Гедонизм счастье. Презентация: Философские концепции морали

Слайд 2

План урока – дискуссии

1. Что такое счастье? 2. Удовольствие и гедонизм. Гедонизм и его проявления.

Слайд 3

«Счастье – это когда тебя понимают…»

  • Слайд 4

    В каких случаях человек может считать себя счастливым?

    1. Счастье – это когда тебя понимают. 2. Как вы считает почему появилась такая пословица: « Не было бы счастья, да несчастье помогло?» 3. Может ли быть счастье без страданий и несчастий? 4. Желая счастья другому человеку, что вы вкладываете в смысл этого слова? 5. Были ли в вашей жизни моменты, когда вы считали себя полностью счастливым человеком?

    Слайд 5

    Счастье – это…

    Знаете ли вы, что… Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Так произошло слово «счастье»

    Слайд 6

    Счастье – это…

    Счастье – длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Счастье -психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни.

    Слайд 7

    Счастье – это…

    Счастье – (с греч. «эвдемония») – судьба человека, находящегося под покровительством богов. Это состояние полной удовлетворённости жизнью, ощущение радости.

    Слайд 8

    Удовольствие - положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга ощущения, создающие положительный эмоциональный фон.

    Слайд 9

    Удовольствие - это…

    Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий. Б. Паскаль

    Слайд 10

    Гедонизм – это…

    Гедонизм – философское учение, в основе которого лежит представление о том, что стремление к удовольствию является главным смыслом человеческих действий и целью жизни. Аристипп – древнегреческий философ

    Подобные документы

      Гедонизм – философия наслаждения. Сексуальность и чувство независимости. Конфлюэнтная любовь по Гидденсу. Различение двух видов любви – любви небесно-возвышенной и любви приземленной. Парадигма сексуальности. "Чистые отношения" любви. Садизм и арсанизм.

      реферат, добавлен 04.04.2010

      Пифагор - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик: биография, учение, афоризмы и высказывания. Школа Пифагора, система педагогических методов. Пифагорейская теория чисел - ключ жизни и суть бытия.

      реферат, добавлен 28.11.2010

      Демокрит Абдерский как великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии, краткий биографический очерк его жизни и творческого становления. Описание философских учений.

      реферат, добавлен 19.05.2013

      Социальное значение смерти. Философское учение о бытии субстанции. Значение проблемы смерти. Рассуждение философов о сущности бессмертия. Смысл жизни человека, стремление извлечь максимум из своего существования и продление свое пребывание на земле.

      контрольная работа, добавлен 28.04.2017

      Учение о наслаждении как высшей ценности в жизни. Основатель Киренской школы. Эвдемония у Аристиппа. Киренская философско-этическая традиция. Сходства и различия между тремя направлениями мысли киренских гедонистов. Влияние учения киренаиков на Эпикура.

      реферат, добавлен 20.02.2016

      Древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля Платон как основатель объективного идеализма. Учение о бытии души, ее три начала. Дуализм души и тела. Разделение доступного познанию на воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом.

      презентация, добавлен 26.02.2016

      Сократ - древнегреческий философ: биография, образ жизни, характер, нравственная философская позиция, принципы. Учение о месте и роли человека в природе и мире. Сократ о душе, добродетели, потребностях, знании. Суд над Сократом, смерть и бессмертие.

      курсовая работа, добавлен 04.05.2012

      Аристотель - первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития. Положения философского учения Аристотеля. Учение о четырех причинах. Теория познания и логика. Этические взгляды, учение о добродетелях.

      реферат, добавлен 14.05.2014

      Анализ учений древнегреческого философа Платона. Схема основных ступеней бытия. Сущность высокохудожественных диалогов Платона, таких как "Апология Сократа" и "Государство". Учение об идеях, теория познания, диалектика категорий, натурфилософия Платона.

      презентация, добавлен 10.01.2011

      Пифагор как древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Истоки мировоззрения ученого, содержание его учений и направления деятельности, творческое наследие, оценка роли и значения в истории философии.

