Ihs - inri - вот эти объекты, которые истину боятся. Царь Славы: Настоящее имя Иисуса Христа (9995 зн.)

ЦАРЬ СЛАВЫ: НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ ИИСУСА ХРИСТА

По преданию первыми, кто приписал Христу иего учению еврейские корни были иудеи Евион и Керинф (I в. от Р.Х.). Джекоб Е.Коннер, американский историк, лингвист, экономист, политолог и дипломат, всвоей изрядно нашумевшей и не раз переиздававшейся в США книге "Христос не былевреем" ("Christ was not a Jew") называет ересь евионитов "начальною из всехересей", так как анафематствовали ее еще сами апостолы.

Анафематствовали, потому что прекраснопомнили настоящего Иисуса. И знали, что его мать, которая была родом из Скифии,осталась девственницей, даже будучи обручена с иудеем Иосифом! И никогда неделила с ним ложе.

"Рождество Христа было так: по обрученииМатери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Онаимеет во чреве от Духа Святого" (Мат 1:18).

"Ипринял Иосиф жену свою, и не знал Ее, и вот, Она родила Сына Своего, первенца"(Мат 1: 24, 25).

И римская католическая, и ортодоксальнаяавтокефальная церковь всегда осуждали эту ересь. Аргументы против евионитовсодержит труд Иоанна Оригена "О Началах" (II в. от Р.Х.), трактат ИоаннаЗлатоуста "Против иудеев" (III в. от Р.Х.), Слово Иллариона, митрополитаКиевского "О законе и благодати" (XI в. от Р.Х.) и многие другие. ПоместныйСобор в Москве (1504 г. от Р.Х.), повторяя решение Апостольского собора вИерусалиме (49 г. от Р.Х.), произнес анафему на евионитов.

Национальность любого человекаустанавливается по крови, языку и стране, где он родился. В первые века н.э.Иисуса называли "Галилеянин" по имени земли, откуда Он родом и откуда родом ЕгоМать, Пречистая Дева.

Еще пророк Исаия говорил: "ГалилеяЯзыческая" (Ис 9:1), то есть, нееврейская. В 721 году до Р.Х. ассирийский царьСаргон сокрушил Израиль и рассеял десять его колен. После чего населил Галилеюскифами. Поскольку "скифы вселяли ужас в сердца евреев", как пишет Коннер, и"пришли из тех регионов Севера, которые известны человечеству сейчас как Россия".Вот почему иудеям первых веков раввины предписывали называть Иисуса из Назареи(страны, которая На Заре) не иначе, как Бен Пардус, то есть Сын Рыси.

И это неудивительно.

Лик Христа сохранил до наших времен СпасНерукотворный. Или, как его теперь называют, Туринская Плащаница.

Ученые измерили и изучили сохраненныйСпасом образ. И пришли к выводу, что это высокий, пропорционально сложенный,мускулистый, человек с правильными чертами лица, длинными волосами и бородой,на еврея совершенно непохожий.

Академик РАН А.Т.Фоменко в своей работе"Царь Славян" дает свои, основанные на астрономических исследованиях иматематических расчетах, датировки рождения Сына Божьего и его кончины. А такжеприводит многочисленные исторические свидетельства, на основании которых делаетвывод, подтверждающий правоту апостолов.

Сына Божьего явила в мир славянка!

Явила в год, когда в небе вспыхнулаСверхновая (так называемая "Вифлеемская") Звезда, своим светом возвестившая овоплощении Сына Божьего. И оплакала его уход в Мир Иной в год, когда теньполного Солнечного затмения проплыла над Землей и накрыла ее тьмой.

Византийский император Андроник I Комнин(1182-1185 гг. от Р.Х.) вплоть до самых мелких деталей повторил описанный вЕвангелиях жизненный (и крестный) путь Иисуса. Терпел преследования БасилевсаМануила Комнина (новозаветного царя Ирода), бежал с матерью на ее родину - Русь(новозаветную Галилею), скитался по разным городам и весям, а затем с триумфомвернулся в Царь-Град (новозаветный Иерусалим) и правил три года (три года"общественного служения" Христа). Правил мудро и справедливо, защищая народ иискореняя злоупотребления знати. А потом был предан Исааком Ангелом, которогоранее возвысил (новозаветный Иуда, старозаветный Сатанаил). Андроника секликнутом, выкололи глаз, отрубили кисть правой руки (все эти раны отпечатались наПлащанице), а потом распяли (новозаветные страсти Христовы).

