Вечерняя молитва на второй седмице после пасхи. Православные вечерние и утренние молитвы от пасхи до вознесения

Храм во имя прп. Михаила Малеина при Романовской больнице во Владычне-Покровской общине сестер милосердия (недейств.)

Храм восточной стороной примыкал к зданию больницы и соединялся с нею. Внутренняя отделка была устроена в подражание церковному стилю начала XVII века. Иконостас, клиросы, паникадило, крест-голгофа, церковная утварь были строго выдержаны по известным образцам эпохи царя Михаила Федоровича.

Во время Первой мировой войны в больнице был устроен военный госпиталь, содержавшийся за счет монастырей Московской епархии, рассчитанный на 150 больных и раненых воинов. Ходячие сами посещали больничный храм, а тяжелобольных по их просьбе приносили на литургию на носилках или даже на кроватях.

После Октябрьской революции года Романовскую больницу переименовали в Лефортовскую. Богослужения в храме прекратились. В середине года из больничного храма в соседнюю Покровскую церковь передали иконостас, паникадило, крест-голгофу, шелковые хоругви и другое церковное имущество.

Романовскую больницу ныне занимает Гинекологическая больница №1 Департамента здравоохранения города Москвы. На 2011 год в изувеченном храме размещены больничные палаты.

Использованные материалы

  • Страница сайта "Народный каталог православной архитектуры"

Храм уже ук рашен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.

Торжественный звон

__________

В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять влас

___________

Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.

Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому...

_____________

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк


От дня Святой Пасхи до праздника Вознесения (40-ой день) православные приветсвуют друг друга словами: "Христос Воскресе!" и отвечают "Воистину Воскресе!"


ЧАСЫ ПАСХИ

О ПРИЧАСТИИ

СВЕТЛАЯ НЕДЕЛЯ


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом.

Отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5).

2) На всено́щном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).

3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.

4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…».

  • Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.

5) «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени : на 3-м, 9-м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный…», а на 1-м, 6-м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9-й час), по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…».

6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Ви́дехом Свет Истинный…». Входное: «Прииди́те, поклони́мся… воскресый из мертвых…».

7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».

8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает.

9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.

10) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы.

11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).

12) «Воскресение Христово видевше…» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды.

13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряны́не и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).

14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.

15) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи.

16) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».

18) Причастен Пасхи «Тело Христово приими́те…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.

19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются.

В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: «Слава Святей, и Единосущней…», «Христос воскресе…» (трижды). И «а́бие» (тотчас) по «Христос воскресе…» – «Слава в вышних Богу» и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть «даже до Вознесения».
См.: Валентин, иером. Дополнения и поправки к книге протоиерея “Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви”. 2-е изд., доп. М., 1909. С. 19.
См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 694.
См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676. Существует мнение, что «Христос воскресе…» в начале 1-го часа читается только в том случае, если на утрене был отпуст; после вседневной утрени 1-й час, согласно данной точке зрения, как присоединяемая служба, начинается сразу с «Приидите, поклонимся…» (см.: Михаил, иером. Литургика: Курс лекций. М., 2001. С. 196).

О МОЛИТВЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ И НА СВЯТОЙ ПАСХЕ

В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы “Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. И все поклоны должны быть земные. Перед отпустом читается молитва “Честнейшую херувим...” вся до конца, и земной великий поклон. И далее:

Именем Господним благослови, отче.

За молитв святых отец наших, Господн Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон поясной всегда).

И читается с благоговением молитва святаго Ефрема Сирина:

Господи и Владыко Животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене (земной великий поклон).

Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной великий поклон).

Ей, Господи, Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (земной великий поклон).

После этого полагаются еще 12 земных поклонов с молитвами:

1 2. Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды, с поклонами).

3. Боже, милостив буди мне грешному (поклон).

4. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).

5. Создавыи мя Господи, и помилуй мя (поклон).

6. Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).

Повтори их. Затем еще раз прочитай всю молитву св. Ефрема Сирина (земной великий поклон; всего 16 поклонов).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.

