Католическая церковь и еретики презентация. Презентация на тему "Могущество папской власти

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси.

Образовательные:

  • продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
  • определить причины процесса усиления церкви;
  • показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
  • формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;
  • развивать умение делать самостоятельные выводы;
  • развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;
  • развивать умение анализировать;
  • развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • развитие интереса к предмету;
  • воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
  • способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частичн-поисковый;
  • иллюстративный;
  • словесные;
  • элементы дифференцированного обучения.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповой.

Технологии: элементы дифференцированного обучения, "Проблемного обучения" и "Сотрудничества".

Оборудование:

  • схема "Источники богатства католической церкви";
  • плакат "Костёр инквизиции";
  • карточки для работы учащихся в группах 8 шт.)

Ход урока

I. Этап урока:

Организационный момент.

Выступление учителя:

Тема урока. Цель урока?

Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?

(учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока. Учитель обобщая и координируя, продолжает.)

Правильно, сегодня на уроке мы:.

В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.

Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.

Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

II. Этап урока. Изучение нового материала.

План:

  1. Сословия средневекового общества.
  2. Источники богатства церкви.
  3. Раскол христианской церкви.
  4. Ереси и еретики средневековья.
  5. Борьба церкви с еретиками.

Учитель:

Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.

Вопрос классу: - Давайте вспомним, что называется сословием? Учащиеся отвечают.

Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. На доске схема "Сословия средневековой Европы".

Перенос схемы в тетради учащихся.

Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом. (Дальше по тексту учебника стр. 124).

Учитель: Давайте найдем ответ на вопрос:

Чему же учила людей церковь?

Что проповедовала христианская мораль?

Кого же церковь считала образцом, на кого надо было равняться?

Учитель:

При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.

Что же являлось источниками обогащения католической церкви? Что её обогащало и делало могущественной?

Церковь обогащало:

  1. Церковная десятина.
  2. Продажа церковных должностей.
  3. Священные реликвии.
  4. Церковные обряды.
  5. Продажа индульгенций.

На доске схема - плакат "Источники обогащения церкви".

Учитель:

Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп 4) получает задание - карточку: раскрыть один из источников обогащения церкви используя текст учебника стр. 125-126).

  • I группа - задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
  • II группа - продажа индульгенций;
  • III группа - церковные обряды;
  • IV группа - священные реликвии.

(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).

Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.

До середины XI века христианская церковь считалась единой.

Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.

В тетрадь:


Учитель: В течении раннего средневековья на съездах высшего духовенства- церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры:

  • учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
  • о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом;
  • празднование церковных праздников;
  • о существовании ада, рая, чистилища и др.

Но не все верующие понимали эти догматы. Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.

Запишем в тетрадь:

Еретик - противник господствующего вероучения церкви.

Учитель : - Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?

Правильно.

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Учитель: - Давайте послушаем о том, как отлучали от церкви (выступает учащийся с сообщением по теме).

Учитель : - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.

Запись в тетрадь: Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.

Учитель: - Послушаем сообщения о средневековой инквизиции (выступает учащийся с сообщением по теме).

Учитель: - А ещё у нас есть иллюстрация по теме "Костёр инквизиции" автор Илья Кучаев учащийся 11 класса нашей школы. Кто попробует описать событие, изображенное на плакате? Давайте послушаем.

III этап - Подведение итогов урока. Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.

А сейчас опять работа в группах.

Подготовка 3 минуты. Отвечаем на вопросы в карточках.

  • I группа - Что проповедовали еретики? Как католическая церковь с ними боролась?
  • II группа - Почему христианская церковь раскололась на 2 части?
  • III группа - Перечислите источники богатств католической церкви.
  • IV группа - Что такое сословие? Сколько их было в средневековом обществе?

(выступает 1 человек от группы)

Учитель: - Молодцы!

Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.

Учитель: Домашнее задание параграф 15.

Вопросы группам:

  • I группа - 7 в.
  • II группа - 8 в.
  • III группа - 1 в.
  • IV группа - 3 в.