Но если табличка с глумливой надписью"Царь Иудейский" еще как-то вписывается в канву, изложенных в Евангелиях подробностейзлодейского убийства Сына Божиего, то причины появления надписи "ЦАРЬ СЛАВЫ",как отметил в своей работе "Царь Славян" академик РАН А.Т.Фоменко, не понятны.

"На многочисленных изображениях распятияХристос назван "Царем Славы", - пишет Фоменко, - Толкование такого имени Христасчитается не совсем ясным. Обычно предлагается весьма общее и туманноеобъяснение, что-то вроде "Славный Царь". С другой стороны, существует проблема- откуда появилось название "Славяне".

Академик Фоменко сумел заметить серьёзнуюнестыковку в общепринятой версии евангельских событий. Но, к сожалению, не смогправильно ее истолковать.

Ссылаясь на то, что "в эпоху Андроника IКомнина существовал титул СЕВАСТ или СЕВАСТОКРАТОР. По-гречески он означаетСЛАВА", Фоменко утверждает, что "надпись "Царь Славы", помещаемая наизображениях распятия Христа, указывает на титул Андроника - СЛАВА, то есть народовое имя династии Комнинов. Но тогда и христиане, то есть последователиАндроника-Христа, должны были получить название Славяне, как последователиСЛАВЫ, - пишет Фоменко. - Мы приходим к выводу, что само название СЛАВЯНЕявляется, попросту, другим наименованием Христиан. Недаром до сих пор Славяне - это в основном Христиане. А церковно-славянский язык принят именно вхристианском богослужении и только в нем. Следовательно, вместо ЦАРЬ СЛАВЫвполне можно было бы сказать ЦАРЬ СЛАВЯН. Смысл - тот же самый".

Действительно смысл похож. И сказать такможно было бы. Однако сказано было именно то, что сказано. А написано (в т.ч.на изображениях распятия), именно то, что написано. Поэтому желательноистолковывать именно это. А не то, что можно было бы, если бы. Нагромождениеодного допущения на другое лишь удаляет нас от разгадки.

Проследим цепочку допущений, предложенныхА.Т.Фоменко, в обратную сторону. Царь Славян - Царь Славы - Царь Севаст - Басилевс Севаст - Басилевс Севастократор.

Приплыли. Пора определиться. Так Басилевс?Или все-таки Севастократор?

Может ли Боярин быть Царем, а Визирь - Султаном? Наверное, может. Сначала тем, а потом - этим. Если сумеет захватитьвласть. Но быть и тем, и другим одновременно, вряд ли.

В природе никогда не существовало титула"Царь Славы" (в отличие от титулов "Басилевс" и "Севастократор"). Можносогласиться с допущением, что СЛАВА - это христиане, последователи Христа,унаследовавшие его "родовое имя". Но даже священнослужители, по словам того жеФоменко, толкуют эту надпись не как "Царь Христиан", а "весьма туманно" - что-то вроде "Славный Царь". Так или иначе, никаких исторических свидетельствсуществования данного титула (и тем более передачи его по наследству) до сихпор не обнаружено.

Да, это и не требуется.

Появление этой надписи объясняется оченьпросто. ЦАРЬ-СЛАВЫ или ЦРЬ-СЛВЪ (как, без огласовки, писали это слово на старыхиконах) – не титул, а имя. Полученное при рождении. Или прилепившееся кчеловеку впоследствии. В виде прозвища.

Однако, во времена, когда неправильноетитулование владетельного государя признавалось преступлением против величестваи каралось смертью, попытка прозвать кого-нибудь Царем неминуемо вела на дыбу.Или на крест. Как это и произошло с Иисусом. Не говоря уже о том, что табличкас надписью "Царь Иудейский" (и состав преступления, и приговор) к кресту ужебыла приколочена. Следовательно, "Ц(а)РЬ-СЛ(а)ВЪ" - не прозвище, а имя,полученное при рождении.

А теперь посмотрим, имеется ли в"Славянском именослове" имя схожее по звучанию с данным словосочетанием.

Такие имена есть! Причем, целых два!ЗАРЕСЛАВ (славящий зарю) и ЗОРЕСЛАВ (озаренный славой). Если отказаться отсовременного написания (то есть убрать огласовку, учесть мягкость звука "Рь" итвердость звука "Въ", а также чередование в русском языке звуков З-С и Ц-С) вобоих случаях получается ЦРЬСЛВЪ.

