Это предписание - повеление Аллаха, ниспосланное вам. А кто боится Аллаха, исполняя Его повеления и предписания, тому Аллах простит дурные деяния и увеличит награду

Сказал Всевышний Аллах: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения. И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Ат-Таляк: 2-3)

По мнению Абдуллаха ибн Аббаса смысл аята "Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения" заключается в том, что Всевышний Аллах оградит своего раба от всякой печали как в этой жизни, так и в следующей.

Раби ибн Хайсам сказал: " Аллах оградит человека от сомнительного при жизни и от мучений в момент смерти".
Абдуллах ибн Масуд и Масрук сказали: " Следует знать, что все случается по Воле Аллаха и все в Его власти. Он дает если пожелает и не дает, если не пожелает. И в этих словах облегчение для верующих".

Даххак и Икрима сказали: " Кто из страха перед Аллахом разведет свою жену в соответствии с Его указом, не использовав все три права на таляк за один раз - тому Аллах укажет путь к ее возврату и таким образом будет найден выход."

По мнению Судди в вышеупомянутом аяте имеется ввиду развод и возврат жены согласно сунне.

Смысл заключительной части и причина ниспослания следующего аята связана с историей, произошедшей с сыном Ауфа бин Малика аль Ашджаи , который попал в плен и его отец с этим печальным известием обратился к посланнику Аллаха ﷺ , на что посланник Аллаха сказал ему проявлять терпение и ожидать от Аллаха разрешения положения. В последствии его сыну удалось сбежать из плена, о чем упомянуто в некоторых хадисах.

"И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело."

Тому, кто будет бояться Аллаха, Он пошлет рызк оттуда, откуда верующий никогда бы не надеялся и не ожидал получить его. Достаточно Аллаха тому, кто уповает на Него полным упованием, вручив Ему исход своих дел. Аллах непременно исполнит Свое обещание, независимо от того, уповает на его раб или нет. Но лишь уповающий получит прощение и награду, другие же лишены этого.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Однажды, когда я сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой.Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли».

Ахмад 1/293, аль-Хаким 3/541-542 и ат-Тирмизи 2516.

تفسير الطبري

Мухаммад ибн Джарир ат Табари / 28й джуз

6. Поселяйте разведённых женщин (на время установленного срока) в одном из ваших жилищ по вашему достатку, не причиняйте им вреда, чтобы утеснить их в жилище. А если они беременны, то расходуйте на них, пока они не разрешатся от бремени. Если разведённая женщина кормит грудью ваших детей, то платите ей за кормление и будьте друг с другом великодушными, и избавьтесь от упрямства. Если же вы не договоритесь между собой из-за скупости или упрямства, то пусть отец нанимает кормилицу вместо разведённой матери.

7. Пусть состоятельный расходует на разведённую жену согласно его богатству, которым Аллах наделил его. Тот, у кого нет достаточных средств, пусть расходует (на разведённую жену) из того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует с человека больше того, что Он дал ему (из удела). Аллах непременно после стеснения (в средствах) дарует облегчение.

Мы подвергли много селений, жители которых, превозносясь, высокомерно ослушивались повелений своего Господа и Его посланников, суровой расплате: Мы сочли все их деяния и рассчитались с ними за них. Мы подвергли их мучительному наказанию. И они вкусили тяжкую кару как воздаяние за их мерзкие деяния. И их дела кончились огромным убытком для них.

10-11. Аллах уготовил для заносчивых жителей селений мучительное наказание. Так бойтесь же гнева Аллаха, о обладатели здравого разума, которые уверовали! Аллах направил к вам благородного, достойного посланника, чтобы он читал вам айаты Аллаха, различающие истину от лжи, и вывел тех, которые уверовали и совершали благочестивые деяния, из мрака заблуждения к Свету руководства к верному пути. А кто верует в Аллаха, вершит благодеяния, того Аллах введёт в райские сады, где текут реки, и там он вечно пребывать будет. Поистине, Аллах даровал благочестивому верующему прекрасный удел!

12. Аллах - Тот, кто сотворил семь небес и столько же земель. Нисходят между ними повеления Аллаха и Его Откровения, чтобы вы знали, что Он - Всемогущий! Он властен над всякой вещью и объемлет всякую вещь Своим знанием!