Отпуст. Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради... (см. выше).

Прощение. Ослаби, остави... (см. выше).

О МОЛИТВЕ НА СВЯТОЙ ПАСХЕ

В приходных и исходных поклонах вместо “Достойно есть” (до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

Светися, светися, новыи Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рожества Твоего (поклон земной).

На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв, изложенных выше, можно молиться Полунощницу и Павечерницу пасхальным чином.

От недели Фомины до отдания Пасхи вместо “Царю небесныи” читаем “Христос воскресе” (трижды).

В утренних молитвах (и на Полунощнице) после приходных поклонов и “За молитв...” - “Христос воскресе” (трижды). Слава Тебе Боже наш, слава Тебе, всяческих ради” (трижды). Далее, как обычно.

От отдания Пасхи до праздника святыя Троицы “Царю небесныи” не читается и ни чем не заменяется.

В приходных и исходных поклонах вместо "Досто́йно есть" (до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

Светися, светися, новыи Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рожества Твоего (поклон земной).

На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв, изложенных выше, можно молиться Полунощницу (и Павечерницу) пасхальным чином.

От недели Фомины до отдания Пасхи вместо “Царю небесныи” читаем “Христос воскресе” (трижды).

В утренних молитвах (и на Полунощнице) после приходных поклонов и “За молитв... ” - “Христос воскресе ” (трижды). Слава Тебе Боже наш, слава Тебе, всяческих ради (трижды) . Далее, как обычно.

От отдания Пасхи до праздника святыя Троицы “Царю небесныи ” не читается и ни чем не заменяется.

МОЛИТВЫ ПРЕД ОБЕДОМ И ПОСЛЕ, ПРЕД УЖИНОМ И ПОСЛЕ НА СВЯТОЙ ПАСХЕ

На Светлой седмице, от Христова Вос­кресения до пятницы включительно, со­гласно указанию Большого Устава, пред обедом вместо "Отче наш" , после обеда вместо "Досто́йно есть" , пред ужином вме­сто "Ядят ни́щии" и после ужина вместо "Сла́ва, и ны́не" , "Бысть чре́во Твое́" и "Возвесели́л мя еси́, Го́споди" читаем (трижды). Далее: Сла́ва, и ны́не (с поклонами), и все по порядку, как указано выше.

От субботы Светлой седмицы и до втор­ника 6-й седмицы (канун отдания Пасхи) включительно, в молитвах пред и после принятия пищи (обед и ужин), после "За моли́тв святы́х оте́ц на́ших..." читаем: "Христо́с воскре́се из ме́ртвых" (триж­ды), затем - те же молитвы, что и в осталь­ное время года, только после обеда вместо "Досто́йно есть " - "Свети́ся, свети́ся" .

Пояснение: хотя отдание праздника Пас­хи приходится на среду, но мы уже присту­паем к трапезе после совершения службы: произнесли отпу́ст - отдание совершилось; поэтому-то, в среду отдания Пасхи, пред обедом и после, молитвы творим, как в обы­чные дни. Таков смысл указаний Большо­го Устава относительно молитвы на трапезе в эти дни. Подобное толкование распрост­раняется и на субботу Светлой седмицы.

Утренние и вечерние молитвы

03.06.2010 01:00 | | |

Утром, еще на постели, перекрестись с молитвою:

Го́споди (на голову) , Ису́се Христе́ (на живот) , Сы́не Бо́жии (на правое плечо) , поми́луй мя гре́шнаго (на левое плечо) .

Лица женского пола должны произносить вместо “грешнаго” “грешную”; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.

Если молятся несколько человек и молитвы читает старший, то в большинстве молитв (за исключением молитвы мытаря, псалмов и иных молитв с установленным текстом) "мя", "моея", "меня" и т.д. заменяется на "нас", "наших", "нас" соответственно, слово "грешнаго" не читается (например, "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас", "Святыи славныи великомучениче и победоносче Георгие, моли Бога о нас" и т.п.).

