Приезд далай ламы в монголию. На учения далай-ламы в монголии прибыли тысячи буддистов

Его Святейшество Далай-лама во время дневной сессии учений по сочинениям Чже Цонкапы в спортивном комплексе «Буянт Ухаа». Улан-Батор, Монголия. 20 ноября 2016 г. Фото: Игорь Янчеглов (фонд «Сохраним Тибет»)

Его Святейшество подтвердил, что Богдо-гэгэн переродился

На сайте savetibet.ru почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче рассказал об итогах пастырского визита главы буддистов всего мира.

Значительное число российских буддистов приняли участие в визите Его Святейшества Далай-ламы в Монголию. Как выразился сам Тэло Тулку Ринпоче, «несмотря на то, что решение о поездке духовного лидера в Монголию было принято в последнюю минуту, и визит не был анонсирован заблаговременно, из сопредельных республик Бурятии и Тувы приехало довольно много паломников».

В программах масштабного визита, в частности, приняли участие верховный лама (камбы-лама) Тывы Лопсан Чамзы, заместитель хамбо-ламы Иволгинского дацана Дагба Очиров, кенсур Чойдоржи Будаев, досточтимый Буян Башкы и другие представители российского буддийского духовенства.

«Вне всякого сомнения, россияне искренне радуются за Монголию, которая «твердо отстаивает основы своей веры», - отметил Тэло Тулку Ринпоче, добавив, что «на пути осуществления визита было немало препятствий и трудностей».

«Визит планировался давно, но в силу целого ряда обстоятельств он постоянно откладывался. В результате он состоялся в очень холодное время года, когда температура опустилась ниже минус 20 градусов по Цельсию», - рассказал почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ.

По его мнению, «Далай-лама внутренне готов к встрече с трудностями - его согревала вера людей, их преданность и почтение. Погода холодная, но прием был оказан очень теплый».

Коротко о программе пребывания

Его Святейшество Далай-лама прилетел в Монголию 18 ноября из Японии. Духовный лидер начал свой визит с посещения многочисленных храмов главного монастыря Монголии. 19 ноября он посетил Храм Ваджрадхары, Храм Гаден и Дедонг Подранг. Хамбо-лама Монголии Дэмбэрлийн Чойджамцо совершил традиционное подношение мандалы (чистой вселенной) от имени всех собравшихся совершил Далай-ламе подношение мандалы и трех символических изображений просветленных тела, речи и ума. Затем прочли молитвы и совершили подношение яств (цог), после чего Его Святейшество дал устную передачу своей молитвы «О зажжении трех видов веры» (“Обращение к семнадцати пандитам славной Наланды”).

В тот же день он посетил Гаден Лабранг главы монгольских буддистов Его Святейшества Богдо-гегена Джецуна Дампы IX в монастыре Гандан Тегченлинг и встретился с верующими у входа в дацан Ченрезига, Будды Сострадания. Духовный лидер благословил храм Калачакры, после чего отправился в Йига Чолинг, где выступил перед духовенством.

20 ноября состоялись учения духовного лидера для широкой публики: Его Святейшество даровал учения по сочинениям Чже цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» и «Три основы пути», а также разрешение на практику Чже Цонкапы в контексте божеств трех семейств.


Его Святейшество Далай-лама приветствует более 12,000 верующих по прибытии в спортивный
комплекс «Буянт Ухаа». Улан-Батор, Монголия. 20 ноября 2016 г. Фото: Тензин Такла (офис ЕСДЛ)

По словам Тэло Тулку Ринпоче, «дарование буддийских учений и общение с широкой общественностью было главной целью визита Его Святейшества Далай-ламы в Монголию».

«В Монголии нет возможностей для размещения значительного числа зрителей, но спорткомплекс «Буянт Ухаа», вмещающий 10 тысяч зрителей, был заполнен до отказа. Многие желающие не сумели попасть внутрь и оставались на улице», - рассказал он.

21 ноября Его Святейшество Далай-лама принял участие в конференции «Буддизм и наука» в отеле «Корпорат хоутел», организованной Фондом «Тритья Дхарма Чакра» и центром Джецун Дампы.

