Когда возникло христианство с какими событиями. Где и когда появилось христианство

Первый вопрос, возникающий перед исследователем, это вопрос о том, где же возникло христианство ? Согласно евангельской традиции, местом возникновения христианства была Иудея и, само собой разумеется, Иерусалим. Зародившееся в недрах иудаизма новое религиозное учение не могло не считать местом своего происхождения «землю отцов наших». Ведь содержанием Ветхого завета является история поселения и жизни еврейского народа в Палестине. Предсказания библейских пророков, к которым все время обращались раннехристианские авторы, неизменно указывают в качестве места действия мессии (по-гречески «христа») Иудею и священный град Иерусалим. Родословная Иисуса, восходящая в евангелиях, согласно ветхозаветным пророчествам, к царю Давиду, также неизбежно заставляла локализовать первые шаги христианства в Иудее.

Однако против этой традиционной версии говорит много веских соображений. Мы уже отмечали отсутствие сведений о христианах у еврейских авторов I в. Нет у нас абсолютно никаких сообщений об участии христиан в событиях, связанных с Иудейской войной, которая подробнейшим образом описана Иосифом Флавием и нашла отражение также в произведениях греко-римских писателей. Если бы в Палестине действительно существовала хотя бы даже малочисленная христианская община, у Иосифа Флавия, несомненно, сохранились бы какие-нибудь сведения об ее позиции во время Иудейской войны.

Его молчание не может быть делом случая. Больше того, даже в христианской литературе не говорится о судьбах иерусалимской общины в Иудее после разрушения Иерусалима, а исключительно скудная информация о предыдущем времени сохранилась лишь в таких наиболее поздних канонических произведениях, как Деяния апостолов и евангелия. Иными словами, даже христианские авторы писали о христианах в Иудее лишь там, где абсолютно нельзя было обойтись без какой-либо мало-мальски правдоподобной выдумки. В более ранних христианских сочинениях вообще не говорится ничего конкретного об иерусалимской общине, если не считать большого отрывка (Гал., I, 17-И, 9), который должен был санкционировать авторитетом апостолов проповедь христианства среди язычников, но никак не может считаться аргументом в пользу распространения новой религии в Иудее.

Чтобы найти какой-нибудь выход из очевидного противоречия, значительно позже, уже в III-IV вв., была создана легенда о том, что иерусалимские христиане «по указанию свыше» (Евсевий, «Церковная история», III, 5) покинули город перед разрушением его римлянами и вы селились в соседнюю страну. Но и эта благочестивая оговорка не спасает ревнителей традиции, так как о дальнейшей судьбе этой общины все же никаких сведений не имеется.

Поэтому понятно, что в церковных кругах должны были возбудить величайший иптерес находки кумранских свитков. Как выяснилось из последующих раскопок, кум- ранская община в I в. н. э. существовала вплоть до Иудейской войны. Поэтому сразу же после опубликования кумранских документов богословы различпых вероисповеданий стремились доказать, что это и есть древнейшие памятники деятельности христиан, притом именно состав- лепные на древнееврейском языке подлинные свидетельства очевидцев деятельности Иисуса. Несколько позже, когда выявилась абсолютная несостоятельность этого утверждения, было выдвинуто не менее беспочвенное предположение о принадлежности кумранских рукописей одной из иудео-христианских сект - эбионитам. Единственным основанием для такого утверждения было то, что в Уставе общины несколько раз встречается слово «эбионим» (по- древнееврейски - бедняки). Ныпе неоспоримо доказано, что все эти документы принадлежат чисто иудейской секте ессеев. "

Итак, наука не располагает никакими надежными данными о палестинском происхождении христианства. С другой стороны, имеется немало соображений, свидетельствующих, что древнейшие христианские общины возникли вне пределов Иудеи. Автор Откровепия знает только семь малоазийских общин, причем неоднократно их перечисляет. Это: эфесская, смирнская, пергамская, тиатирская, сардская, филадельфийская и лаодикейская общины (I, 11 и др.). Все эти города относительно близко расположены друг от друга. В начале II в. довольно многолюдные христианские общины, по свидетельству Плиния Младшего, существовали в северо-западной части Малой Азии, в Вифипии. Послание к галатам также указывает на Малую Азию как на один из древнейших центров зарождения христианства. Если учесть сказанное об Откровении как о памятнике времени отпочкования новой религии от иуда изма, то предположение о возникновении христианства в Малой Азии станет еще более правдоподобным.

