Значение мартин турский в православной энциклопедии древо. Святитель мартин милостивый Святитель мартин милостивый епископ турский

Жизнеописание

Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого . Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию , где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом .

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания . Из Мармутье вышло немало епископов , потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов -язычников . О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Церковь в Канде, где почил св. Мартин Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом , главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия , а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы . Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет «золотым веком агиографии », мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до «Каролингского Возрождения» - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной «рассудительности», умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.

Покровительство

Святой Мартин Турский считается одним из пяти католических покровителей Франции :

  • Святой Ремигий Реймский
  • Святой Мартин Турский

В поп-культуре

  • Образ Святого Мартина имеет большое значние в фильме Пола Верхувена «Плоть и кровь », действие которого происходит в средневековье.

Мартин Милостивый — святой Мартин Турский

25 октября – день памяти святого Мартина Милостивого, епископа Турского (316-397 гг.).

Святой Мартин родился в Паннонии, римской провинции в Центральной Европе. С детства его вдохновляли мысли о монашестве и поражал пример святого Антония Великого, жизнь которого была известна и в тогдашней Европе. Но семья Мартина была нехристианской, и его родители не желали и слышать о каком-то странном для них монашестве. Они настояли на том, чтобы будущий святой стал воином, что, по их мнению, могло обеспечить его жизнь до старости. Мартин дослужился до военачальника, но всё так же продолжал думать об уединённой жизни отшельника.

Ещё Николай Сербский замечал, что в мире множество людей находится не на своём месте. Король часто выглядит как слуга, слуга — как король. Мартин, например, был военачальником, походившим на монаха. Святой Николай говорил, что Господь намеренно делает так, чтобы каждый смог возрасти в лучших для него условиях и потрудиться ради того, чтобы умножать красоту соприродным ему способом.

Так и святой Мартин в конце концов оставляет армию и уходит в ближайший монастырь Лигуже (Ligugé), близ Пуатье, где всем сразу становится видна высота его жизни. К его советам начинают прислушиваться. Мартин принёс в обитель традиции восточного монашества, которое тогда расцветало в Египетской пустыне и славилось десятками имён удивительных старцев и подвижников.

Как и многие другие подвижники, святой Мартин всеми силами избегал священного сана, но его обманным путём вызвали в город Тур, якобы помолиться там о некой больной, и там рукоположили в епископа. Нужно представлять себе средневековые пути сообщения, когда по пересечённой местности человек проходил не больше 15 километров в день, чтобы оценить самоотверженность святого, который тотчас отправился в путь, чтобы помолиться о неизвестной ему девушке. Но таковы сердца святых – в них восстанавливается родственность по отношению к человечеству, и они не могут чувствовать себя спокойно, пока другому больно.

Люди спрашивают – что такое любовь? А она всегда выражается в действии, когда кто-то светлый все силы отдаёт на то, чтобы радость пришла в жизнь другого, даже незнакомого ему человека…

Став епископом в городе Туре, Мартин почти тотчас же основывает знаменитую обитель в Мармутье (Marmoutier), куда снова приносит идею и правила восточного аскетизма, примером чего ему послужили Антоний Великий и египетские подвижники. В Мармутье правилами были стремление к безмолвию, простая одежда, общность имущества и послушание, которое понималось не как дисциплинарное подчинение (что будет характерно для более позднего европейскому устава Венедикта Нурсийского), но как вслушивание в красоту Духа Святого в наставнике, и подражание этой увиденной красоте неба на лице другого человека. Особое внимание в Мармутье уделялось молитве и изучению Писания.

Количество братии в Мармутье не превышало 80 человек, но когда святой Мартин умер во время молитвы, на его похороны пришло около 2000 монахов, такую удивительную славу подлинного наставника имел этот человек, открывавший Европе традицию восточного наставничества-старчества.