    Некоторые ученые полагают, что наука о морали исторически возникла из рассуждений о том, в чем заключается счастье человека и как его можно достигнуть. Обычно это выяснялось в полемике философа с простецом - через противопоставле­ние того, что понимают под счастьем мудрецы и люди толпы. Простецы называют счастьем высшее состояние радости, чув­ство упоения от обретения желаемого, восторга, удовлетво­ренности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-раз­ному. Одни его видят в обретении славы или благосклонности


    любимой девушки, другие - в богатстве и покое. Но как бы ни различались предметы желания, форма у них одна - не­что зримое, осязаемое, конкретное. А почему нет абстрактно­го счастья? Напрягите фантазию и попробуйте представить абстрактное счастье. Уверен, что оно моментально трансфор­мировалось в нечто иное. Это уже не счастье, а, допустим, со­стояние полного умиротворения. Видимо, нет абстрактного счастья, оно всегда конкретно. Более того, адресно, очень спе­цифично и глубоко индивидуально. Говоря о счастье, люди прежде всего имеют в виду личное счастье, а оно у всех раз­ное. Но если это так, то какое тогда отношение к морали име­ет данное понятие, ведь все моральные нормы, идеалы и цен­ности - универсальны, т.е. одинаковы для всех людей?

    Мудрые философы опровергают обыденные представления о счастье и полагают, что оно как нравственная категория воз­можно только тогда, когда речь идет не о личном, а об общест­венном счастье. Быть счастливым просто, рассуждал Л.Н. Тол­стой, но сделать счастливым незнакомого человека очень трудно. Но в стремлении к труднодостижимому как раз и со­стоит путь морального совершенствования. Подлинно нравст­венный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина. Если этого нет, то душа его неспокойна. Может быть, все-таки существует абстрактное, всеобщее счастье?

    Древнегреческое слово «счастье» - «эвдемония» (eudaimonia, eu - добро, daimon - божество) - дословно оз­начало судьбу человека, находящегося под покровительст­вом богов. Только во времена Аристотеля (IV век до н. э.) оно стало обозначать обладание высшими благами. Так и русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что означало также «судьбу», «удел» (сравним со словом «участь»). Быть счастливым поначалу и понималось как находиться под ми­лостью высших сил, быть удачливым, быть приобщенным (соучастным) судьбе. Счастье - это значит удача, счастли­вый случай, везение. Но в таком случае счастье есть нечто, не зависящее от человека.

    К удаче можно отнести доставшееся по наследству богатст­во, но только если оно свалилось как «снег на голову». Если же вы рассчитывали на него, то счастливый случай здесь ни при

    Чем. Счастье наступает вопреки всяким расчетам и даже упова­ниям, оно как чудо. Оно приходит даже вопреки вашим усили­ям и трудам, иначе это уже не счастье, а заслуженная награда. Но почему тогда люди больше всего счастливы, когда добились чего-то своим собственным трудом, когда оно досталось благо­даря неимоверным усилиям? И чем выше усилия, тем сильнее ощущение счастья.

    Счастьем называют то, что обретает человек благодаря своим усилиям. Несчастья же, будь то огорчения, боль, муче­ния, приходят вопреки его желанию. Счастье не сводится к случаю или удаче. «Улыбка судьбы» или везение сами по себе не представляют счастья. Где-то в уголках подсознания кро­ется тревога: как пришло, так может и уйти. И ничего не по­делаешь. И роптать нельзя, ведь ты его не заслужил. Оно, это везение, дарованное, случайное. И все справедливо. Почему скрадывается ощущение счастья от случайного подарка судь­бы? Быть может, потому, что он - не ваш? Или не заслужен? И его потеря будет таким же справедливым делом, как и обрете­ние? Не само по себе богатство делает человека счастливым, но только праведно нажитое. От достатка и от богатства не следует отказываться, ибо в нужде счастье обрести труднее.

    Счастье можно понимать как длительное и полное удовлетворение от жизни в целом. Но почему-то оказыва­ется, что для полноты ощущения жизни рядом со счастьем обязательно должно стоять несчастье. Только сталкиваясь со страданием, переживая страдание, человек учится лучше оценивать выпавшее на его долю счастье. Когда группу мо­лодых людей попросили представить себе, что, по их мне­нию, будет, если в мире исчезнет страдание, почти все они ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и друзей.

    Таким образом, добро и зло, счастье и несчастье являются не просто парными категориями. В жизни они должны быть крепко спаяны, неразделимы. Только их чередование позво­ляет ценить каждое из них. Когда человеку слишком долго везет или он постоянно чувствует себя хорошо, он начинает нервничать: что-то здесь не так, такого не бывает.

    Счастье и несчастье присутствуют в жизни каждого чело­века. Никому не дано избежать ошибок, болезней, недобро-


    жеелательства соперников или потери близких, того, что час­то бывает причиной несчастья. В XIX веке в Великобритании возникло философское направление, получившее наименова­ние «утилитаризм» (от лат. utilitas - польза, выгода). Его представители считали пользу основой нравственности и кри­терием человеческих поступков. В утилитаристской этике главной нравственной целью человека провозглашается наи­большее счастье наибольшего числа людей и тем самым пред­полагается, что человек может быть по-настоящему счастлив, лишь исполняя свой долг, т.е. будучи добродетельным. Но об­щество устроено так, что одновременное счастье всех невоз­можно. Счастье одних всегда соседствует с несчастьем дру­гих. В этом ученые видят парадокс счастья. В нем, по мнению ученых АЛ. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, совмещены два пред­ставления о счастье - как об удовольствии и удовлетворении от обладания личными благами, с одной стороны, и как об удовлетворении от добродетельного образа жизни - с другой.

    Счастья как отдельной цели деятельности или личной жизненной задачи действительно нет. Все желают счастья, все стремятся к нему. Но из этого не следует, что счастье должно стать нравственным основанием деятельности. В по­гоне за наслаждением, покоем, достатком, богатством или славой счастья не найти. Счастье скорее является следствием определенного образа жизни - добродетельной жизни.

    Счастье и удовольствие - взаимосвязанные состояния человеческой души. Но относится ли удовольствие к разряду добродетелей и моральных норм?

    УДОВОЛЬСТВИЕ (или наслаждение) - это чувство и пе­реживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.

    В этике такая позиция называется гедонизмом (от греч. hedone - наслаждение). В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания явля­ется коренным смыслом человеческих действий, реальной ос­новой счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Со­гласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Вся «мораль» гедониз-

    Урок 43. Счастье, удовольствие, гедонизм

    29.10.2013 8286 0


    Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

    Б. Паскаль

    Цели: познакомить с сущностью основных нравственных категорий темы; формировать умения аргументировать свой выбор, оперировать множеством фактов на основе их синтеза и анализа; развивать коммуникативную компетенцию.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Учитель просит выступить учащихся по теме домашнего задания. Оценивается как содержание, так и техника выступления.

    III. Изучение нового материала

    План

    1. Что такое счастье.

    2. Удовольствие и гедонизм.

    1. Что такое счастье

    Учитель просит учащихся закончить фразу «Счастье - это...». Выслушав несколько ответов, он обращает внимание, что в разные эпохи философы и писатели понимали счастье по-разному. Какое конкретное содержание они вкладывали в понятие «счастье», нужно проиллюстрировать примерами.

    О том, как трактует понятие «счастье» народ, говорят пословицы и поговорки.

    Учитель просит учащихся привести пословицы и поговорки о счастье и объяснить их смысл.

    После этого можно предложить работу с обучающими текстами.

    Прочитайте тексты и ответьте на вопросы:

    1. Как понимает академик Д.С. Лихачев, что такое счастье?

    2. Что такое, по мнению Д.С. Лихачева, уровень счастья?

    3. Почему не может быть вечного счастья?

    4. Почему счастье - это всегда борьба?

    Повышать уровень счастья

    В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Так вот задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное -счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.

    Способы могут быть различными, но для каждого что-то доступно. Если недоступно решение государственных вопросов, что всегда повышает уровень счастья, если они мудро решаются, то хотя бы в пределах своей семьи, в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в пределах окружения своих товарищей и знакомых можно повышать уровень счастья. Ведь у каждого есть такая возможность повышать созидательное начало в жизни.

    Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Tворчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Ведь вот любопытная вещь: когда кто-то входит в общество, то он может принести с собой атмосферу подозрительности, тягостного молчания, а может сразу внести радость и свет. Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно.