Встав с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и Его святым. Истово, не спеша, orраждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:

Чинопоследования на святую пасху

УСТАВ ЧАСОВ, ПАВЕЧЕРНИЦЫ И ПОЛУНОЩНИЦЫ ВО ВСЮ СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ

Полунощница

Семипоклонный начал (вместо « Достойно есть » « Светися, светися »).

З А ми́нь.

Перекрестившись, глаголи:

Х ристо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию на́ смерть наступи́, и гро́бным живо́т дарова́ (трижды, пением, на глас 5) .

В оскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Ису́су, еди́ному Безгре́шному (поклон) . Кресту́ Твоему́ покланя́емся Христе́ (поклон) , и свято́е воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим. Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве бо Тебе́ ино́го не зна́ем, имя́ Твое́ нарица́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию (поклон) , се бо прии́де Креста́ ра́ди ра́дость всему́ ми́ру; всегда́ благослови́м Го́спода и пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́, и сме́ртию смерть разруши́ (трижды) .

П редвари́ша у́тро я́же с Мари́ею, и обрето́ша ка́мень отвале́н о́т гроба, слы́шаху от А́нгела, И́же во́ свете присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми не ищи́те, я́ко челове́ка. Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите: я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́выи сме́рть; я́ко Той есть Сын Бо́жии, спаса́яи род челове́ческии.

А ще и во́ гроб сни́де, Безсме́ртне, но а́дову разруши́в силу и воскре́се, я́ко победи́тель, Христе́ Бо́же. Жена́м мироно́сицам ра́дость провеща́в и Свои́м апо́столом мир дарова́; И́же па́дшим подая́ воскресе́ние.

В о́ гробе с пло́тию, во а́де же с душе́ю, я́ко Бог, в раи́ же с разбо́йником, и на престо́ле бе́яше Христе́, со Отце́м и Ду́хом, вся исполня́я, Неопи́санныи.

Слава. Я ко живоно́сец, я́ко рая́ зело́ красне́йшии вои́стину, и вся́каго черто́га ца́рска яви́ся светле́йши, Христе́ гроб Твой, исто́чник на́шему воскресе́нию.

И ныне. В ы́шняго освяще́нно Бо́жие вселе́ние ра́дуися, Тобо́ю бо даде́ся ра́дость Богоро́дице, вопию́щим Ти: благослове́на Ты в жена́х, Пренепоро́чная Влады́чице.

Также, Г осподи помилуй (40). Слава, и ныне. Ч естнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче.

З а моли́тв святы́х оте́ц наши́х, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас (поклон). А ми́нь.

Х ристос воскресе.. (полностью, трижды).

И отпу́ст: В оскресы́и из ме́ртвых, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою честна́го и Животворя́щаго Креста́, и святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец, ами́нь.

Не крестясь, поклонись до земли и читай прощение: О слаби, остави, отпусти, Боже...

Поднявшись, читай: Н енавидящих и обидящих нас, прости, Господи...

Г осподи помилуй (трижды), и обычные исходные поклоны.

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Часы Святой Пасхи и всей Светлой седмицы:

Часы Пасхальные

Во всю Светлую (Пасхальную) седмицу вместо утренних и вечерних молитв поются (или читаются - но, как легко убедиться, особенность этой седмицы в том, что, по возможности, все поется!) Пасхальные часы.

Сошествие Христа во ад. Икона, XIII в. Монастырь святой Екатерины на Синае

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).

Также трижды:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Разве Тебе - кроме Тебя. Се бо прииде - ибо вот, пришла.

Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем… - слова Священного Писания: Господи, разве Тебе иного не вемы; имя Твое именуем (Ис.26:13; см. также 5-ю песнь канона ко Причащению).

***

Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем…

"Этим выражается чувство совершенного упокоения в Спасителе. И как оно естественно, особенно ныне!.. В воскресшем Иисусе Христе человек - беднейший странник на земле - избавлен от греха, ада, смерти, диавола, усыновлен Богу, почтен обожением естества своего… Если уничтожено проклятие и грех, если попрана смерть, если разрушен ад и стерта глава исконного врага, - то чего еще опасаться? Если столько явлено сил, - то сократит ли после этого Господь Свою благодеющую десницу?"