В древности славянин при рождении получалимя, соответствующее уровню его духовного развития, которых было четыре - ведун(духовный учитель), витязь (воин), веся (земледелец, купец, ремесленник) исмерд (слуга). Наличие двух корней в имени свидетельствует о том, что человек,его носящий, является рожденным и в теле, и в духе. Такие имена получали ведуны(Заре-Слав) и витязи (Зоре-Слав), веси имели однокорневое имя (Зорян), а смердыдовольствовались кличками (Зыряй).

Имя витязя состояло из слов связанных сдобродетелью, отвагой в бою и благородством. Имя ЗОРЕСЛАВ, означающее"озаренный славой", давали тем, чьей обязанностью было сражаться засправедливость.

Имя же ведуна состояло из слов, означающихблагость, прославление Всевышнего, радость, любовь, знание. Именно такое имямогло быть и, скорее всего, было дано Сыну Божиему, когда он пришел в этот Мир.Имя ЗАРЕСЛАВ, означающее "славящий зарю", давали тем, кто владел мудростью, былспособен держать под контролем ум и чувства, обладал терпимостью и простотой,чистотой, знанием, правдивостью, верой и преданностью Прародителю. Жизненнойцелью такого человека является жизнь в духовности и проповедование вероучения.

Все, что мы знаем о жизни и деяниях СынаБожиего, свидетельствует о его мудрости, терпимости, простоте, чистоте, знании,правдивости и преданности Прародителю. Кроме того, ЗАРЕСЛАВ, которое пишетсячерез буквицу "Азъ", в отличие от ЗОРЕСЛАВ, которое пишется через "Онъ", ближепо звучанию к имени "ЦАРЬ-СЛАВЫ", приписываемому Иисусу из Назареи (страны,которая На Заре) многовековой традицией.

И еще одно замечание. Столь популярный когда-то среди владетельныхгосударей титул "Кесарь" или САESAER читается как "Се-Зарь" (славянская буквицаС "слово" произносится как "Съ", а буквица S "зело" как "Зъ"), т.е. "Се естьЗарь". Таким образом, неведомо откуда появившийся титул "Царь" получает,наконец, внятное объяснение. В первые века христианства он означалнаследственную принадлежность к роду Сына Божьего ЗАРЕСЛАВА и произносился какЗАРЬ. И только впоследствии был изменен на безликое и непонятное ЦАРЬ. Для тогочтобы затушевать истинное происхождение ЦАРЯ СЛАВЫ.

КРЕСТ. РАСПЯТИЕ. ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ ХРИСТА. ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО.

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее. Что касается протестантов, то они не признают такой символ как крест и не носят его. Крест для протестантов - символ позорной казни, орудие, посредством которого Спасителю не только причинили великую боль, но и убили Его.

Причина, почему человек носит , у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ СПАСИТЕЛЯ

Как известно, возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.


Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть , что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

ФОРМА КРЕСТА

Четырехконечный крест

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено , однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , - говорит Сербский Патриарх Ириней.

РАСПЯТИЕ

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии - IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.


Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие — «истинно Сущий» , потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. - четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Обращение к силе Животворящего Креста Господня - великая защита для каждого человека. Узнайте о значении надписей и изображений на православном Кресте

Что значит надпись НИКА и другие надписи на православном Кресте

Обращение к силе Животворящего Креста Господня - великая защита для каждого человека. Известно, что крестным знамением останавливается демоническое воздействие: диавол и его слуги не могут выносить правильного креста, поэтому зачастую пытаются над ним глумиться (именно таково происхождение сатанинских символов перевернутого креста).


Крест - важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно иметь дома православный Крест, правильно изображенный на освященной и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.


На православном Кресте часто можно увидеть ряд надписей и дополнительных изображений, которые кажутся загадочными непосвященному человеку: НИКА, череп, ИС ХС ЦИ. Наша статья пояснит их значение.



История почитания Креста

Еще в IV веке произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин узнал о христианстве и, в отличие от своих царственных предшественников, не стал воздвигать гонения на учеников Христа, а в сердце своем обратился к Господу Иисусу. И перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы император увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» - то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же со временем принял христианство и был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь - за свои дела и за свою веру.


В это же время, в 326 году матерью Константина Великого царицей Еленой был найден Крест Христов, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов - орудий казни - на горе Голгофе, где Господь был распят.Она крестилась, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого - царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства.


Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. С тех пор нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане.



