Дух в видении голубине. Объяснение главных молитв богоявления, или крещения господня


СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Знаменася на нас - открылся нам.

В разуме - сознательно.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.


Прокимен


Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять
(Пс. 113, 3).

Вспять - назад.

Ирмосы первого канона

1. Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя, крепкий во бранех Господь, яко прославися.

Перевод: Неодолимый в войне Господь явил дно глубины (морской) и по нему, как по суше, провел народ Свой, а сопротивных потопил. Славно имя Его!

3. Крепость даяй царем нашим Господь и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопиим: несть свят, яко Бог наш.

Перевод: Господь, дающий силу царям нашим и возвеличивающий могущество помазанников Своих, рождается от Девы и приходит принять крещение. Мы, верные, воскликнем Ему: нет святого, кроме Тебя, Бог наш!

4. Услышах, Господи, глас Твой, егоже рекл еси глас вопиющаго в пустыни, яко возгремел еси над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну, весь быв сошедшаго Духа, возопи: Ты еси Христос, Божия мудрость и сила.

Перевод: Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал голосом вопиющего в пустыне (Предтечу), когда Ты возгремел над многими водами (Иордана), свидетельствуя о Твоем Сыне, он (Предтеча), исполнившись явившегося Духа, воскликнул: Ты - Христос, Божия Премудрость и Сила!

5. Иисус, живота начальник, разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает во Иордане; в немже вражду убив, преимущь всяк ум мир дарует.

Перевод: Иисус, начальник жизни, идет разрешить осуждение первосозданного Адама и, как Бог не имея нужды в очищении, для падшего очищается в Иордане, где, убив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.

6. Глас Словесе, светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, покайтеся, всем вопиет людем, и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли мир избавляяй.

7. Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившияся, шумящь дух росный невредимы сохрани и Божия Ангела снизхождение. Темже в пламени орошаеми, благодарственно воспеваху: препетый отцев Господи и Боже, благословен еси.

Перевод: Благочестивых юношей, находившихся в огненной печи, сохранили невредимыми шумный ветер с росою и сошествие Ангела Божия. Посему, быв орошаемы среди пламени, они с благодарностию воспевали: благословен Ты, Преславный Господи и Боже отцов.

8. Тайну преславную Вавилонская показа пещь, источившая росу, яко струями имяше невещественный Огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.

Перевод: Вавилонская печь, источив росу, изобразила то чудное таинство, что Иордан имел принять в струи (свои) невещественный Огонь и объять крещающегося плотию Творца, Которого люди благословляют и превозносят во все веки.

Величай, душе моя, честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

9. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.

Перевод: Никакой язык не в силах достойно восхвалить Тебя, Богородица, и даже горний ум недоумевает, как воспеть Тебя. Но, как благая, приими веру, потому что любовь нашу Божественную Ты знаешь, ибо Ты предстательница христиан, Тебя мы величаем.

Крещение Господне (Богоявление) – один из двунадесятых православных церковных праздников, который отмечается 19 января 2019 года. Он имеет 4 дня предпразднества и 8 дней попразднества.

В эти дни в храмах идут торжественные богослужения, на которых читаются особые молитвы на праздник Богоявления. Какие молитвы читают на Крещение Господне? Это тропарь, кондак и величание.

Молитвы на Крещение Господне

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Перевод:
«Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!»

Кондак Крещения Господня

глас 4-й
«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.»
Перевод:
«Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
Перевод:
«Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана».

Основная молитва на праздник Богоявления

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Единородный, от Отца прежде всех век рожденный, Свете от Света, просвещаяй всяческая, в последняя же лета от Пресвятыя Девы Марии нетленно воплощенный и в мир сей на спасение наше пришедый!
Ты бо не потерпел еси видети от диавола мучима рода человеча и сего ради в пресветлый день Богоявления Твоего пришел еси на Иордан ко грешником и мытарем креститися от Иоанна, безгрешен сый, да исполниши всякую правду и да возьмеши в водах Иорданских грехи всего мира, яко Агнец Божий, во еже понести я на Себе и искупити Крещением крестным, пречистою Кровию Твоею.
Сего ради погрузившуся Тебе в водах, отверзошася Тебе небеса Адамом заключенная и Дух Святый сниде на Тя в виде голубине, просвещение и обожение носяй естеству нашему, и Пребожественный Отец Твой возвести Тебе небесным гласом благоволение Свое, зане сотворил еси волю Его и человек грехи восприял еси и Себе на заклание уже предуготовал еси, якоже Сам рекл еси:
«Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю”, и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго.
Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чаюше свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их.
Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет.
Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает рехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай.
Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Теперь вы знаете, какие молитвы читают на Крещение Господне. С праздником вас, дорогие христиане!