Имеются также некоторые данные о раннем (начало II в.) возникновении христианства в Египте. Как и в Малой Азии, здесь имелись значительные еврейские общины. Хотя в новозаветной литературе не упоминаются христианские общины в Египте, да и вообще в ней сохранились лишь считанные сообщения об египтянах, тем не менее древпейшие археологические находки несомненно христианских памятников относятся именно к Египту (см. стр. 50). Молчание церковной литературы о ранних общинах в Египте, возможно, вызвано тем, что уже в первой половине II в. местные общины находились под сильным влиянием гностицизма, считавшегося ересью после образования церкви. В пользу относительно раннего возникновения христианских общин в Египте говорят также некоторые другие соображения

Важным аргументом в пользу зарождения христианства среди иудеев диаспоры является и то, что в Иудее с ее строго централизованным теократическим управлением вся жизнь была подчинена интересам жреческой аристократии в Иерусалимском храме и население находилось в железных тисках сотен мелочных предписаний иудаизма. Трудно себе представить возникновение именно в Палестине секты, которая бы с самого начала открыто выступила против официальной догмы иудейского закона. Все известные нам палестинские секты от саддукеев до ессеев признавали все предписания иудаизма.

Напротив, именно в диаспоре, где еврейское население мыслило значительно свободнее, чем на родине, и где оно подвергалось сильному воздействию других религиозных верований, были более благоприятные условия для возникновения новой религии. Недаром система взглядов Филона Александрийского, важнейшего идейного предшественника христианства, возникла не в Иудее, а в Египте. Тем более это должно было относиться к христианству, в котором, наряду с ортодоксально иудейскими и филоновски- ми идеями, имелись сильные элементы разных передне- азиатских религий. Идеальной почвой для зарождения новой религии могло быть прежде всего еврейское населе- нпе стран диаспоры.

Несмотря на сумбурное изложение, Откровение Иоанна все же дает достаточно яркую картину настроений, чаяний и даже идеологии древнейших христианских, вернее, иудео-христианских общин. Содержание этого Откровения более чем полвека тому назад было обстоятельно исследовано Ф. Энгельсом Здесь достаточно лишь напомнить об его основных выводах, которые и ныне полностью сохраняют свое научное значение.

Мы уже отмечали, что сочинитель Откровения обращается лишь к семи малоазийским общинам. В греческом оригинале эти общины называются exxXr^ai"a. В классическую пору этим словом обозначалось народное собрание; в новозаветных текстах оно применяется в двояком смысле: им определяются либо отдельные местные христианские общины, либо церковь в целом 2. Автор Откровения всегда пользуется этим термином только в первом его значении. Он говорит о «семи общинах, находящихся в Азии» (I, 4),- эфесской, смирнской и других (I, И и др.). Ему, очевидно, еще неизвестно какое-либо объединение христианских общин, не говоря уже о понятии вселенской церкви.

Все семь перечисленных в Откровении общин находились в городах западной части Малой Азии , в местах пересечения торговых путей. Города эти отличались смешанным населением, среди которого было немало евреев. Упоминание только о семи общинах не было случайным. Число «семь», обладавшее в представлениях иудеев и других народов древности магическими свойствами, неоднократно повторяется в Откровении, притом не только в земном, но и в небесном плане. Создается впечатление, что сочинителю Откровения было известно только семь называемых им христианских общин и что этой цифре он приписывал большое значение.