По словам Тулку Ринпоче, Его Святейшество Далай-лама «был очень рад тому, что диалог между представителями буддийской и современной научной мысли, который был инициирован им более 30 лет назад и с большим успехом осуществляется в Индии, Японии, странах Европы и США, теперь происходит и в Монголии. Он охватывает четыре основные области: нейробилогию, квантовую физику, космологию и психологию».

22 ноября Далай-лама выступил перед молодежью в Центральном дворце культуры. 23 ноября духовный лидер завершил визит короткой пресс-конференцией.

Вопрос с Богдо-гэгэном

Журналистов больше всего волновал вопрос о том, правда ли что одна из причин приезда Далай ламы явилась почетная миссия выбора X Богдо-Гэгэна. Сам Его Святейшество подтвердил, что общался с последним IX Богдо-Гэгэном накануне его смерти. Тогда он уверил духовного лидера буддистов Монголии, о том что место его перерождения - несомненно, Монголия.

Также Далай лама, отвечая на вопрос о перерожденце-хубилгане сказал, что Богдо-гэгэн действительно переродился, но пока преждевременно говорить об этом. Как утверждает Его Святейшество, перерожденец еще слишком мал и необходимо подождать 2-3 года, пока ему не исполнится 4-5 лет. Тогда уже можно будет говорить об этом в открытую и возвести на трон. Также он добавил, что считает своим долгом определение перерожденца Богдо-гэгэна.

По словам Тэло Тулку Ринпоче, «Монголия и Далай-лама связаны многовековыми узами, которые ежегодно продолжают развиваться и укрепляться, и мы вправе надеяться на новые визиты в будущем, в которых смогут принять участие и российские буддисты».

«Мы стараемся служить всем буддийским сообществам, где бы они ни жили, - подчеркнул почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, - на севере, юге, востоке или западе. Люди, живущие в Сибири и на Дальнем Востоке, имеют возможность увидеться с Далай-ламой здесь, в Монголии. Те, кто живет севернее и западнее, могут отправиться в Латвию или другие страны Европы. Учения Его Святейшества доступны для всех».

Тэло Тулку Ринпоче убежден, что однажды Его Святейшество Далай-лама посетит и буддийские регионы России, в некоторых из них (Бурятии и Туве) духовный лидер не был уже свыше двадцати лет.

«Далай-лама не может приехать в Россию по многим причинам, но я убежден, что рано или поздно этот визит все-таки состоится. Нужно лишь молиться и не терять надежды и тогда однажды визит в Россию произойдет», - подытожил Тэло Тулку Ринпоче.

Нынешний визит далай-ламы в Монголию девятый по счету. В последний раз Его Святейшество Далай-лама посещал эту страну в ноябре 2011 года. Помимо посещения монастыря Гандантэгченлин и кратких учений для монгольского духовенства в программу тогда были включены две лекции по теме «Этика для нового тысячелетия» для студентов высших учебных заведений Монголии. Духовный лидер также даровал учения и посвящение Авалокитешвары, Будды Сострадания, земным воплощением которого буддисты считают Его Святейшества Далай-ламу.

Негативные последствия

Для самой Монголии визит Далай ламы в политическом плане уже начал иметь негативные последствия. Речь идет о критике китайских властей в адрес Монголии. Так, 23 ноября пресс-секретарь китайского МИДа Генг Шуань заявил о том, что неправильные действия Монголии по вопросу приезда Далай ламы оказали на китайско-монгольские двусторонние отношения негативную окраску. Так, монгольские СМИ пишут о том, что Китай перенес на неопределенный срок заранее запланированные встречи и межправительственные заседания. Власти КНР требуют у соседей вернуть на путь стабильного и здорового развития китайско-монгольские отношения.

Его Святейшество Далай-лама в пятницу, 18 ноября, прибыл в столицу Монголии, Улан-Батор, по приглашению главного буддийского монастыря страны Гандан Тегченлинг (Гандантэгченлин).

Как сообщил сегодня почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче, «несмотря на плохие погодные условия и связанные с этим опасения, самолет духовного лидера благополучно приземлился в Улан-Баторе».