О посмертной славе святого говорит множество храмов и поселений, носящих его имя. Его жизнь вдохновляла людей стремиться к свету, даже когда на твоём пути немало препятствий. Хотя восточная традиция не была новостью для тогдашней Галлии, где прежде трудился святой Ириней Лионский (ученик Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова), но, как говорил старец Софроний Сахаров, – каждое новое поколение людей нуждается в примерах подлинности, красоты и святости своего времени, чтобы прежние подвиги ушедших веков не казались людям похожими на сказку. В этом и была миссия Мартина Турского – возвращать людей, даже слышавших о христианстве, к глубине и красоте предания и настоящести, когда основанием духовной жизни становится встреча с Богом.

Кто-то из древних аскетов Египта говорил, что Богу каждый угождает тем даром, который имеет. Давид писал псалмы, Авраам принимал странников, Моисей заботился о народе - но каждый равно угодил одному Богу, Который смотрит на склонности душ человеческих. В Его мире есть место и уединённому молитвеннику и социальному служителю, и всем людям, только бы они стремились к добру и свету.

Прозвище святого Мартина, которое сохранила история, было — «Милостивый». Однажды, ещё будучи не монахом, но воином, он увидел обнаженного бедняка и, мечом разделив свой плащ на две половины, отдал несчастному. В то время половина экипировки воина осуществлялась за счёт его личных средств, а половина — за счёт казны. И он отдал свою половину. Ночью ему приснился Христос, окутанный половиной его плаща. Как тут не вспомнить слова Христа «что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Мартин и в епископстве продолжал заботиться о всех нищих и больных, увечных и голодных, за что народ и звал его Милостивым. Святой желал деятельного служения и умело совмещал это служение с высоким аскетизмом. Впрочем, аскетика и должна служить возрастанию любви, а без этого она не имеет цели. Ведь в истории церкви и святые аскеты славны не аскетикой, а любовью. Как говорит об этом святой Макарий Великий, все дары и способности подвижника – только внешнее проявление его сути. А глубина его открывается в подлинной любви, выражающейся в заботе о людях.

И, быть может, для нас, жителей других веков, обстоятельства такой древности кажутся чуть ли ни сказкой, но, как мудро замечал Честертон, «сказки больше, чем правда: не потому, что они рассказывают нам о том, что драконы существуют, а потому, что они говорят, что драконов можно победить». И жизнь святого Мартина Милостивого — ещё одно подтверждение того, что, даже когда посреди своей, уже вовсе не сказочной жизни, добрый человек встречает дракона, – то несмотря на всю мощь зла дракон всё же будет повержен в конце. Просто радость счастливого окончания всегда приходит именно в конце, а не в середине истории. Но это никак не влияет на то умение, с которым милосердный Бог ведёт всех добрых к добру.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Купол собора Сен-Мартина в Туре венчает не крест, а скульптура святого Мартина, в главу которой вложены частицы его нетленных мощей.

Святитель Мартин Турский почитается как вселенский святой. Его имя носят многие христианские храмы мира. Только во Франции, одним из просветителей которой он являлся, насчитывается более трех с половиной тысяч посвященных ему церквей. На протяжении долгого времени мантия св.Мартина была государственной святыней франкских королей, она служила им знаменем, без которого правители не выступали в поход.

Будущий святой родился в 336 (по некоторым источникам в 316) году в семье язычников в городе Сабарии (современная Венгрия). Его отец, простой солдат, дослужился до чина военного трибуна. Противясь языческому воспитанию, Мартин ещё в десятилетнем возрасте записался в число оглашенных. Уже тогда он стремился к подвижническому уединению. Но это не нравилось его отцу, который настоял, чтобы Мартин выбрал военную стезю. Так, в пятнадцать лет юноша был зачислен в кавалеристы, а спустя некоторое время - произведен в офицеры.

Доброе сердце молодого человека всегда выделяло его среди язычников-сослуживцев. Однажды во время военного похода Мартин увидел в галльском городе Амьене замерзающего нищего. Никто из проходящих не обращал на него внимания, и только Мартин поспешил несчастному на помощь. Не имея лишней одежды, он оторвал от своего военного плаща кусок ткани и отдал её бедняку. Вскоре он увидел во сне Иисуса Христа, одетого той самой частью плаща. Святые, окружавшие Господа, спросили Его, откуда у Него эта одежда. Спаситель ответил: «Сим плащом одел меня Мартин, хотя он ещё только оглашенный». После этого видения Мартин принял святое Крещение. Было ему тогда всего восемнадцать лет.