Наиболее характерной чертой этих общин было наличие в них разных группировок, ведущих между собой, по меткому замечанию Энгельса, настоящую дарвиновскую борьбу за существование. Во второй и третьей главах Откровения кратко говорится о состоянии каждой из общин. При этом обнаруживается, что в эфесской общине имелись люди, «которые называют себя апостолами, а они... лжецы» (II, 2). В этой же общине шла борьба с некими николаитами. Николаиты были и в пергамской общине. Многие христиане упрекаются в отходе от веры и призываются к покаянию (II, 5 и др.). В Смирне и Филадельфии члены общин преследуются теми, «которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковые» (II, 9 и III, 9). Тиатирские христиане порицаются за то, что попустительствуют «Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов моих (христиан.-Я. Л.), любодействовать и есть идоложертвенное» (И, 20). Ожесточенная грызня между различными религиозными группками сопровождается угрозами навлечения всяческих небесных кар на отступников от истинной веры.

Очень показательно, что в число отступников в Откровении включены несомненные сторонники именно того течения, которое в последующем одержало победу в христианстве. Так, например, автор Откровения мечет громы и молнии против людей, неправильно называющих себя иудеями. Но такое определение наиболее подходит к сочинителям многих Павловых посланий, которые неоднократно заявляют от имени апостола, что являются лучшими иудеями, чем сторонники официального иудаизма. С другой стороны, как указывалось выше, содержание Откровения во многом отличается от прочих новозаветных сочинений. Оно явно отражает взгляды, осужденные в последующем церковной догмой. Недаром церковники так упорно спорили о том, следует ли включать его в канон.

В Откровении христианство мыслится не только как часть иудаизма. Более того, автор подчеркивает, что лишь христиане являются подлинными иудеями. Перед описанием бед, предстоящих неверующим, он делает оговорку, что все эти несчастья минуют 144 тысячи человек «из всех колен сынов израилевых» (VII, 4 и XXI, 12). В том, что здесь имелись в виду не вообще христиане, а именно иудео-христиане, не может быть никакого сомнения, так как указанные 144 тысячи праведников подразделяются по отдельным коленам Израиля. Праведники определяются как люди, «которые не осквернились с же- пами, ибо они девственники: это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей» (XIV, 4). Очевидно, христианская проповедь в то время велась фактически только среди иудеев и только часть последних могла, с точки зрения автора Откровения, рассчитывать на спасение и на небесное царство. Таким образом, Откровение Иоанна является до некоторой степени и иудейским произведением.

И все-таки древнейший памятник христианской литературы во многом уже отличается от аналогичных произведений иудейской апокалиптики. Прежде всего это вера в помазанника божьего Иисуса. В этом отношении характерно уже его начало: «Откровение Иисуса Христа, которое дал ему бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре». Об Иисусе говорится неоднократно и в дальнейшем тексте. Однако этот апокалиптический Иисус ни в малейшей мере не похож на евангельского богочеловека. Подробности евангельского рассказа в Откровении полностью отсутствуют. Здесь Иисус - космическое существо, «альфа и омега, первый и последний» (I, 8 и 10). Он держит в деснице семь звезд, из уст его выходит обоюдоострый меч, ноги его подобны халколивану, как раскаленные печи, а очи - как пламень огненный (там же, 14-16).

Кроме Иисуса, в центральной части Откровения подробно описано космическое же существо «Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов божьих» (V, 6). Этот Агнец - единственно достойный всюрыть книгу, находящуюся под семью печатями. Затем в Откровении появляется младенец, которому «надлежит пасти все пароды мечом железным» (XII, 5). Он рождается не от евангельской Богородицы, а от «жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, а на голове ее венец из двенадцати звезд» (XII, 1). Выступает в Откровении также «Сидящий на коне вождь воинств небесных» (XIX) и «Сидящий на облаке... подобный сыпу человеческому» (XIV, 14). Обилие различных космических фигур объясняется тем, что автор Откровения очень многое заимствовал из самых различных иудейских апокалипс. При всем этом в Откровении нет даже намека на подробности земной биографии Иисуса, столь обстоятельно описываемые в значительно более поздних евангелиях.

Нет еще в Откровении и основного положения христианской догматики о святой Троице: боге-отце, боге- сыне и святом духе. Больше того, многие места в древнейшем христианском сочинении явно противоречат этому положению. Так, семь ангелов в небесах «поют песнь Моисея, раба божия, и песнь Агнца» (XV, 3). Таким образом, Иисус здесь не канонический бог-сын, а лишь равный Моисею раб божий. Во всем Откровении нигде нет речи об одном святом духе, зато многократно говорится о семи духах божьих.