По словам Тэло Тулку Ринпоче, «Его Святейшество Далай-лама пребывает прекрасном расположении духа и завтра приступит к осуществлению обширной программы пастырского визита в Монголию, где его с нетерпением ожидало монгольское духовенство и верующие буддисты».

Его Святейшество Далай-лама прибыл в Монголию. 18 ноября 2016 г. Улан-Батор, Монголия. Фото: dalailama.com

Духовный лидер начнет свой визит с посещения многочисленных храмов монастыря Гандан Тегченлинг (Гандантэгченлин). 19 ноября он посетит Храм Ваджрадхары, Храм Гаден и Дедонг Подранг. Духовенство главного монастыря Монголии совершит традиционное подношение мандалы (чистой вселенной) и ритуальное подношение яств (цог), свидетельствующие об отношениях «Учитель–ученик», на протяжении веков связывающих различные воплощения Далай-лам с жителями Монголии.

В тот же день он посетит Гаден Лабранг Его Святейшества Богдо-гегена Джецуна Дампы IX в монастыре Гандан Тегченлинг и встретится с верующими у входа в дацан Ченрезига, Будды Сострадания. Духовный лидер благословит храм Калачакры, после чего отправится в Йига Чолинг, где выступит перед духовенством.

20 ноября запланированы учения духовного лидера для широкой публики: 20 ноября запланированы учения духовного лидера для широкой публики: Его Святейшество дарует учения по сочинениям Чже цонкапы "Восхваление взаимозависимого происхождения" и "Три основы пути", а также разрешение на практику Чже Цонкапы в контексте божеств трех семейств.

21 ноября Его Святейшество Далай-лама примет участие в конференции «Буддизм и наука», первой подобной конференции на территории Монголии, а 22 ноября выступит перед молодежью в Центральном дворце культуры.

По словам Тэло Тулку Ринпоче, основные события предстоящего визита будут транслироваться по монгольскому телевидению в прямом эфире, что позволит жителям отдаленных районов страны, не успевших добраться до Улан-Батора, послушать наставления духовного лидера и получить его благословения.

Хотя информация о предстоящем визите Его Святейшества Далай-ламы в Монголию попала в прессу за день до его начала, ожидается значительное число российских паломников, в особенности из сопредельных республик Бурятии и Тувы, где духовный лидер не был уже свыше двух десятилетий, и где его ожидают тысячи российских буддистов.

Нынешний визит девятый по счету. В последний раз Его Святейшество Далай-лама посещал Монголию в ноябре 2011 года. Помимо посещения монастыря Гандантэгченлин и кратких учений для монгольского духовенства в программу тогда были включены две лекции по теме «Этика для нового тысячелетия» для студентов высших учебных заведений Монголии. Его Святейшество Далай-лама также встретился с широкой общественностью. В спорткомплексе «Буянт Ухаа» состоялись его учения по двум основополагающим текстам Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Три основы пути». Учения завершились посвящением Авалокитешвары, Будды Сострадания, земным воплощением которого буддисты считают Его Святейшества Далай-ламу.

Расписание визита:

19 ноября
9:30–11:30 Посещение главного буддийского монастыря Монголии Гандан Тегченлинг (Гандантэгченлин). (Храм Ваджрадхары, Храм Гаден и Дедонг Подранг).
12:40–13:00 Посещение Гаден Лабранга Его Святейшества Богдо-гегена Джецуна Дампы IX в монастыре Гандан Тегченлинг.
13:05–13:15 Встреча с верующими у входа в дацан Ченрезига, Будды Сострадания.
13:20–13:25 Краткий визит в храм Калачакры
13:40–14:50 Выступление перед духовенством в дацане Йига Чолинг

20 ноября
9:30–11:00 Цеванг Желтого Ямантаки и ванг Чже Ринпоче
13:00–15:00 Цеванг Желтого Ямантаки и ванг Чже Ринпоче

Место проведения: спорткомплекс у аэропорта (информация будет подтверждена позже).

21 ноября
9:00–11:00 Участие в конференции «Буддизм и наука»
13:00–15:00 Участие в конференции «Буддизм и наука»

Место проведения: Corporate Hotel

Место проведения: Центральный дворец культуры

Китай подал официальный протест, призвав жителей соседнего государства «не поддерживать сепаратистских действий». В это время паломники из Бурятии проходили через таможенные посты, стремясь увидеть духовного лидера буддистов, невзирая на снежные метели и морозы.