Кулиев

Сура 65 «Развод»

1. О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе.

Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения

И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи.

Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела.

Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду.

Поселяйте их там, где вы живете сами - по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему. Если же вы станете обременять друг друга, то кормить для него будет другая женщина.

Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение.

8. Сколько городов ослушались повелений своего Господа и Его посланников! Мы представили им суровый счет и подвергли их ужасным мучениям.

Они вкусили пагубные последствия своих деяний, и исходом их деяний стал убыток.

Аллах приготовил для них тяжкие мучения. Бойтесь же Аллаха, о обладающие разумом, которые уверовали. Аллах уже ниспослал вам напоминание -

11. Посланника, который читает вам ясные аяты Аллаха, чтобы вывести тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, из мраков к свету. Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!

Аллах - Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь.

Порохова

Сура 65 «Развод»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1.
О пророк! Когда даете вы развод своим супругам,
То разводитесь в срок, для них определенный,
И срок отсчитывайте верно.
Страшитесь разгневить Аллаха, вашего Владыку!
И из домов, принадлежащих им, не изгоняйте их,
И сами не должны они свой дом покинуть,
Коль явный блуд они не совершили.
Вот те границы, что Аллах установил.
И каждый, кто нарушит их,
Зло причинит своей душе,
И вы не знаете - ведь волею Аллаха
Перемениться может все.

2.
Когда же истечет назначенный им срок,
Верните их с достоинством обратно
Или с достоинством расстаньтесь с ними
И призовите двух свидетелей из вас,
(Известных) справедливостью своею.
И установят пусть свидетельство свое
Они (как будто) пред Аллахом.
Сие есть предписание для тех,
Кто верует в Аллаха и Последний День.
Кто гнева Господа страшится,
Тому Господь устроит Свой исход

3.
И даст ему потребное (для жизни),
Откуда он не ведает совсем.
И кто на Господа свои молитвы возлагает,
Тому не надо никого, кроме Него, -
Ведь Он один вершит все назначенья.
Поистине, Он меру должную всему установил.

4.
Для женщин, у которых по годам уж завершен их рЕгул,
Но если все ж у вас сомненья есть,
Срок (ожидания развода) - три месяца,
Как равно и для тех, у коих еще не было регула.
Тех женщин, кто во чреве жизнь несет,
Вам нужно ждать, пока они не сложат ношу.
Но облегчит все тяготы Господь
Тем, кто страшится Его гнева.

5.
Сие есть повеление Аллаха,
Которое для вас Он ниспослал,
И тем, кто гнева Господа страшится,
Награду увеличит Он и снимет все грехи.

6.
И пусть (за время прохождения иддата)
Живут они в условиях таких же, как и вы,
Согласно вашему достатку.
Им утеснений в доме не чините.
А коль несут они во чреве жизнь,
Расходуйте на них,
Пока они своей не сложат ноши.
И коль они выкармливают ваше чадо,
Выплачивайте им вознагражденье.
И меж собой с достоинством ведите разговор,
Но если затруднитесь (в этом разговоре),
То пусть другая женщина вскормИт дитя.

7.
И пусть богатый человек
Согласно своему достатку тратит.
А тот, чья доля сочтена,
Пусть тратит из того, чем одарил Его Аллах.
Ведь не возложит Он на душу груз,
Что больше, чем Он ей назначил;
За каждой тяготой пошлет Он облегченье.

8.
Ведь сколько поселений (на земле)
От повелений Господа надменно отреклись,
Ослушались посланников Его!
Расчетом сильным Мы их рассчитали
И предали их тяжким наказаньям (на земле).

9.
Тогда они сполна вкусили от плодов своих поступков,
И их концом была (всеобщая) погибель.

10.
Аллах для них суровую расплату уготовил,
А потому страшитесь Его гнева
Все, кто уверовал (в Него),
И те, кто обладает разуменьем, -
Аллах, поистине, послал напоминанье вам -

11.
Посланника, который вам знамения Господни
Толкует ясным языком,
Чтобы из мрака к свету повести
Благотворящих и уверовавших (в Истину Его).
Введет Он их в Сады, реками омовенны,
И вечно пребывать им там, -
Поистине, Аллах для них
Прекраснейшую долю уготовил.