Напрасно стали бы мы искать в Откровении и другие важнейшие положения христианской догматики. Так, например, здесь ничего не говорится о крещении. В седьмой главе Откровения читаем: «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревьям, доколе не положим печати на челах рабов бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов изранлевых» (VII, 3-4). Дальше следует перечисление по именам 12 колен, причем на каждое колено приходится по 12 тысяч «запечатленных». Если бы во время Откровения таинство крещения уже существовало, автор этого сочинения, несомненно, говорил бы не о «запечатленных», а о крещеных. Таких мест, в которых можно было бы ожидать упоминания о крещении, в Откровении насчитывается до десятка, но ни в одном из них о крещении пет ни слова.

Нет также в Откровении ни слова о причащении и об очищении верой, которое играет громадную роль уже в древнейших апостольских посланиях; не упоминается важное для христианской догматики положение о первородном грехе, который был искуплен кровью христовой. Такое умолчание обо всех наиболее существенных моментах христианского вероисповедания, само собой разумеется, не может быть делом случая. Его можно объяснить только тем, что все эти догматы возникли значительно позже Откровения.

Мы уже знаем, чго в разногласиях внутри христианских общин в Малой Азии большую роль играл вопрос об «идоложертвенном» (II, 14 и др.). Этот вопрос имел большое значение на протяжении всей дальнейшей истории раннего христианства вплоть до превращения его в государственную религию.

Причины возникновения новой религии - христианства. Рим, завоевав множество народов, установил такой гнет над ними, какого люди не знали прежде. Но особенно тяжело было евреям, которые населяли римскую провинцию - Сирию и Палестину. Частью этой провинции являлось бывшее государство евреев Иудея. Все средства борьбы за освобождение были уже испробованы, но не дали ощутимых результатов. Однако оставалось последнее: надежда на Бога Яхве. Евреи верили, что он не оставит их и освободит от римского угнетения.
Иисус Христос и его учение. Евреи полагали, что Иисус Христос послан Богом именно к ним, а не к другим народам, потому что большинство евреев не знали многобожия, а признавали одного Бога Яхве. Еврейская религия, в отличие от религии греков, римлян, египтян и других народов, не имела множества созданных богов. Вот почему в еврейской среде, первоначально в Палестине, а вскоре и по всему Средиземноморью распространились слухи о рождении Иисуса Христа. Вера в Христа, а позже и в его учение, получила название - христианство, а тех, кто поддерживал эту веру, называли христианами.
С рождения Иисуса Христа началась новая историческая «эра» - наша эра. Мы и сейчас считаем годы до нашей эры или нашей эры, а в старых книгах встречаем до или после Рождества Христова (P. X.). О том, что Иисус Христос является исторической личностью, свидетельствует «Библия» - священная книга христиан и евреев, а также многочисленные источники, достоверность которых признана современной наукой.
Иисус учил, что усовершенствовать себя духовно можно только через крещение. Этот первый шаг поможет облегчить души и сердца и даст возможность понять всю несправедливость земной жизни. Люди тогда смогут не только положительно относиться к своим врагам, но и полюбить их, простить обиды, не будут отвечать злом на зло, смогут презирать богатство. Таким образом, только через веру в Иисуса Христа и духовную любовь к Богу люди смогут избавиться от грехов, всех бед и несчастий.
3. Христианские заповеди. Моральному и духовному очищению человека способствуют христианские заповеди - законы, которые были даны Богом евреям через пророка Моисея. Таких заповедей десять, три из них учат, как чтить Бога, все же последующие - как нужно относиться к людям: чтить родителей, не убивать, не красть, быть справедливым, быть верным мужу и жене, не врать, не завидовать.
Так христианство, не призывая к борьбе, разрешало все проблемы моральным и духовным очищением человека. В реальной жизни любой открытый протест против тяжелых условий существования жестоко подавлялся.
Организация христианской церкви. С самого начала христианство провозгласило равенство всех перед Богом независимо от положения. Христиане были организованы в общины, в которых все верующие владели одинаковыми правами и пользовались общим имуществом. Дух Христа господствовал над всей общиной.
Христиане признавали только одного Бога и выступали против жертвоприношений римским языческим богам. За это христиан преследовали: их приговаривали к смертной казни, бросали хищникам, сжигали живыми.
Христианство - государственная религия империи. Время шло. Постепенно идеи христианства о спасении человека от всех несчастий, о вечной жизни его души притягивали все большее количество людей. Идеи христианского терпения и смирения, непротивления злу воспринимали не только бедняки, но и люди средних и даже богатых слоев населения.
В 325 г. при императоре Константине христианство было признано государственной религией Римской империи. Новая религия должна была способствовать укреплению императорской власти и самой империи.