Между тем, по словам сотрудников пограничного контроля, большого ажиотажа на российско-монгольской границе не было.

За прошедшую неделю через границу с российской стороны проходило в среднем 1900 человек в сутки. Это стандартные показатели, - отметила Евгения Курбатова, пресс-секретарь Бурятской таможни.

Однако руководитель постоянного представительства Бурятии в Монголии Сергей Будажапов отметил, что на встрече с Далай-ламой были и жители республики. Буддисты стремились во что бы то ни стало воочию увидеть своего духовного лидера.

Здесь были очень сильные морозы и снег, и мы предупреждали об этом. Но люди все-таки ехали. Естественно, приезжали и ламы из Бурятии. Но в основном сейчас все уже вернулись в республику, - говорит Сергей Пурбуевич.

По словам руководителя представительства, Далай-лама уже не первый год пытается получить российскую визу, но пока все его попытки остаются безрезультатными.

Ему просто не дают визу, и все. Сам он уже очень давно готов приехать. Но даже сейчас в связи с его приездом в Монголию Китай заявил протест и сделал серьезное заявление о том, что нельзя допускать сепаратистских поползновений. Хотя он приезжал с простым пасторским визитом, - объяснил Сергей Будажапов.

Действительно, Китай на визит Далай- ламы XIV отреагировал весьма неоднозначно. В Пекине отметили, что «посещение Монголии духовным лидером тибетского буддизма может негативно отразиться на добрососедских отношениях».

Мы настоятельно призываем Монголию действовать, держа в голове более широкую картину стабильного развития двусторонних отношений и придерживаться своих обещаний в этой области. Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики, - заявил пресс-секретарь китайского МИДа Генг Шуань.

Поднебесная считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое подавили войска Народно-освободительной армии Китая, оккупировавшие Тибет за девять лет до этого.

Все это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией. Более того, непосредственного участия в восстании он не принимал. Однако в Китае его считают предателем, который пытается расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая, сообщают «Вести».

Служба информации «Номер один».

Буддийские новости из Монголии опережают одна другую. Не успели провозгласить наконец Богдо-гэгэна полноправным главой монгольских буддистов, как вновь в стране праздник: вчера вечером из Японии с трёхдневным визитом в Улан-Батор прибыл Далай-лама.

Нынешний приезд Далай-ламы XIV в Монголию - уже восьмой по счёту, однако первый раз его встречает на правах хозяина не хамбо Чойжамц, а сам Богдо. Последний раз подобное здесь случилось 107 лет назад: то была легендарная поездка Далай-ламы в Ургу в 1904 году; в той истории участвовали предыдущие перерождения, или, как говорят монголы, "образы" (дvр) обоих хубилганов. Тот раз печально прославился тем, что Восьмой Богдо, движимый какими-то своими мотивами, доныне достоверно не раскрытыми, не участвовал в церемонии встречи Далай-ламы в Урге, и якобы даже за всё то время, что тот провёл в столице, ни разу не навестил его. Но на этот раз всё было так, как и должно быть: Девятый Богдо, глубокий старик, лично возглавил ночную встречу Далай-багши. Нас же, россиян, представляет в эти дни Дилова-хутухта, или, как его на тибетский манер привыкли называть российские буддисты, Тэло-тулку, Шаджин-лама Калмыкии.

Впервые Далай-лама XIV посетил Монголию, тогда ещё Народную республику, 15 июня 1979 года в качестве почётного гостя на V Съезде Конференции Азиатских буддистов за мир. В течение своего короткого визита Далай-лама преподал верующим некоторые базовые практики школы гелуг: гуру-йогу "Гаден Лхагяма", девятистрочную и четырёхстрочную "Мигцзему", а также мантры "Трёх коренных божеств": Ваджрапани, Манджушри и Авалокитешвары. Во второй раз Далай-лама посетил МНР в середине августа 1982 года по случаю собрания очередного съезда Конференции и преподавал учения Ламрима, а также даровал посвящения Ямантаки и Джамсарана.