    Д.С. Лихачев

    Завоеванное счастье ...Но явно счастье боевое Служить уж начинает нам...

    Тесним мы шведов рать за ратью:

    Темнее слава их знамен,

    И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен.

    Счастье может быть только боевое, только завоеванное нами. Вечного, постоянного счастья не бывает. Нельзя быть счастливым, когда есть страдающие. Но можно быть счастливым чем-то, что сейчас добыто, получено.

    Диктор телевидения в одной из передач останавливал людей на улице и спрашивал: в чем, по-вашему, состоит счастье? В ответ миллионы людей слушали детский лепет. Что-то вроде того: «Счастье - это когда мои девочки подрастут красивыми, здоровыми и хорошо выйдут замуж». Это все мещанство. И даже когда большие люди твердили: «Это гармония между чем-то и чем-то» - недалеко ушли.

    Счастливым можно быть только короткий промежуток времени чем-то достигнутым, а после начинаются новые заботы, ибо, повторяю, нет счастья ни для кого, пока есть несчастье рядом.

    Д.С. Лихачев

    В заключение учитель снова просит учащихся дать определение понятию «счастье» с учетом полученной учебной информации.

    2. Удовольствие и гедонизм

    Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 121-123 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:

    1. В чем состоит сущность понятий «удовольствие», «гедонизм»?

    2. Каковы этические принципы гедонизма?

    3. Каковы формы проявления гедонизма?

    После завершения работы учитель организует фронтальную беседу и просит ответить на вопрос: как можно охарактеризовать поведение гедониста.

    IV. Закрепление изученного материала

    Имеет ли право человек быть счастливым, если вокруг него есть несчастные люди?

    Чья позиция тебе ближе - оптимиста или пессимиста?

    Почему есть философское понятие «счастье», но нет философского понятия «несчастье»?

    (После беседы можно провести тестирование.)

    Teem 1

    а) техническая;

    б) религиозная;

    в) правовая;

    г) научная.

    2. Понятие «сверхчеловек» ввел:

    а) О. Шпенглер;

    б) Ф. Ницше;

    в) Платон;

    г) Г. Плеханов.

    3. Каков один из выводов в философии скептиков?

    а) мир справедлив;

    б) нет добра;

    в) красота спасет мир;

    г) необходимо смирение.

    4. К разновидностям духовной культуры относится:

    а) правовая;

    б) экономическая;

    в) техническая;

    5. Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей с помощью норм, называется:

    а) массовой культурой;

    б) моралью;

    в) элитарной культурой;

    г) благородством.

    Тест 2

    1. К материальной культуре относится культура:

    а) экономическая;

    б) нравственная;

    в) эстетическая;

    г) политическая.

    2. Совесть можно интерпретировать как:

    а) совокупность общечеловеческих ценностей;

    б) ценности и идеалы, усвоенные индивидом;

    в) способность ориентироваться в моральных принципах и поступать в соответствии с ними;

    г) осознание личностью своих прав и свобод.

    3. Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества - это:

    а) образование;

    б) религия;

    в) культура;

    г) наука.

    4. К духовной культуре относится культура:

    а) политическая;

    б) экономическая;

    в) техническая;

    г) материального производства.

    5. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется:

    а) правом;

    б) культом;

    в)догмой;

    г) моралью.

    Правильные ответы:

    Тест 1: 1а, 26, 36, 4а, 56.

    Тест 2: 1а, 2 в, 3 в, 4а, 5 г.

    Домашнее задание

    1. § 15, по выбору выполнение практикума 1 или 2 (Кравченко).

    2. С. 361-362 (Боголюбов).

    3. Эссе:

    «Я никогда не стою, если имею возможность сидеть; и никогда не сижу, если имею возможность лежать» (Генри Форд).

    «Право жить и быть счастливым - пустой пизрак для человека, не имеющего средств к тому» (Н.Г. Чернышевский).

    Дополнительный материал

    Знаете ли вы, что...

    Слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой древности, когда кто-то рождался в семье, по обычаю пекли хлеб, или каравай. В дом приглашали гостей и хлеб делили на части. Новорожденному, который, конечно, пока еще пил только молочко, тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живет «с частью» жизненных благ. Отсюда произошло слово «счастье».