Святитель Феофан Затворник

***

Читайте также по теме:

  • Часы Святой Пасхи и всей Светлой седмицы - Толковый православный молитвослов
  • Пасха: пасхальные богослужебные тексты для общего народного пения - Нескучный сад
  • Поем вместе: Тропарь Пасхи на разных языках - Нескучный сад
  • Пасхальное евангельское чтение пролога Евангелия от Иоанна - читает и комментирует протоиерей Константин Пархоменко

***

Ипакой, глас 4-й

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены; тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Предварившия утро - пришедшие до рассвета. Яже о Марии - те, которые были с Марией (спутницы Марии). Слышаху - услышали. Тецыте - бегите, спешите. Проповедите - возвестите. Яко есть - ибо Он.

***

"Слышим в Пасхальном каноне глас Ангела женам-мироносицам: Тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть. Глас Ангела в отношении к нам значит: живите так, чтобы вся ваша жизнь была единым словом: ”Христос воскресе!” и чтобы, смотря на вас, весь мир и христианский, и не христианский сказал: воистину Христос воскресе, потому что видимо живет в том или другом, видимо силы деются о Нем. Нужно ли объяснять еще, что в основании такой жизни лежит ревность о славе Воскресшего Господа через подражание Ему и усвоение себе силы Его воскресения".

Святитель Феофан Затворник

***

Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Аще - хотя. Вещавый - сказавший.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и духом, вся исполняяй, Неописанный.

Вся исполняяй - все Собой исполняя. Неописанный - несказанный (не поддающийся описанию).

Тропарь в самых кратких словах дает поразительный образ полноты Божества - Христос, неразлучно пребывающий с Отцем и Духом, покоится телом во гробе, сходит душою во ад и изводит души праведных, и по неложным Своим словам разбойнику, ныне же пребывает с ним в раю (Лк.23:43) - и, наполняя Собою все, приводит Вселенную к полноте, исполняет дело спасения.

Апостол Павел, приводя стих псалма, говорит: Сказано: вошед на высоту, пленил плен и дал дары человекам (Пс.67:19). А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Низшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы исполнить все (Еф.4:8-10).

Слава:

Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне:

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Краснейший - прекраснейший. Вышняго - Всевышнего. Селение - жилище.

Яко Живоносец, яко рая краснейший… Гроб Христов предстает пред нами носителем Жизни (Живоносцем), прекраснейшим, чем рай, сверкающим более, чем любой царский чертог! (Обратите внимание: подлежащее в этом предложении - то, о чем говорится - это именно гроб Христов, "Христе" - обращение, мы говорим Христу о Его гробе)

Господи, помилуй (40 раз).

Слава, и ныне:

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).

В дни Пасхальной седмицы и даже вплоть до отдания Пасхи перед трапезой поется (или читается) тропарь Пасхи, а после трапезы - задостойник Пасхи.

Задостойник (припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона):

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе трихдневен от гроба, и мертвых воздвигнувый; людие, веселитеся.

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе; Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

Вопияше - возгласил. Паки реку - я повторю. Красуйся - радуйся, наслаждайся. Рождества Твоего - Рожденного Тобою.

Светится, светится, новый Иерусалиме… Под новым Иерусалимом разумеется новозаветная Церковь Христова. Ликуй ныне и веселися, Сионе… Под Сионом (гора на южной стороне Иерусалима, где был дом царя Давида, а в последствии и горница Тайной вечери, и сошествие Святого Духа на апостолов) в Новом Завете, по толкованию блаженного Иеронима, разумеются святые: они, стоя на вершине добродетелей, образуют собою Сион, о котором сказано: Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова (Пс.86:2).

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Эта молитва читается в храме в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений (если точно следовать уставу, она также читается в некоторые дни и других многодневных постов). Великим постом (в седмичные) ее непременно следует включать в свое келейное правило; наиболее естественно - в конце утренних и вечерних молитв, а при возможности и среди дня.