Первые пять лет "демократии" Далай-лама был частым гостем в Монголии. В сентябре 1991 года он даровал учения "Три основы Пути к Пробуждению", а также благословение долголетия Белой Тары и мантры "Трёх коренных". В сентябре 1994 года - учение Ламрима, сущностную мантру Будды Шакьямуни, мантры "Трёх коренных" и сущностную мантру Падмасамбхавы. В августе 1995-го - учение и посвящение Калачакры, "Сущностный смысл Ламрима", "Хвалу взаимозависимости", обеты мирянина и бодхисаттвы. В самом начале девяностых посещал Далай-лама и нашу страну, - не только Калмыкию, Туву и Бурятию, но и Москву.

Однако после визита ельцинского визита в Китай в 1996-м в российской визе начали отказывать. Наступил перерыв и в посещениях Монголии: следующий раз Далай-лама приехал лишь через шесть лет, в сентябре 2002-го. Он вновь научал "Трём основам Пути", "Хвале взаимозависимости", мантре Бурхан-багши, а также передал дженанг Тары, обращался с проповедями к верующим и к молодёжи.

В 2004-м Далай-ламе всё-таки разрешили посетить Калмыкию, строго ограничив его, впрочем, республиканскими рамками. А в августе 2006 года состоялся очередной его визит в Монголию. На этот раз, по специальной просьбе монгольского духовенства, он впервые соизволил даровать 52-м послушникам полные монашеские обеты. В рамках нынешней поездки Далай-лама будет говорить о традиционных для своих монгольских поездок материях: даст наставления в "Трёх основах Пути", разъяснит текст "Хвалы", а также дарует посвящение Авалокитешвары. Визиту этому предшествовал курьёз: в сентябре местная газетка "Yндэсний шуудан" опубликовала заметку, будто бы Далай-лама решил определить себе преемника ещё до смерти, дабы исключить всевозможные спекуляции со стороны Китая, и выбрал следующим Далайламой девятилетнего мальчика-монгола. Имя, место проживания, естественно, не разглашаются - во избежание провокаций.

Довольно скоро выяснилось, что это, конечно, утка. Ведь в таком случае ни о каком "перерождении" речи бы быть не могло - передался бы лишь титул. Впрочем, не будем забывать, что именно монголы когда-то впервые назвали этого наставника "Далай-багши", то есть "Океаноподобный учитель", так что подобные ухищрения монгольских журналюг с целью привлечения внимания мировых СМИ (или зачем-то ещё?) к своему изданию при всей своей очевидной грубости и циничности всё же не лишены некой доли изящества.

Приезду Далай-лама XIV, мешают не только позиция Китая по Тибету, но и геополитическое противостояние Индии и Китая. Китайское правительство зря обвиняет в финансировании Далай – ламы иностранные разведки. Правительство в изгнании живет на пожертвование верующих и поддержки правительства Индии.

Еще в 1959 г.Далай – лама покинул Тибет и поселился в Индии где правительство оказало ему материальную помощь и предоставила охрану.

Молодой китайский дракон после этих событий предъявил слону свои территориальные требования на спорные территории.

Это вылилось в пограничные споры, в результате которых произошли три крупных военных конфликта: китайско-индийская пограничная война в 1962 году , китайско-индийская пограничная война в 1967 году , китайско-индийская пограничная война в 1987 году . В 2005 году пограничная проблема отчасти разрешилась: КНР признала Сикким индийской территорией, а Нью-Дели назвал Тибет «Тибетским автономным районом». На начало 2010-х годов Индия не признаёт суверенитет Поднебесной над районом Аксай Чина, а Пекин требует, чтобы Нью-Дели передал КНР штат Аруначал Прадеш.

Не смотря на это Китай уважает Индию и не пытается давить на неё дипломатическом уровне в отличии от стран со слабой экономики и внешней политики. С конца 1980-х годов, обе страны начали пытаться расширить дипломатические и экономические связи. В 2008 году Китай стал крупнейшим торговым партнёром Индии.