Среди всех религий, христианство – самое распространенное и влиятельное учение. Оно включает в себя три официальных направления: православие, католицизм и протестантизм, и множество непризнанных сект. Современная религия христианство – это учение о Богочеловеке Иисусе Христе. Христиане верят, что он – Божий сын, и был послан на Землю, чтобы искупить грехи всего человечества.

Основы христианства: в чем суть религии

Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха. Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.

На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения. Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к . Многие носят серебряные кресты .

Сущность Бога в представлении христиан

Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:

  • Бог-Отец;
  • Бог-Сын;
  • Бог-Святой Дух.

Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.

Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.

Богочеловек: кем был Иисус

Учение о Богочеловеке – христология – повествует об Иисусе, одновременно как о воплощении Бога и как о сыне Божием. Он человек, поскольку его мать – человеческая женщина, но подобен Богу, поскольку его отец – Единый Бог. При этом христианство не считает Иисуса полубогом, и не относит к числу пророков. Он – единственное неповторимое воплощение Бога на Земле. Не может быть второго человека, подобного Иисусу, потому что Бог – бесконечен и воплотиться дважды не может. Появление Иисуса было предсказано пророками. В Ветхом Завете он представлен как Мессия – спаситель человечества.

После распятия и физической смерти, человеческая ипостась Иисуса воплотилась в божественную. Его душа соединилась с Отцом в Раю, а тело предали земле. Этот парадокс Иисуса-человека и Иисуса-Бога выражен во Вселенском соборе формулой 4-х отрицаний:

  1. неслиянно;
  2. непревращенно;
  3. нераздельно;
  4. неразлучимо.

Ортодоксальные ветви христианства почитает Иисуса как Богочеловека – сущность, воплотившую в себе божественные и человеческие черты. Арианство почитает его как творение Бога, несторианство – как две отдельные сущности: божественную и человеческую. Исповедующие монофизитство веруют в Иисуса-Бога, поглотившего свою человеческую природу.

Антропология: происхождение человека и его предназначение

Изначально, человек создан по его образу Божию, и обладает его силой. Перволюди Адам и Ева были подобны своему Создателю, но совершили первородный грех – поддались искушению и съели яблоко с дерева Познания. С этого момента человек стал грешен, а его тело бренно.

Но человеческая душа бессмертна и может попасть в Рай, где ее ждет Бог. Чтобы оказаться в Раю, человек должен искупить свой грех физическими и духовными страданиями. В христианском понимании зло – искушение, а добро – смирение. Страдание – способ борьбы со злом. Восхождение к Богу и возврат к своей первоначальной сути возможен только через смирение. Оно ведет к свободе духа и пониманию истинной сути жизни. Людей, поддавшихся соблазнам, ждет Ад – царство Сатаны, в котором грешники вечно страдают, расплачиваясь за свои грехи.

Что такое таинства

В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

Православие и католицизм признают еще пять таинств:

  1. миропомазание;
  2. рукоположение;
  3. покаяние;
  4. брак;
  5. соборование.

Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

Роль монархии в становлении религии

Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

Ключевые моменты древней религии: раскол Церкви

Причиной раскола христианства на три конфликтующих вероисповедания послужили споры о соединении божественной и человеческой сути Иисуса Христа в одну личность. Из-за культурных и исторических различий, среди последователей постоянно возникали споры о необходимости выбрать одну официальную версию. Нарастание конфликта привело к разделению на конфессии, каждая из которых придерживалась своей версии.