1. Первое сословие. Средневековые религи­озные мыслители утверждали, что мир, создан­ный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия1, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу. Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и свя­щенники) - заступаются за людей перед Богом. Второе- «те, кто воюет» (светские феода­лы) - защищают христиан от врагов. Третье - «те, кто трудится» --кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но так­же и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особен­ность средневекового общества.

Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась по­средником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блажен­ства. Христианская мораль требовала выпол­нять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Пропо­ведь церкви смягчала жестокие нравы и улуч­шала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу рас­каянием и исповедью, то есть искренним расска­зом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника.

Образцом, на кого следует равняться, счи­тался святой человек, который отрекся от зем­ных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спа­сении души, оно связано с жадностью и враж­дой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обре­сти богатства небесные».

Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю. Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались

помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христиан­ская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Часть своих доходов церковь была обязана тра­тить на помощь нищим, бедным и больным: раз­давала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

2. Богатство церкви. Но при этом церковь была крупнейшим землевладельцем и облада­ла огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи за­висимых крестьян.

Со всего населения Западной Европы цер­ковь взимала десятину - особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое иму­щество- «на помин души».

В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - остан­ки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.

Папы римские присвоили себе право про­щать преступления и грехи верующих за день­ги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями прино­сила папам огромные доходы и вызывала него­дование истинно верующих граждан.

Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, кото­рые затем присваивала. Церковь проповедова­ла христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами.

3. Разделение церквей. До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа рим­ский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.

Вы знаете, что от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Ев­ропы и Балканского полуострова. Но папа рим­ский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь проти­вилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патри­архом шла острая борьба.

Между церквами на Западе и Востоке суще­ствовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь со­хранила единый язык богослужения - латин­ский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запреще­но вступать в брак всем духовным лицам, на^ Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные свя­щенники отличались от западных: не брили бо­роды, не выстригали волосы на темени.

В 1054 году, во время очередного конфлик­та, папа и.патриарх предали друг друга прокля­тию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточ­ную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемир­ной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделе­ния обе церкви стали полностью самостоятель­ными.

4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок про­должался около двух столетий. Этому способ­ствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образова­ния Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на веру­ющих, упал ее авторитет.

В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчи- полной нетерпимо-нить всех светских государей папе римскому.

Между Григорием VII и германским коро­лем Генрихом IV, ставшим императором Свя­щенной Римской империи, разгорелась ожесто­ченная борьба из-за того, кому должно принад­лежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лиша­ется власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милос­тью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Гри­горий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в руба­хе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Ита­лию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками гер­манского короля. На помощь папе, осажденно­му в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграби­ли город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Борьба пап с императорами с перемен­ным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Герма­нии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль­ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Наивысшего могущества власть папы дос­тигла при Иннокентии III (1198-1216), из­бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер­дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са­мого Бога на Земле, призванный «господство­вать над всеми народами и царствами». На тор­жественных приемах все должны были прекло­нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей­ских стран. Одно время папа возводил на пре­стол и смещал императоров. Его считали выс­шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост­рова.

6. Против чего выступали еретики. В тече­ние раннего Средневековья на съездах высше­го духовенства - церковных соборах были по­степенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало по­ложений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминаль­ное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как ме­сто, где душа человека еще может очиститься и избежать ада.

Не все верующие христиане понимали дог­маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста­ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.

Среди горожан, рыцарей, простых священ­ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1.

Еретики утверждали, что церковь испорче­на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков­ные обряды, пышные богослужения. Они тре­бовали, чтобы духовенство отказалось от деся­тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж­дали священников и монахов за забвение «апо­стольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму­щество бедным, питались подаянием.

Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра­ведливости», или «Царство Божие на земле».

7. Как церковь боролась с еретиками. Слу­жители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за­кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог нало­жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава­лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече­ны на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, цер­ковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Фран­ции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и цер­ковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на бога­тую добычу. За 20 лет войны многие цвету­щие города Южной Франции были разграбле­ны и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско­го посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

8. Инквизиция. Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследова­ние»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стара­ясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюрем­ного заключения или смертной казни. Переда­вая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре.

9. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедно­сти, папы римские образовали в начале XIII века ордены1 нищенствующих монахов-пропо­ведников. Основатель одного из орденов италь­янец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, пропове­довал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цве­там и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в гре­хах, жить за счет милостыни. И вот Иннокен­тий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с ерети­ками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знаме­ни была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

Cлайд 1

Cлайд 2

Выберите правильный ответ- Развитие торговли при- вело к появлению... Одним из центров торгов-ли с Востоком был(а)... Купцы для защиты инте-ресов объединялись в.. Во главе Ганзы стоял город... Товарных отношений Пошлин Натурального хоз-ва Новгород Византия Венеция цеха караваны гильдии Любек Брюгге Генуя

Cлайд 3

Cлайд 4

1.Разделение церквей. 2.Борьба светской власти с римской папой. 3.Папство. 4.Источники богатства церкви. ПЛАН УРОКА.

Cлайд 5

Выпишите в тетрадь- Что приводило к усилению, а что к ослаблению могущества папской власти? Задание на урок.

Cлайд 6

1.Разделение церквей. До 11 в. церковь была еди-ной,но опасность раскола была велика-в Риме пра-вил Папа, в Византии пат-риарх, которого фактичес ки назначал император. Ряд народов принял христи-анство от Византии, а Па-па хотел подчинить их се-бе.Обе церкви имели раз-ные обряды,язык,учения. В 1054 г. христианская цер-ковь раскололась. Ислам Православие Католичество

Cлайд 7

2.Борьба светской власти с римским папой. С 8 по 11 в.Западная цер-ковь пережила упадок-ве- ра ослабла,а Пап назначал германский император. В 1073 г. папа Григорий VII начал борьбу за усиление своей власти-он хотел что бы ему подчинялись свет- ские правители. Против выступил германс-кий король Генрихом IV, который сам хотел назна-чать епископов. Генрих решил лишить Папу власти.В ответ Папа осво-бодил подданных короля от присяги на верность.Фе одалы подняли мятеж. В 1077 г. Генрих IV босиком и в рубище зимой пересек Альпы и 3 дня обивал по-роги замка Каносса, пока не получил прощение. Но подавив мятеж,он возоб-новил борьбу с Папой. Король вторгся в Италию, папе помогли норманы, но они разграбили Рим. И вскоре Георгий VII умер

Cлайд 8

3.Папство. Борьба длилась 200 лет.Цер ковь была единственной сплоченной организаци-ей. Наибольшую власть цер-ковь получила при Инно-кентии III(1198-1216).Он заявил,что «Папа-намес-тник бога на земле». Папа расширил границы Ва тикана начал знаменитые крестовые походы и стал назначать королей. Инокентий III Иннокентий III.

Введение В XIXIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу.














Богатство церкви: Десятина Плата за Поклонение святым мощам Завещание и дары – «на помин души» Плата за обряды Земли Продажа индульгенций Продажа должностей церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.


Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан. индульгенции




Разделение церквей: В 1054 году разделилась Католическую («всемирная» Православную («правильно Славящую Бога» Причины стр


1. различия в обрядах и учении. 2. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения - латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. 3. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. 4. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени. Отличительные признаки


4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.Григорий VII Григорий VII


4. Путь в Каноссу. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.Генрихом IV Генрих IV Григорий VII


4. Путь в Каноссу. Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.Каносса Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. Унижение в Каноссе Григория VII Изгнание Григория VII




5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри. Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (), избранном папой в 37 лет.Иннокентии III Иннокентии III




5. Наместник Бога на Земле. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Иннокентий III благословляет Франциска Ассизского






6. Против чего выступали еретики. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. 1. Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Спор святого Доминика с «отступниками» Пьер Вальдо создатель учения вальденсов


6. Против чего выступали еретики. 2. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. 3. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. 4. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности». 5. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле». Одно из еретических течений – иконоборчество


Борьба церкви с еретиками: Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют. Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.