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 3, ст. 19-22.

3.19. Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого,

3.20. прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

3.21. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

3.22. и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий:

(Лк. 3, 19–22)

Прежде чем перейти к повествованию о начале общественного служения Иисуса Христа, евангелист Лука заключает свою речь словами о судьбе Иоанна Крестителя.

Ирод Антипа управлял Галилеей и Переей. Будучи женат, Ирод Антипа вступил в сожительство с Иродиадой, женой своего брата Филиппа, еще при жизни брата. Такое сожительство воспрещалось законом, а потому Иоанн упрекал Ирода в совершении явного беззакония.

Понятно, что Иродиада смотрела на Иоанна как на своего врага и хотела избавиться от него. Но так как сама она не имела власти казнить ненавистного ей пророка, то всячески старалась влиять на Ирода, не раз упрашивая его убить Иоанна. Вероятно, Ирод по временам поддавался этому влиянию, соглашаясь исполнить желание Иродиады, но как только собирался приступить к осуществлению ее замысла, невольно останавливался.

Борис Ильич Гладков пишет: «Народ почитал Иоанна за пророка, и потому его убийство могло вызвать народное волнение, чего особенно боялся Ирод; кроме того, при всей своей нравственной распущенности Ирод понимал, что Иоанн не простой человек, что он по праведности своей должен считаться святым, и потому боялся его самого… Уважая Иоанна за его святость, пользуясь его советами, с удовольствием беседуя с ним… слабохарактерный Ирод, после долгой борьбы со злобой Иродиады, уступил; но, не решаясь, однако, убить Иоанна, ограничился заключением его в темницу, в крепости Махерон, расположенной на восток от Мертвого моря».

Так как Иисус Христос был не только Богом, но и Человеком, то Своим примером Он должен был показать другим, как надо относиться к Божиим повелениям. Вот почему Иисус, как Человек, ранее исполнив все заповеди Господни, начинает Свое служение исполнением последней ветхозаветной заповеди, возвещенной Богом через Иоанна, и крестится.

Евангелист Лука так повествует о Крещении Спасителя: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21–22).

Блаженный Феофилакт поясняет: «Дух Святый нисшел на Иисуса, чтобы мы познали из сего, что и на нас, когда крещаемся, приходит Дух. Ибо Господь не имел нужды в Духе, но все творит ради нас и Сам бывает первенцем во всем, что мы имели принять впоследствии, чтобы быть первородным во многих братиях. Как голубь , чтобы мы научились, что нам нужно быть кроткими и чистыми. И, как при Ное голубь изображал успокоение гнева Божия, так и здесь Дух Святый, потопив грех, примирил нас с Богом».

Необходимо также указать, что евангелист Лука подмечает здесь, как и при описании нескольких других ключевых событий, что в момент важного откровения Спаситель молится. Крещение было началом служения Иисуса в качестве Мессии, и, следовательно, важнейшим в Его жизни событием, и, конечно, Дух и Глас Божий поддерживают Спасителя, даруя Ему силу, в которой Он нуждается для начала Своего служения.

Фраза Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 22) состоит из двух цитат: слова Ты Сын Мой Возлюбленный являются отрывком из Псалтири и всегда воспринимался как описание Царя Мессии:

Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7).

В небесном Гласе в Тебе Мое благоволение эхом отдаются слова пророка Исаии о том, что Мессия будет послан людям как Слуга, Который перенесет страдания и смерть за Свой народ и весь мир.

Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Ис. 42, 1).

Отсюда становится очевидным, что в момент Своего Крещения Господь еще раз осознал, что, во-первых, Он Мессия, помазанный Богом Царь, и что, во-вторых, впереди Его ожидают страдания и крест.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Голос Бога Отца: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! был указанием Иоанну […] на Божественное достоинство Крещаемого, как Сына Божия, в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца, и, вместе с тем, как бы ответом Отца Небесного Своему Божественному Сыну на Его молитву о благословении на великий подвиг служения для спасения человечества».

Таким образом, Глас небесный является чудесным подтверждением того, что Христу уготовано предназначение, в котором сочетаются и царское достоинство, и смирение, и страдания избранного служителя Божьего.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам и о Таинстве нашего собственного Крещения, через которое мы призваны к праведной жизни во Христе.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Слушая повествование евангелистов о Крещении Иисуса Христа и о явлении на Иордане всей Святой Троицы, нельзя не остановить своего внимания на том виде, в каком Дух Святой явился во время Крещения Господа.