Обе страны неуклонно укрепляют военную инфраструктуру вдоль приграничных районов. Кроме того, Индию раздражают сильные стратегические отношения Китая с Пакистаном, а Китай выражает озабоченность по поводу индийского военного присутствия в спорных участках Южно-Китайского моря.

В октябре 2005 года официальный представитель МИД КНР Кун Цюань сделал заявление: «Китай и Индия — добрые соседи и хорошие друзья, их отношения стратегического сотрудничества и партнерства, ориентированные на мир и процветание, имеют огромное значение для народов обеих стран и всего мира»

В июне 2012 года Китай заявил, что «китайско-индийские связи» могут стать наиболее важным двусторонним партнёрством века. В том же месяце Вэнь Цзябао и Манмохан Сингх в ходе совещания поставили цель увеличить объём двусторонней торговли между странами до 100 миллиардов долларов США к 2015 году.

Несмотря на такие натянутые отношения Китай не объявляет Индии экономические санкции по причине того, что Индия имеет сильную независимую экономику, армию, огромное количество населения и влияние в мире.

Китай в силу своей военной и экономической мощи использует политику запугивания к более слабым странам.Например, представитель МИДа Китая Шуань направил ноту протеста по поводу приезда Далай – ламы в Монголию. – Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики".

С 18 по 23 ноября 2016 года Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Улан-Батор (Монголия) по приглашению руководства центрального буддийского монастыря Гандантегченлин. После этого Китай предпринял давление на правительства Китая в виде санкций на покупку Монгольского угля и полиметаллических руд.

После это Монголия пообещала властям КНР больше не приглашать в страну Далай-ламу. Об этом сообщала The South China Morning Post.

Китай считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое было подавлено войсками Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), оккупировавшими Тибет за девять лет до этого. И хотя всё это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией и непосредственного участия в восстании не принимал, в китайской пропаганде его традиционно описывают как предателя, пытающего расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая.

Это было не один раз 2006 году, власти Китая прервали воздушное сообщение между Пекином и Улан-Батором, однако позднее восстановили его.

Чем опасен для Китая Далай – Лама?

Дело в том, что несмотря на свое многолетнее изгнание, Далай-лама продолжает пользоваться огромным влиянием среди тибетцев.

У простых тибетцев мнения разные. Никакой статистики на этот счет конечно нет, но очевидно, что для тибетцев все неоднозначно, есть те, кто за и есть те, кто против.

Однако есть вопрос в котором абсолютное большинство простых тибетцев абсолютно едино – отношение к Далай-Ламе.

Тибетцы любят и уважают Далай-Ламу. Тибетцы не признают фальшивого Далай-Ламу, назначенного из Пекина. У «назначенного» Далай-Ламы нулевой авторитет среди тибетцев. У настоящего же, изгнанного Далай-Ламы, авторитет огромный.

За портрет или фотографию Ламы реально получить срок, но портреты все равно хранят. Спутниковые тарелки нелегальны в Китае, но тибетцы все равно их тайком устанавливают, чтобы слушать проповеди Далай-Ламы.

Тибетцы очень гостеприимный и радушный народ. Одному Тибетологу из США с радостью встретили, накормили, а потом как дорогому гостю показали самое ценное – отвели на второй этаж, где находилась секретная гостиная с телевизором, который принимал сигнал из-за рубежа. И по телевизору Далай-Лама читал проповедь на тибетском языке, и вся семья собралась у экрана и завороженно его слушала.

Он только начал учить тибетский язык, и он не понял слов Далай-Ламы, и он спросил у семьи про что данная проповедь? И они ответили, что они сами не понимают, потому что Далай-Лама говорит на лхасском диалекте тибетского языка, а их собственный диалект отличается. Но они все равно слушали часовую проповедь, хотя не понимали, практически, ни слова из неё, просто из чувства уважения и любви к Далай-Ламе.

Неудивительно что китайские власти очень остро реагируют на все что связанно с тибетским сепаратизмом и Далай-Ламой, в частности. Одного его слова достаточно чтобы поджечь весь Тибет.Тем более его поддерживает вероятный геополитический соперник который имеет огромный политический, экономический, военный вес в регионе ответственности Китая.Китай видит в партнерах только равные по силе государства поэтому Китай не может навредить Далай – Ламе в Индии.