Борьба церкви с еретиками: В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито


Инквизиция: Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал специальный церковный суд - инквизицию («расследование»). Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. заживо сжечь на костре. инквизицию


Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские образовали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов- проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.Франциск Ассизский Святой Франциск Ассизский




Нищенствующие ордены монахов. Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман () основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.Доминик Гусман Святой Доминик, руководящий аутодафе Святой Доминик



Цели: - познакомить учащихся с ролью католической церкви и могуществом папской власти в Средне века;

Выяснить, как церковь боролась с отступниками - еретиками;

Развивать умение работать с информацией, находить нужное.

Оборудование: компьютер, презентация,
Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Горожане и их образ жизни.

(http://www.strawberry-magazine.ru/history-8)

Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Вильгельм, подмастерье одного из цехов хлебопёков, спешил по широкой, прямой, как стрела, улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.

Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек. Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.

А вот и рыночная площадь, городские стражники ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и подсчитывая убытки плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает его, раньше он был членом их цеха, но не сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него - так гласил устав.

3. Сообщение темы и целей урока.

(сл. 3) План

Первое сословие.
Богатство церкви.
Разделение церквей.
Путь в Каноссу.
Наместник Бога на Земле.
Еретики.
Инквизиция.
Нищенствующие ордена монахов.

4. Изучение нового материала:

Первое сословие.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Что такое сословие? (большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

(сл. 4) - Все три сословия необходимы друг другу:

1) Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и священники) - заступаются за людей перед Богом.

2) Второе - «те, кто воюет» (светские феодалы) - защищают христиан от врагов.

3) Третье - «те, кто трудится» -- кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но также и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особенность средневекового общества

(сл. 5) Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блаженства.

Чему учила христианская мораль?

(сл. 6) Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Проповедь церкви смягчала жестокие нравы и улучшала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника.
- А как вы думаете, кого церковь считала образцом для подражания?
(Образцом считался святой человек, который отрекся от земных забот и соблазнов) (сл. 7) Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные».

Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю.

Как вы думаете, заботились ли люди о спасении своей души? Кто?

(Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христианская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай».

А ка вы думаете, на что тратила церковь полученные пожертвования?

Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным: раздавала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

2) самостоятельная работа:

Прочитайте пункт на стр. 125 - 126 «Богатство церкви» выпишите в тетрадь источники обогащения церкви

(сл. 10) - проверьте.

1) церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.
2) Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину - особый налог на содержание духовенства и храмов.

3) плата за обряды: верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды.

4) Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество- «на помин души».
5) поклонение к святым мощам: в храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - останки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.
6) Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинского значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан.
7) продажа должностей

Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, которые затем присваивала. Церковь проповедовала христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами.

3) рассказ учителя:
Разделение церквей.
(сл. 11) До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.
- Вспомните и скажите, какие народы исповедовали христианскую веру?
(некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова.)

Но папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.
- А как вы думаете, существовали ли различия между этими церквями?

Давайте прочитаем об этом (стр. 126 - со слов « Между церквями на Западе и Востоке…».
(сл. 12) В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.

4) работа по учебнику:

Путь в Каноссу.

С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.
- В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчинённости всех светских государей папе римскому.
(сл. 13) Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.
(сл. 14) Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.
- Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

5) рассказ учителя:
Наместник Бога на Земле.
- В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.
(сл. 15) Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

(сл. 16) Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

6) самостоятельная работа
Прочитайте материал на стр. 129- 130 и ответьте на вопрос: «Против чего выступали еретики.»
еретики - люди, которые открыто критиковали существующие положения церкви.

1) утверждали, что церковь испорчена.

2) отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.

3) требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие.

4) осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».

5) показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.
- Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».
7) рассказ учителя:

Как, по-вашему церковь относилась к еретикам?

Как она с ними боролась?
(сл. 18 - 19) Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы
- В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»
Инквизиция.

(сл. 20 - 25)
Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Передавая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре.
Нищенствующие ордены монахов.
(сл. 26) Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские образовали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов-проповедников.

Орден - организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.

Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

(сл. 27) Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

5. Подведение итога урока:

Вопросы на стр.123.

6. Рефлексия:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне легко было….

Я испытывал трудности при…

7. Домашнее задание:

Параграф 15, записи, вопрос7, 8 или 9 письменно

Похожие образовательные материалы: