януса под арками проходили отправлявшиеся на войну вооружённые солдаты и юноши, впервые взявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми, когда заключался мир, то вернувшиеся войска вновь проходили перед статуей бога и храм вновь запирался на ключ.

Янус был также патроном дорог и путников, и почитался среди италийских моряков, веривших, что именно он научил людей строить первые корабли.

В жертву Янусу приносились вино, плоды и медовые пироги, а в началегода - белый бык.

  • В повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу » Янус превратился в загадочную фигуру Януса Полуэктовича Невструева, директора института, единого в двух лицах. Янус Полуэктович - один человек, но в одном лице он живёт, как и все остальные люди, из прошлого в будущее, а «второе лицо» возникло после того, как в будущем он поставил удачный эксперимент по достижению контрамоции и начал жить из будущего в прошлое.
  • !!!В книге Эдварда Радзинского «Александр II. Жизнь и смерть» автор называет царя Александра I двуликим Янусом из-за его склонности как к реформам, так и к жестоким самодержавным методам правления, так свойственным его отцу Павлу I.
  • В романе Элли Гриффитс «Камень Януса» действие разворачивается вокруг мистических жертвоприношений богу Янусу, сделанных помешанным на римской истории английским мальчиком.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю). Это правило было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу.
Двуликий Янус, или Януарий, был богом всех начал, входов и выходов. В честь бога Януса первый месяц года получил свое название «январь». При обращении к богам имя Януса призывалось первым, ему был посвящен первый день каждого месяца и начало каждого дня. У Януса было два лица: молодое и старое. Одно из них смотрело на восток, в будущее, а другое было обращено на запад, в прошлое. А сам Янус находился, как и месяц январь, на стыке прошлого и будущего.
Янус считался древнейшим италийским царем, который принял у себя свергнутого Сатурна и разделил с ним власть, ведя счет дням, поэтому изображался с 365 пальцами по числу дней в году. Алтарей в храме Януса в Риме было двенадцать.
По одной из легенд Сатурн даровал Янусу способность видеть прошлое и будущее.
В первый день января в храме Януса ему приносили в жертву белого быка, медовые пироги, вино, плоды. Люди желали друг другу счастья и дарили вкусные вещи, чтобы наступивший год оказался «сладким», счастливым.
Янус считался также богом договоров, союзов, мира и войны, космического и земного порядка. Атрибутами его служили ключ и оружие привратника— палка, отгоняющая непрошеных гостей.

Описания бога Януса ярко перекликаются с описанием Гермеса. Гермес - покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Гермес изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей, был вхож во все миры, будучи Тотом в Египте, подобно Янусу, держал ключ знаний Анкх.

Так как греческое имя Меркурия - Гермес, образы Близнецов и Януса явно взаимосвязаны. Янус был первым богом света и солнца, который открывал врата неба на восходе в утренние часы и закрывал их вечером. Меркурий, и вечерний, и утренний, так же неотступно следует за Солнцем, являясь самой близкой к нему планетой.
И тот, и другой представляют две половины года и олицетворяют благие для людей божественные силы.

Храм Януса в Риме
Римляне верили, что Янус влияет и на их военные успехи — ведь каждая война имеет начало и конец, и для ее благополучного завершения милость двуликого бога очень важна. В храме Януса было двое ворот: одни против других. Когда римляне объявляли войну, «двери войны» отпирались и под арками храма мимо статуи бога Януса проходили выступавшие в поход воины. В течение всей войны храм стоял открытым, а когда война заканчивалась, и войска с победой возвращались из похода, вновь проходя перед статуей бога — и тяжелые дубовые двери храма закрывались за ними на ключ. Считается, что триумфальные «арки», как символы «перехода», портала, научил людей строить Янус.
Праздник в честь Януса справлялся 9 января в жилище самого царя. Царь Нума Помпилий посвятил ему двойную арку на форуме.

Янус ассоциировался с ходьбой и плаванием, поэтому он стал покровителем путников, мореходов.
В шумерской мифологии считалось, что мир начался с воды; богом водной стихии являлся Энки,он так же был богом мудрости и плодородия, который «установил на земле свой порядок». У шумеров был свой двуликий бог по имени Исимуд, - это «посланник» Энки, его «ангел». Об этом говорит многорогий «шлем», который шумеры изображали исключительно у высшего ранга богов на глиняных табличках. Исимуд с двумя лицами - крайний справа от Энки.
Символика созвездия Рыбокозленка (Козерога) связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок — пророчество о грядущей судьбе человечества.

Около 235 г. до н. э. появилась монета с двуликим богом Янусом на квадриге, из-за чего эту новинку назвали квадригатом.
Квадригат (дидрахма с изображением квадриги). 235-217гг. до н.э.

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле - двери, дверные проемы и проходы - человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем - ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием - дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое - умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное в

ремя он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них - царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них - Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.