12.
Аллах есть Тот, Кто создал семь небес и столько же земель.
Меж ними повеления Его нисходят,
Чтоб знали вы всю силу Его мощи
И всеобъемлющий охват Его познанья!

Османов

Сура 65 «Развод»

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. О Пророк! Когда вы (т. е. Муслимы) даете женам развод, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счет сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному.

2. Когда они выдержат установленный срок, то оставьте их[у себя] с добром или же отпустите согласно разуму и шариату. При этом призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас (т. е. муслимов) и подтвердите свидетельство перед Аллахом. Таково наставление тому, кто верует в Аллаха, в Судный день. Тому, кто боится Аллаха, Он дает выход [из положения],

3. обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет. Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его [как покровителя]. Воистину, Аллах доводит до конца свое веление. Аллах предопределил меру для каждой вещи.

4. Те из ваших жен, у которых прекратились месячные, если вы сомневаетесь [по возрасту в их беременности], то установленный им срок [до вступления в новый брак] - три месяца, как и для тех, которые не достигли [возраста] месячных. Для тех же жен, которые беременны, установленный срок - до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он дарует облегчение в его трудностях.

5. [Все] это - веление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто страшится Аллаха, Он простит злые деяния и увеличит вознаграждение.

6. Поселяйте их там, где вы сами поселились - по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, дабы не поставить в трудное положение. А если они беременны, то содержите их, пока не разрешатся от бремени. Если они кормят [грудью] ваших [детей], то платите им и ведите между собой переговоры по-доброму. Если же вы не договоритесь по-доброму, то приглашайте [для кормления] кормилицу.

7. Пусть обладающий достатком уплачивает [разведенной жене] согласно своему достатку. Тот же, кто стеснен в средствах, пусть уплачивает часть того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует ни с кого большего, чем Он даровал ему. И после лишений Аллах непременно дарует облегчение.

8. О, сколько городов ослушались велений Господа своего и Его посланников! Мы послали им суровую расплату и наказали их тяжкой карой.

9. И они вкусили кару за свои деяния, и их деяния обернулись ущербом [для них].

Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения!

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (сура «Ат-Талак» 2-3).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: ««Тому, кто боится Аллаха» посредством выполнения того, что приказал Аллах, и оставления того, что запретил Он , «Аллах создает выход из положения». Он создает ему выход из любого трудного положения. Всякий раз, как он оказывается в затруднительном положении, и он проявляет богобоязненность, Аллах создает ему выход из положения, независимо от того, постигла ли его трудность в его жизни, имуществе, детях, обществе и прочем. Если ты боишься Аллаха, то будь уверен в том, что Всемогущий и Великий Аллаха скоро создаст тебе выход из любого трудного положения. Верь в это, поскольку стоит Аллаху сказать: «Будь!» - как это сбывается.
И сколько было тех, которые боялись Аллаха и которым Он создавал выход из положения!…
Далее Всевышний Аллах сказал: «…и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает». Это еще одна великая польза (проявления богобоязненности)! Всевышний Аллах наделит тебя уделом оттуда, откуда ты даже не предполагал.
Например, если допустить, что человек зарабатывал деньги запретным путем, как, например, путем обмана, или же ростовщичества и прочего, затем ему сделали наставление относительно его запретного заработка, вследствие чего он оставил этот заработок ради Аллаха, то Аллах скоро создаст ему выход из положения и наделит его уделом оттуда, откуда он даже не предполагал. Однако ты не спеши! И не думай, что если задержится твой удел, то это значит, что ты не получишь его. (Нет), однако, Аллах может испытать человека, задерживая награду, дабы проверить его, вернется ли человек к прежнему греху или нет. Например, если ты зарабатывал путем ростовщичества (риба), после чего кто-то из мусульман сделал тебе увещевание, призывая тебя оставить этот запретный заработок, затем ты оставил это, но ты месяц или два не получаешь никакого удела, то не отчаивайся и не говори: «Где же мой приход удела (ризка) оттуда, откуда я даже не предполагаю?!». Напротив, жди и верь в обещание Аллаха, и ты получишь обещанное (а обещание Аллаха является непреложной истиной - прим. переводчика). Поэтому пришло в хадисе, в котором Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Каждому из вас будет отвечено (когда он обращается к Аллаху с мольбой), пока он не торопится (в ожидании ответа), говоря: «Я обратился с мольбой (к Аллаху), но не получил ответа!». (Поэтому) терпи, оставь то, что запретил Аллах, и жди облегчения и удела оттуда, откуда даже ты не предполагал» (см.: «Шарх Рияд ас-Солихиин» 1\271-272).