История изображений на Кресте

Несмотря на то, что известно из Евангелия и свидетельств историков, как выглядел Крест Христа, символически он изображается по-разному.


В католической традиции Крест изображается только с одной большой перекладиной, лаконично. Однако в Православии Крест традиционно изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами. Это воспроизведение известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа.


  • Самая верхняя перекладина - это табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ. Эта надпись известна из Евангелия и означает «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

  • Самая нижняя, косая перекладина - опора для ног, традиционно ставившаяся на крестах. Ее символический смысл - напоминание об истории двух разбойников, распятых справа и слева от Христа. Правый конец перекладины поднят в воспоминание о благочестивом разбойнике, покаявшемся на кресте в своих грехах, считавшего себя недостойным рая - и первым вошедшим с Христом в Царствие Небесное. Второй конец опущен, в воспоминание о проклинавшем Бога втором разбойнике. Эта история - свидетельство о том, что и сама смерть каждого человека может изменить его загробную жизнь.

  • Изображение слева копья, справа трости - орудий казни Спасителя. Копьем римский солдат проткнул уже скончавшегося Христа, чтобы понять, умер ли Он, и из бока Его «истекли Кровь и вода». На трость насажена губка с уксусом, ее подал один из солдат Христу.

  • Внизу изображен череп - это голова Адама, то есть символически изображается захоронение первого человека. По преданию, именно около Голгофы он был погребен в древние времена.

Толкования на Священное Писание так поясняют смысл Таинства Крестной смерти Спасителя. Когда-то Адам съел сладкий плод дерева познания добра и зла, но только обрел смерть всему роду людей. А Господь испил с трости горечь уксуса, чтобы вернуть людей от горькой вечной смерти к сладости жизни с Богом, чтобы горечь греха не имела власти над людьми. Господь принял смерть, победил ее и дал возможность вечной жизни тем, кто верует в Него и соблюдает Его заповеди. Христос же был распят там, где был погребен Адам, чтобы жизнь победила именно там, где наступила некогда победившая первого человека смерть.



Что означают надписи на православном голгофском Кресте

Надписи появлялись около Креста в течение веков, с первохристианских времен.


  • Надпись наверху - «СНЪ БЖIЙ» - означает, что Христос - Сын Божий.

  • Табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ - сокращение от «надписания вины», которое должно было висеть над каждым, кто умирал позорной крестной казнью. Надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский» написана Понтием Пилатом, который хотел показать иудеям, что на Христе вины нет, устыдить их.

  • Буквы слева «К» и справа «Т» - своеобразные подписи изображенных предметов: копья и трости.

  • Надпись слева «МЛ» и справа «РБ» - церковнославянская фраза «место лобное рай быть», то есть на русском языке: «Место казни стало раем». Надпись напоминает, что смерть Христа, Его жертв за грехи людей открыла всем рай, закрытый после грехопадения Адама.

  • Еще ниже, у ступеней слева и справа по одной букве «Г» - это значит, что ступени символически показывают гору Голгофу.

  • Около черепа слева буква «Г», справа буква «А», подписывающие его как «голова Адама».

  • Важнейшие и самые крупные надписи у Креста - «IC ХC» и «НИКА» над и под длинной перекладиной, к которой были прибиты руки Христа. «Ника» переводится с греческого как «победа» и находится обычно не на самом Кресте, поскольку исторически ее не было на Кресте Христовом. По преданию, его стали писать около Креста после видения императора Константина Великого, описанного нами. Однако возможно, что такая традиция появилась еще раньше, ведь апостолы и евангелисты называли Христа Победителем ада и смерти. Именно это в полном смысле означает надпись: силой Христа побеждается грех и смерть. Со временем эта надпись появилась и на просфорах (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию) и святом артосе (большой круглый хлеб, освящаемый после Пасхи в память о Христе).


Молитва Кресту Господню

Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане. Частицы Животворящего Креста, на котором был распят Сам Христос, сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим - творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.


В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.


Обратитесь с молитвой ко Господу, оградите себя крестным знаменем и искренней верой в Бога - и вы увидите, как изменится ваша жизнь. Вера, дарованная Господом, знание о Его помощи должны умножаться среди людей. Поэтому, в отличие от заговоров, которые распространяют служители темных сил и которые должны «читаться тайно», вы можете и должны делиться своей верой, рассказывать о чудесной помощи Божией и его милости. Благие дела, которые творятся с призыванием Божией благодати, будут совершены всегда успешно.



Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста и убереги меня от зла.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Церковь Твою, победы православным христианам на врагов подавая и Твоих сохраняя крестом Твоим людей верующих.


Крест – это целый комплекс символических смыслов. Очень важно правильно понимать все знаки, все изображения и надписи, имеющиеся на нем.

Крест и Спаситель

Самый главный символ – это, конечно, сам крест. Обычай носить крест возник только в 4 в., до этого христиане носили медальоны, изображающие агнца – жертвенного ягненка, символизирующего самопожертвование Спасителя. Были и медальоны с изображением распятия.

Крест – изображение орудия смерти Спасителя – стал естественным продолжением этой традиции.

На нательных первоначально не было никаких знаков, только растительный . Он символизировал Древо Жизни, которое утратил Адам и возвратил людям Иисус Христос.

В 11-13 вв. на крестах появляется изображение Спасителя, но не распятого, а восседающего на троне. Это подчеркивает образ Христа как Царя Мироздания, которому «дана всякая власть на Небе и на Земле».

Но еще в более ранние эпохи изредка появляются кресты с изображением распятого Спасителя. Это имело особый смысл в условиях борьбы с монофизитством – представлением о полном поглощении человеческой природы в личности Иисуса Христа природой Божественной. В таких условиях изображение смерти Спасителя подчеркивало его человеческую природу. В конечном итоге именно изображение Спасителя на нательном кресте одержало верх.

Голову распятого окружает нимб – символ святости – с надписью на греческом языке «ООН», «Сущий». Это подчеркивает божественную сущность Спасителя.

Другие знаки

В верхней части креста расположена дополнительная перекладина с четырьмя буквами, которые как «Иисус Христос – Царь Иудейский». Дощечку с такой надписью прибили к кресту по приказу Понтия Пилата, поскольку многие последователи Христа действительно рассматривали его как будущего царя. Римский наместник таким способом хотел подчеркнуть тщетность надежд иудеев: «Вот он – ваш царь, предан самой позорной казни, и так будет с каждым, кто посмеет посягнуть на власть Рима». Возможно, не стоило бы вспоминать об этой выходке римлянина, тем более – увековечивать ее в нательных крестах, если бы Спаситель действительно не был Царем, и не только иудеи, но и всей вселенной.

Нижняя перекладина изначально имела утилитарное значение – поддержание тела на кресте. Но она имеет и символический смысл: в Византии, откуда на Русь пришло христианство, на изображениях благородных и царственных особ всегда присутствовало подножие. Вот и подножие креста – это еще один символ царского достоинства Спасителя.

Правый конец перекладины приподнят, левый опущен – это намек на судьбу разбойников, распятых вместе с Христом. Тот, что был распят справа, покаялся и отправился в Рай, другой же умер, так и не раскаявшись. Такой символ напоминает христианину о необходимости покаяния, путь к которому открыт для всех.

Под ногами распятого изображен . Согласно преданию, на Голгофе, где был распят Иисус Христос, находилась Адама. Спаситель как бы попирает ногами череп, символизирующий смерть – следствие того рабства греха, на которое обрек человечество Адам. Это графическое выражение слов из пасхального гимна – «Смертию смерть поправ».

На обратной стороне нательного креста обычно располагается надпись: «Спаси и ». Это маленькая молитва, обращение христианина к Богу – защитить не только от несчастий и опасностей, но и от искушений и грехов.

Если в наши дни крест в первую очередь ассоциируется с Иисусом Христом, то в империях древности он был одним из наиболее распространённых видов казни. К распятию на кресте прибегали для того, чтобы не только умертвить преступника или инакомыслящего, но и для острастки народа. Особую популярность этот вид казни приобрёл в Древнем Риме, где и был распят Иисус Христос.

К распятию на кресте прибегали для того, чтобы не только умертвить преступника или инакомыслящего, но и для острастки народа. Особую популярность этот вид казни приобрёл в Древнем Риме// Фото: kulturologia.ru


Примечательно, что в 4 веке нашей эры, когда христианство стало весьма распространённой религией, римский император Константин запретил использовать распятие на кресте в качестве казни. Тем не менее подобные Христу муки испытали христиане в японском городе Нагасаки, где власти боролись с широким распространением католичества.

Таинственные символы

Если внимательно присмотреться к иконам, где изображено распятие Иисуса Христа, то можно заметить на самом кресте табличку с загадочными буквами «І.Н.Ц.І» реже «І.Н.В.І». Тот, кто впервые видит эту аббревиатуру нередко задаётся вопросом, что же она означает.