По благословению своего наставника, святителя Илария Пиктавийского, Мартин отправился в родные края для обращения своих родителей в христианскую веру. Отец остался безучастным к его словам, а мать благодаря увещеваниям сына приняла святое Крещение. Проповедь Мартина обратила к истинной вере и многих его соплеменников. Это вызвало негодование у последователей арианской ереси. Они избили Мартина и выгнали его из родного города.

С этого времени начинаются монашеские подвиги святого. Вначале он подвизался отшельником близ Милана, затем на островах Галлинарии и Капрарии. Наконец, по благословению Илария Пиктавийского святой Мартин основал первый во Франции монастырь близ города Лигюже.

Уединенную молитву христианский подвижник ценил превыше всего. И когда в 372 году его поставили во епископы города Тура, он не оставил своих иноческих подвигов. Недалеко от города святой Мартин нашел для молитв скрытое от людских глаз место – с одной стороны возвышались скалы, с другой стороны протекала река Луара. Спустя некоторое время здесь возник знаменитый монастырь Мармутье.

Два монастыря, основанные Мартином Милостивым, стали важнейшими духовными центрами христианского Запада, где братия строго придерживалась аскетических идеалов восточного монашества. Полностью отказавшись от личного имущества, монахи жили в пещерах или убогих хижинах на милостыню из доходов церкви. По примеру египетских пустынников они сходились только на общую молитву и скудную вечернюю трапезу.

Личность святого Мартина Милостивого поражает своей глубиной и разносторонностью. Он был и милосердным воином, и монахом-отшельником, и защитником церковной веры от арианской ереси, и основателем общежительных монастырей, и страстным проповедником веры Христовой. Святого Мартина почитают как апостола Франции. Он часто путешествовал с проповедью по стране, уничтожал языческие капища и наставлял идолопоклонников в истинной вере. Святой Мартин пользовался глубоким уважением и любовью как простого народа, так и знатных вельмож. Он никогда не льстил и, подобно древним пророкам, говорил правду в глаза, обличая ложь.

Однажды, когда святитель отправился в другой город примирять враждующих клириков, у него началась сильная горячка, от которой он не смог оправиться. Святой Мартин Милостивый отошел ко Господу в 400 году. Его похороны вылились в грандиозную траурную процессию - только иноков шло за гробом свыше двух тысяч человек…

Через некоторое время епископ Перпетуй воздвиг над гробницей святого великолепную базилику, но в 1562 году протестанты разграбили церковь и надругались над мощами. Их частицы были разнесены по разным храмам страны. Часть мощей хранится в мощевике на главном престоле базилики Сен-Мартена в Туре. Известно, что от них по молитвам к святому свершилось множество чудес. Более двухсот из них описал епископ Григорий Турский в своих книгах «О чудесах святого Мартина, епископа Турского».

…Проходят столетия, но слава святого Мартина не иссякает и поныне, являя потомкам пример высокого духовного подвига, который чтут как на христианском Востоке, так и на христианском Западе.

СПРАВКА


Мартин Турский (316 - 397) - епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых. День святого Мартина отмечают 11 ноября (католики и некоторые православные церкви) и 12 (25) октября (православные).

В День святого Мартина (St. Martin"s Day), после окончания сельских работ, прежде всего зажигались костры на каждой улице и в каждом дворе. В эти костры кидали корзины, в которых недавно лежали плоды. Через эти костры прыгали и устраивали шествия, зажигая факелы от их огня. В этих шествиях участвовали ряженые: святой Мартин на коне и Мартинов человек - мальчик, туловище и конечности которого были обернуты соломой.

Святитель Мартин родился в начале IV века в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс службу офицера. Ещё будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего с Христом.

Он отказался выполнять обязанность сражаться в военное время с врагами, так как христианин мечом сражается только с преступниками, а к противнику выходит с крестом и предпочтёт сам быть убитым, нежели убить. Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии (монастырь существует поныне). Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашён епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочитая более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем, святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своём монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности святого Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы. Мощи св. Мартина с V века и поныне покоятся в Базилике св. Мартина в Туре.

Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных и птиц, а также альпийских пастухов. Основу легенды о святом Мартине составляет сказание о том, как однажды легион, в котором служил Мартин, приблизился к французскому городу Амис:

Была осень. В поле свистел, завывал резкий холодный ветер. Он пронизывал насквозь. Солдаты мечтали о теплом очаге и ускорили шаг. Вот они уже вошли в городские ворота. Воины не заметили сидевшего у городских ворот старого, полуобнаженного человека. От холода и голода он стучал зубами и дрожащим голосом просил о малой милостыне.

Но солдаты проходили мимо него твердыми, быстрыми шагами. Они не удостоили нищего даже взглядом. Мартин, возглавлявший свой легион, сидел на коне в богато украшенной, длинной красной накидке. Когда он увидел мерзнущего и голодного нищего, просящего милостыню, то, к удивлению солдат, остановил легион и достал меч. Солдаты не поняли в чем же дело. Что он собирается делать? Почему он достал меч? Ведь перед ним сидит беспомощный человек, нищий.

А Мартин спокойно взялся левой рукой за свою красную накидку и острым мечом отрезал ее половину, затем быстрым движением бросил кусок накидки в руки нищего. После этого он достал из сумки хлеб и отдал его нищему. Старик хотел поблагодарить Мартина, но тот уже въезжал в город Амис.

Во имя этого святого – Мартина Турского, день памяти которого приходится на 11 ноября, освящены десятки тысяч церквей по всему миру, в его честь названы сотни городов и деревень в Старом и Новом Свете, он считается одним из пяти святых покровителей Франции, покровителем польских городов Быдгощи и Опятова, венгерского Сомбатхея, Утрехта в Нидерландах и Буэнос-Айреса в Аргентине. Он – основатель двух первых монашеских обителей Франции, прославленных центров духовной жизни своей эпохи.

Святой Мартин Турский родился около 316 г. в Саварии в Паннонии (теперь город Сомбатхей в Венгрии) в семье римского военачальника, начавшего карьеру солдатом и дослужившегося, благодаря своим талантам, до трибуна. Детские годы святого прошли в Тицине (на территории современной Италии), куда был по службе переведён его отец. Гонения на христиан прекратились незадолго до рождения Мартина – в 313 году вышел Миланский эдикт, давший христианам право свободно исповедовать свою веру, и христианство ещё не было широко распространено среди римских военных и высших слоев общества. Культ Митры насчитывал в их среде гораздо больше последователей. Не были христианами и родители Мартина. Неизвестно, откуда мальчик узнал о христианском учении, и каким образом в его душе зародилась вера, но его друг, ученик и первый биограф Сульпиций Север, назвавший его детство «святым», повествует о том, что в десять лет, против воли родителей, он «бежал в Церковь», став катехуменом, а в двенадцать «возжаждал … отшельничества и исполнил бы свое желание, если бы не стал препятствием его ранний возраст».

Пятнадцати лет, согласно эдикту о детях ветеранов, Мартин вынужден был принять военную присягу и несколько лет служил в императорской коннице. От Крещения, епископства, проповеди и великих чудес его отделяли годы, но первое своё чудо – чудо добродетельной и аскетической жизни, чудо твёрдого следования своим убеждениям он совершил уже тогда. Совсем юным, оказавшись в армейской среде, он жил по законам своей веры, – ему полагалось иметь в услужении рабов – он взял только одного, «…которому, однако, настолько служил как хозяину, что зачастую снимал обувь с его ног и сам же ее чинил. Пищу они оба ели одинаковую, но Мартин часто ему прислуживал». Среди окружавших его товарищей обычными были шумные пирушки и распутный образ жизни, интриги и стремление выдвинуться и прославиться любой ценой – а он « …почти три года пребывал (…) в армии [до своего Крещения], незапятнанный теми пороками, которыми обычно грешат люди подобного звания. И велика была доброта его к сослуживцам своим, удивительна – любовь, терпение же и смирение – выше человеческих возможностей. Нет необходимости восхвалять его умеренность, ибо стала она столь привычной, что уже в то время считали его не воином, а монахом. Деяниями этими столь расположил он к себе сотоварищей, что с чувством великого изумления почитали они его. И еще не возрожденный во Христе, Мартин своими добрыми делами уже поступал как жаждущий Крещения, т.е. стал помогать трудившимся, оказывать помощь несчастным, кормить голодных, одевать бедных, ничего из своего жалования себе не оставляя, кроме как на однодневное пропитание; уже тогда усердный последователь Евангелия о дне завтрашнем не думал».