_____________________________________
Богобоязненность, или иными словами, боязнь Аллаха, - это когда человек совершает то, что защитит его от наказания Аллаха. А то, что защитит его от наказания Аллаха, является выполнением приказов Аллаха и оставлением запретов Его. Именно поэтому шейх Ибн ‘Усеймин в толковании слов Всевышнего «Тому, кто боится Аллаха» сказал: ««Тому, кто боится Аллаха» посредством выполнения того, что приказал Аллах, и оставления того, что запретил Он» - прим. переводчика.

Всевышний Аллах сказал: «Он - Творец небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» - как это сбывается» (сура «аль-Бакара» 117) - прим. переводчика.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُوا الشَّهَادَةَ لِلَّهِ ذَلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا Транслит Fa"idh ā Balagh na "Ajalahunn a Fa"am sikūhunn a Bima`rū fin "Aw Fār iqūhunn a Bima`rū fin Wa "Ash /hidū Dh away `Ad lin Min kum Wa "Aqīmū A sh -Sh ahādata Lillahi ۚ Dh ālikum Yū`ažu Bihi Man Kā na Yu"uminu Bil-Lahi Wa A l-Yawmi A l-"Ā kh ir i ۚ Wa Man Yattaqi A l-Laha Yaj `al Lahu Makh rajāan Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения А когда они [разведенные женщины] достигнут своего предела [когда приблизится срок завершения их ‘идды], то удерживайте их (о, мужья) [возвращайте до истечения срока ‘идды] согласно принятому [добрым образом и с намерением соблюдать их права по шариату и как принято среди людей] или расставайтесь с ними [позвольте, чтобы вышел срок их ‘идды] согласно принятому [не причиняя им вреда]. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призовите в свидетели двух справедливых (мужчин) из числа вас [верующих] и (о, свидетели) исполняйте свидетельство (только) ради Аллаха (а не для чего-либо другого) . Этим [тем, что Аллах повелел] увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день [в День Суда]. А кто будет остерегаться (наказания) Аллаха [исполнять Его повеления и отстраняться от Его запретов], тому Он сделает выход (из любого затруднительного положения) Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения Ибн Касир

Всевышний Аллах говорит, что когда срок «"идда» подходит к концу, но еще не совсем истек, муж должен решить: либо оставить свою жену у себя, т.е. вернуть ее и продолжать супружеские отношения (بِمَعْرُوفٍ ) «по-хорошему», а именно: по-доброму обращаться с ней, или отпустить ее (بِمَعْرُوفٍ ) «по-хорошему», т.е. без скандалов, обвинений и оскорблений. В таком случае он должен развестись с ней достойным образом.

Слова Аллаха: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас», т.е. если решите вернуть свою жену. Однажды "Имрана ибн Хусейна спросили о мужчине, который развелся со своей женой, а затем вступил с ней в половую близость, но он не призвал свидетелей засвидетельствовать его развод и возврат жены. "Имран сказал: «Ты развелся не в соответствии с Сунной и вернул не в соответствии с Сунной! Когда хочешь разводиться, то разводись при свидетелях и возвращай при свидетелях, и больше так не делай!» (передали Абу Дауд и ибн Маджа) .

Ибн Джурайдж сообщил, что "Атаа а словах Аллаха: (وَأَشْهِدُواْ ذَوَى عَدْلٍ مِّنكُمْ ) «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас», сказал: «Не допустим брак, развод и возврат разведенной жены без двух справедливых свидетелей, как сказал Всемогущий и Великий Аллах, без уважительной причины».