Как известно, решение о казни Иисуса Христа вынес Понтий Пилат - римский префект Иудеи. Его часто также называют прокуратором. Существовало множество причин, по которым Пилат вынес Христу обвинительный приговор. Та самая табличка, вызывающая столько вопросов вешалась над головами либо в ногах практически всех преступников, которых приговаривали к распятию. Она нужна была для того, чтобы подошедший к казнённому человек мог понять, за какой проступок тот поплатился жизнью. Поскольку Иисуса Христа не могли уличить ни в каких противоправных деяниях, а на табличке всё же надо было что-то написать Понтий Пилат распорядился высечь на ней фразу:

«Иисус Назаретянин Царь Иудейский»


Первые буквы этой фразы на старославянском как раз и образуют аббревиатуру «І.Н.Ц.І». примечательно, что фраза была высечена на табличке на нескольких языках: на римском, иудейском, а также греческом.


Надпись на табличке над распятием Иисуса Христа была высечена на разных языках // homsk.com

Православная иконография

Продолжая тему икон в православных храмах стоит отметить, что во время создания иконы о распятии Христа православные иконописцы придерживались определённых канонов, совершенно отличных от их коллег католиков. Так, в православных храмах Иисус на кресте как будто торжествует над смертью. Он не умирает, а свободно простирает руки, словно им движет желание обнять всё человечество.

На православных иконах можно увидеть два вида креста – четырёх- и восьмиконечный. Использование обоих видов будет правильным. Как объясняют исследователи, когда Иисус нёс крест на Голгофу, он был четырёхконечным, а после того, как его распяли, крест стал восьмиконечным, поскольку к нему прибили подножие и табличку с надписью. В православной иконографии чаще всего встречается именно восьмиконечный крест.


Так, в православных храмах Иисус на кресте как будто торжествует над смертью. Он не умирает, а свободно простирает руки, словно им движет желание обнять всё человечество // Фото: obikonah.ru


Стоит отметить, что изначально на табличке над распятием писали полную надпись, но с течением времени её решено было заменить аббревиатурой. На некоторых иконах вместо букв «І.Н.Ц.І» можно встретить «Царь славы» или «Царь мира».

Ещё одним различием между католическими и православными иконами является то, что у православных в тело Иисуса вбиты четыре гвоздя, а у католиков – три. Поэтому чаще всего в католической иконографии ноги Спасителя изображаются скрещенными. Данная традиция появилась в 13 веке. Ивсё же, согласно жизнеописанию Иисуса Христа, существовало четыре гвоздя.

Католическая иконография

Примечательно, что до 9 века нашей эры на иконах с изображением распятия Иисус Христос торжествовал. Только в 10 веке иконописцы католики стали изображать на своих полотнах мёртвого Спасителя. Они старались максимально отобразить его страдания, чтобы верующие поняли, какую жертву принёс Иисус Христос ради спасения человечества.


Иконописцы католики старались максимально отобразить страдания Спасителя, чтобы верующие поняли, какую жертву принёс Иисус Христос ради спасения человечества // Фото: taday.ru


Иконы существенно различаются между собой в зависимости от страны, в которой творил художник. К примеру, испанские иконописцы изображали исключительно фигуру самого Иисуса Христа без фона или других людей. В немецком языке слово «крест» имело значение столба для казни. По этой причине можно встретить картины, на которых Спаситель распят не на привычном для нас кресте, а на кресте Т-образной формы.


В немецком языке слово «крест» имело значение столба для казни. По этой причине можно встретить картины, на которых Спаситель распят не на привычном для нас кресте, а на кресте Т-образной формы // Фото: Ieshua.org


Казнь Иисуса Христа сопровождалась различными природными катаклизмами такими как померкнувшее солнце, страшная гроза, землетрясение и так далее. Эти явления часто изображали на своих полотнах как католические, так и православные иконописцы.

Христианство стало мировой религией задолго до того, как оно было возведено в ранг государственной. Популярность христианства объясняется тем, что оно несёт в себе любовь к человеку в частности и человечеству в целом. Уже после того, как оно стало достоянием разных государств, начались массовые казни инакомыслящих, страшные крестовые походы и так далее. Но не стоит забывать, что в первую очередь христианство проповедует любовь ко всему живому и совсем не призывает своих последователей учить других как им следует жить.