Достигнув восемнадцати лет, Мартин принял Крещение и хотел оставить армию, но трибун, бывший его другом, упросил его остаться ещё на два года, обещая по окончании этого срока последовать за ним и также стать христианином и отшельником.

Между тем, началась война между Римом и германским племенем алеманов. Накануне решающей битвы, когда по существующему обычаю воинов одного за другим вызывали из строя, чтобы отдать им плату за предстоящую битву, Мартин отказался взять деньги, говоря: «Я воин Христов: мне сражаться не должно». В ответ на это его обвинили в трусости и в том, что он просто прикрывается верой, чтобы не рисковать. Тогда, по свидетельству Сульпиция Севера «… преодолевая появившуюся робость» Мартин сказал: ‘Если ты приписываешь мне трусость, а не веру, то завтра я встану перед строем безоружный и во имя Господа Иисуса, защищенный крестным знамением, а не щитом и шлемом, ворвусь в ряды врагов’. Он был тотчас заключён под стражу, с намерением во время битвы выставить его без оружия перед врагами, чтобы испытать, правду ли он говорит. На следующий день варвары прислали парламентёров с просьбой о заключении мира. Бог не допустил кровопролития и спас Своего святого ибо «… хотя милосердный Господь мог сохранить своего воина среди вражеских копий и мечей, но, дабы не отягощать взор святого смертями других, уничтожил Он повод к этому сражению. Ибо Христос и не должен давать воину своему никакой иной победы, кроме как бескровного подчинения врагов».

Оставив, наконец, службу в армии, Мартин отправился к Иларию, епископу Пуатье, который очень полюбил юношу и хотел рукоположить его в диаконы, но Мартин считал, что недостоин принять сан. Тогда епископ возложил на него обязанности экзорциста, совсем непочётные и требующие больших усилий. В это время Церковь подвергалась жестоким нападкам со стороны ариан. Арианская ересь быстро распространялась и имела многих последователей, в том числе и среди власть имущих и первых лиц государства. Иларий был одним из тех, кто энергично боролся с арианством, неизменно отстаивая учение о Святой Троице. За это он был изгнан из Пуатье. Во время изгнания любимого учителя Мартин предпринял путешествие через Альпы. Было ли оно результатом победы ариан, или же, как утверждает Сульпиций Север, он отправился в путешествие потому, что во сне ему было открыто, что в то время как он печётся об обращении заблудших в Галлии, его собственные родители остаются язычниками? В этом полном опасностей путешествии на него напали разбойники, хотевшие ограбить и убить его, но он поразил их спокойствием и добротой, а когда один из разбойников узнал, что причиной этого была вера путника, то пожелал узнать об этой вере больше и впоследствии обратился.

Мать Мартина приняла христианство, вняв горячей проповеди сына, но отец остался твёрд в своих заблуждениях. Италия также была охвачена арианской ересью, и казалось, что заблуждающиеся побеждают. Здесь также изгоняли епископов и преследовали тех, кто осмеливался спорить. Нашедший было приют в Милане Мартин был избит и изгнан. Некоторые ранние свидетельства говорят, что он укрылся на уединённом острове в Лигурийском море, где вёл жизнь отшельника. Земля там была практически бесплодна и кишела змеями, которые, однако, не причиняли отшельнику вреда, а питался он и несколько присоединившихся к нему подвижников кореньями и травами, не пренебрегая и теми, которые считались ядовитыми. Свидетельства говорят, что когда пища была горькой на вкус или вызывала недомогания, Мартин молился, и братья оставались живы и здоровы.