В 1054 году, христианство разделилось на православную и католическую ветви. Попытки снова объединить их в одну Церковь не увенчались успехом. Попыткой объединения, стал договор об объединении церквей на территории Речи Посполитой – Брестская уния, подписанная в 1596 году. Но в итоге конфликт между конфессиями только обострился.

Новое время: кризис христианства

В 16 веке мировое христианство переживает череду военных конфликтов. Церкви стремились вытеснить друг друга. Человечество вступило в эпоху Просвещения: религия подвергалась жесткой критике и отрицанию. Начался поиск новых моделей человеческого самосознания, не зависящий от Библейских доктрин.

Новаторы противопоставляли прогрессу христианства – постепенному развитию, переходу от простого к сложному. На основе идеи прогресса, позднее Ч. Дарвин разовьет теорию об эволюции, основанной на научных фактах. Согласно ей, человек – не творение Божье, а результат эволюционного процесса. С 17 века наука и религия вступают в непрерывный конфликт.

В 20 веке в послереволюционном Советском союзе христианство переживает период жестких запретов и категорического отрицания религиозного взгляда на мир. Служители церквей отказываются от сана, церкви разрушают, а религиозные книги сжигают. Только с распадом СССР религия постепенно вернула себе право на существование, и свобода вероисповедания стала неотъемлемым правом человека.

Современное христианство – не тоталитарное религиозное верование. Христиане могут свободно принять обряд крещения или отказаться следовать его традициям. С середины 20 века пропагандируется идея воссоединения трех конфессий в единое верование, как попытка избежать угасания религии. Но конкретных действий ни одна из Церквей не предпринимает и конфессии по-прежнему разобщены.

Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э . на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

  • хасидеи — правоверные иудеи;
  • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
  • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии — террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика» . Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета — Апокалипсис , в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма — ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

Источники возникновения христианства

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме — вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше» . Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

Этапы становления христианства как государственной религии

История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Стадия актуальной эсхатологии

На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

Стадия приспособления

На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья — зоны . К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника — Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

Стадия борьбы за господство в империи

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников» . Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт , согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов . Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов . в Галин — бургундов и затем лангобардов . Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг . Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика .

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином . Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций , выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

Где зародилось христианство, одна из господствующих мировых религий, Вы узнаете из этой статьи.

История возникновения христианства кратко

Возникновению христианства способствовали некоторые причины. В период расцвета Римской Империи, она завоевала много разных народов, установив тотальный контроль и гнет над ними. Особенно тяжелое положение было у евреев. Они проживали в Сирии и Палестине, провинциях Рима. Евреи всячески пытались бороться с римским гнетом и установленными правилами, но безрезультатно. Оставалась только вера в Бога Яхве, что он не оставит бедный народ и спасет от угнетения.

Тогда широкой популярности стали набирать учения Иисуса Христа. Евреи верили, что его послал к ним Бог, а не другим народам. Поскольку только еврейская религия, в отличии от верований римлян, египтян, греков и других не предусматривала поклонения большому количеству божеств. Они признавали только одного Яхве и сына, посланного на землю. Вот почему первоначально только в Палестине начали появляться слухи о рождении Христа, которые позже распространились по всему Средиземноморью. Вера в Иисуса Христа и его учение стала называться христианство, а те, кто ее поддерживал – христианами.

С рождением сына Божьего отсчитывается новая эра – наша эра. О том, что Христос был реальной личностью, повествует Библия, священная книга евреев и христиан и некоторые источники, которые прошли проверку на достоверность современной наукой.

Христос учил людей, что духовное усовершенствование происходит только путем крещения. Этот шаг облегчает душу, сердце и дает понимание всей несправедливости жизни на земле. Избавиться от пороков и грехов можно только через любовь к единому Богу и веру в Иисуса Христа. Для того чтобы очиститься духовно и морально, человеку необходимо придерживаться христианских заповедей. Всего их 10. И каждый из нас в той или иной мере знаком с ними.

Христианство во время правления императора Константина было признано в 325 году государственной религией в Римской империи. Поскольку христианство очень быстро набрало обороты и стало едва ли не господствующей религией, то такой шаг Константина должен был способствовать укреплению его власти и власти империи на международной арене.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, когда зародилось христианство.