Аллах сказал: (ذَٰلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ يُؤْمِنُ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلآخِرِ ) «Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день». Другими словами: «Наш приказ призывать свидетелей в таких случаях и составлять свидетельство исполняют те, кто верует в Аллаха и в Последний день и кто боится наказания Аллаха в следующей жизни».

Слова Аллаха: (وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لاَ يَحْتَسِبُ ) «А тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» - т.е. тому, кто остерегаясь (наказания) Аллаха выполняет Его предписания и избегает Его запретов, Аллах создаст выход из его трудностей и наделит его уделом, откуда он и не думал. "Абдулла ибн Мас"уд сказал: «Самый объемный по своему значению аят в Коране - это: (إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُ بِٱلْعَدْلِ وَٱلإْحْسَانِ ) "Воистину Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро" (16:90) . Самый великий аят Корана, содержащий утешение: (وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً ) "Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения" (

1. Таква (богобоязненность)

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи »(65:2-3).

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали» (7:96).

2. Стремление к прощению и покаяние

«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он - Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).

«О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и приумножит вашу силу. Посему не отворачивайтесь, будучи грешниками» (11:52).

«Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого» (11:3).

3. Tаваккуль (упование на Всевышнего)

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, если вы будете уповать на Аллаха истинным упованием, непременно будете наделены уделом, подобно птице, которая ранним утром улетает с пустым желудком, а возвращается уже вечером с полным желудком».

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:2-3).

«Лучше бы они довольствовались тем, что дали им Аллах и Его посланник, и сказали: «Нам достаточно Аллаха. Аллах одарит нас из Своей милости, а также Его посланник. Воистину, мы устремляемся к Аллаху!» (9:59).

4. Постоянное поклонение Аллаху

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Аллах сказал: «О, сын Адама! Посвяти себя поклонению Мне, и (тогда) Я наполню твою грудь чувством достатка и закрою твою бедность, в ином же случае, Я наполню твои руки занятостью и не закрою твою бедность».

5. Благодарность Всевышнему

Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

6. Совершение хаджа и умры

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Чередуйте хадж с умрой, ибо, поистине, они изгоняют бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех выдувает окалину из железа, золота и серебра, а за безупречный хадж единственным воздаянием будет только Рай».

7. Укрепление родственных уз

В хадисе сказано: «Кто хочет, чтобы раскрылся перед ним удел этой жизни, и продлились его годы, то пусть соединяет родственные узы».

8. Тратить на пути Аллаха

«Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (34:39).

В другом хадисе-кудси сказано: «О сын Адама, расходуй из своего добра, и Я буду расходовать на тебя».

9. Переселение на пути Аллаха

«Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие. Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах - Прощающий, Милосердный» (4:100).

10. Никах

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах - Объемлющий, Знающий» (24:32).

11. Поддержка

При жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (в Медине) жили два брата, один из которых постоянно приходил к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а другой зарабатывал на жизнь своим ремеслом. (Однажды) тот, кто зарабатывал, пожаловался Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на своего брата, а он сказал: «Возможно, что удел твой даруется тебе благодаря ему».

12. Доброта по отношению к бедным

В хадисе сказано: «Не прекратит Аллах помогать рабу в его нужде до тех пор, пока сам раб не перестанет помогать в нужде своему брату».

13. Честность

В хадисе сказано: «Продавец и покупатель имеют право удержать или вернуть товар до тех пор, пока они не разошлись или не разойдутся; и если обе стороны говорили правду и раскрывали недостатки и качества (товара), то тогда они будут благословлены в своей сделке, а если они лгали или что-то скрыли, то блага этой сделки будут утеряны».

14. Помнить об Ахирате

В хадисе сказано: «Если человек сделает своей целью ахират, то Аллах сделает богатым его сердце, и этот мир будет ходить за ним униженным. Но, если человек сделает своей целью этот мир, то он будет погружен в беспокойства. И в этой жизни никто не получает больше того, что было ему предписано».

15. Стремление к истинному

«Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжите Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. «Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (73:20).

«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены. Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещенными» (17:18-20).