В 361 году, когда стало возможным возвращение в Пуатье епископа Илария, вернулся туда и Мартин. Он поселился в уединённой келье в восьми милях от города в Лигюже, где вскоре к нему присоединились другие молодые христиане, как и он стремившиеся к отшельнической жизни и молитве. Монастырь, ставший плодом этих устремлений, считается первой обителью, основанной во Франции. Следует отметить, что Мартин прививал на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию.
Но кроме молитвы и созерцания задачей Мартина было благовестие язычникам. В течение десяти последующих лет святой путешествовал по Западной Галлии, проповедуя Христа и обращая многих и многих своих слушателей. Во время этих путешествий Мартина имело место множество чудес – исцеления больных, воскрешения из мёртвых (в том числе, воскрешение катехумена, умершего до Крещения), чудесные обращения.

В 371 году жители Тура избрали его своим епископом. Рассказывают, что святой не хотел принимать этого поста и не желал покидать монастыря, и только обманом, позвав его помолиться над якобы заболевшей женой некоего Рустиция, горожане сумели выманить его из обители и, практически пленив Мартина, привели его в город. Были и недовольные избранием нового епископа – некоторым казалось, что ему недостаёт величия, приличествующего сану, что выглядит он простовато и что его одежда слишком изношена – как это часто бывало и бывает до сих пор, его упрекали именно в том, что он был настоящим учеником Христа.

Святой Мартин оставался епископом Тура до смерти, последовавшей в 397 г., когда ему уже перевалило за восемьдесят. Он совершил более двадцати миссионерских путешествий, обращая язычников и увещевая обращённых смело следовать за Христом, не страшился обличать несправедливость властей, защищал бедняков от произвола и добивался снижения налогов, под бременем которых страдали сельские жители. И на протяжении всей его жизни его сопровождали чудеса, словно бы ставшие эхом его безграничного упования на Господа. Так, при возникновении спора о том надо ли срубать сосну, считавшуюся у язычников священным деревом, он, ни минуты не сомневаясь, согласился лечь на том месте, куда, по расчётам языческих жрецов, должно было упасть дерево и, осенив крестом падающий на него ствол, развернул его в противоположную сторону, тем самым продемонстрировав сомневающимся силу Божию. В каком-то смысле он всю жизнь оставался прямодушным и бесстрашным солдатом, который сказал когда-то: «Если ты думаешь, что я трус, я пойду в бой безоружным, впереди всего войска».

Возле Тура он основал аббатство Мармутье – второй по времени возникновения монастырь Франции, вплоть до разрушения его врагами веры в трагические годы террора остававшийся духовным центром Франции. Сюда, привлечённые примером святой жизни епископа Мартина, стекались во множестве ищущие спасения люди. Их, независимый в суждениях и строгий с сильными мира сего, архипастырь встречал с ангельской приветливостью и любовью, нередко сам служил им и, подобно Учителю, омывал им ноги.
Особое внимание в монастыре, кроме молитвы, уделялось изучению Священного Писания. Впоследствии из Мармутье вышло немало епископов и священнослужителей-миссионеров, распространявших Благую Весть среди язычников-кельтов.

После смерти епископа Турского в деревне Канди два города – Тур и Пуатье – спорили о чести быть местом его последнего упокоения. Григорий Турский повествует о том, что ночью утомлённых спором жителей Пуатье сморил сон, а туренцы, тем временем, по реке увезли тело святого Мартина к себе. В пути их сопровождало пение ангелов и, несмотря на глубокую осень, расцветали цветы и пели птицы. Мощи святого и ныне почивают в базилике Св. Мартина в Туре.

Культ почитания святого Мартина установился сразу после его смерти. О его огромной популярности свидетельствует тот факт, что в его похоронах приняло участие более двух тысяч клириков, в то время как в его собственном подчинении их было не более 80-ти. У могилы происходило множество чудес, на которые так щедр был сам покойный во время своей земной жизни. Половина плаща, оставшаяся у Мартина, когда другой половиной он окутал нищего, стала драгоценной реликвией рода Меровингов, а затем и других королевских династий, пришедших им на смену, и сегодня синий цвет этого плаща сохранился в национальном флаге Франции как надежда на то, что святой по-прежнему молится на небесах за ту страну, которой почти 1700 лет тому назад он принёс веру во Христа. Почитают св. Мартина (святителя Мартина Милостивого) и в Восточной (Православной) Церкви – здесь день его памяти приходится на 12 (25) октября.