Почему Третье Лицо Пресвятой Троицы — Дух Святой явился на Иордане в виде голубя, тогда как во время сошествия Святого Духа на апостолов Он явился в виде огненных языков?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к тем обстоятельствам, при которых совершилось Крещение Иисуса Христа. Евангелисты повествуют, что когда явился в пустыне с проповедью о покаянии святой Иоанн Предтеча, то к нему приходили разных званий и состояний люди, исповедовали перед ним свои грехи, и, в знак очищения, крестились в водах реки Иордана. Таким образом, было понятно, что крещающиеся в Иордане были грешники, наперед исповедовавшие свои грехи. Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну, чтобы принять от него Крещение, не потому, чтобы имел в этом нужду, но чтобы в Себе Самом показать нам пример заботы о своей душе, о своем спасении. Как вода смывает с тела грязь и всякую нечистоту, так исповедание грехов перед служителем и посланником Божиим очищает душу нашу от грехов, если мы сознаем свою виновность перед Богом, скорбим об этом и решаемся по возможности избегать грехов.

Люди, которые пришли к Иоанну Крестителю, видели, что Иисус Христос принял Крещение. Не зная, что Он Бог, и следовательно — безгрешен, они могли думать, что и Иисус Христос пред Крещением исповедал Свои грехи. И вот, чтобы засвидетельствовать перед всеми людьми, что Иисус Христос хотя и крестится, но безгрешен, как Бог, Дух Святой принимает на Себя образ того существа, которое служит символом чистоты и невинности — образ голубя.

Из этого видно, что Дух Святой сходит только на святых, а в грешных людях Он не может обитать, потому что грех препятствует Ему соединиться с нашей душой. Вот почему в молитве ко Святому Духу мы просим Его, чтобы Он пришел, очистил наши души от всякой греховной скверны и вселился в нас. Если люди считают для себя невозможным жить в грязном помещении, тем более Дух Святой, Который есть чистейшее существо, не может обитать в грешной душе, как нечистом доме. Поэтому каждый христианин должен тщательно заботиться об очищении своей души от грехов. Если мы сами не в силах очистить себя от греховных скверн, то по крайней мере должны в молитве к всемогущему Богу, к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, ежедневно взывать: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Когда душа наша соделается достойным жилищем Духа, тогда она будет приготовлена в вечное жилище Пресвятой Троицы: Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь!

Протоиерей М. ПОТОРЖИНСКИЙ


Тропарь, глас 1:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, / возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, / и Дух, в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние; / явле́йся, Христе́ Бо́же, / и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане.

Тро́ическое яви́ся поклоне́ние - явилось поклонение Святой Троице.

Свиде́тельствоваше Тебе́ - свидетельствовал о Тебе, засвидетельствовал Тебя.

Изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние - подтвердил истину, достоверность этого слова.

Явле́йся, просвеще́й - явившийся, просветивший (причастия).

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди ...- пример дательного самостоятельного , характерного оборота церковнославянского языка (см. перевод).

Кондак, глас 4:

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней, / и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас, / в ра́зуме пою́щих Тя: / прише́л еси́ и яви́лся еси́, / Свет Непристу́пный.

Днесь - сегодня.

Зна́менася - запечатлелся.

В ра́зуме - сознательно.

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося от Иоа́нна в вода́х Иорда́нских.

Задостойник

Припев: Велича́й, душе́ моя́, Честне́йшую го́рних во́инств Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу.

Ирмос 9-й песни канона: Недоуме́ет всяк язы́к благохвали́ти по достоя́нию, изумева́ет же ум и преми́рный пе́ти Тя, Богоро́дице; оба́че Блага́я су́щи, ве́ру приими́, и́бо любо́вь ве́си боже́ственную на́шу: Ты бо еси́ христиа́н Предста́тельница, Тя велича́ем.

Недоуме́ет - не имеет средств, беден.

Благохвали́ти - благоговейно восхвалять.

Изумева́ет - недоумевает, изумляется, выходит за пределы свои.

Преми́рный - надмирный, горний.

Оба́че - но.

Ве́си - Ты знаешь.

Боже́ственную - внушенную Богом, вдохновенную.

Канон на Богоявление, из которого взят этот задостойник - творение прп. Космы Маиумского. Второй канон праздника создан прп. Иоанном Дамаскиным.

Событие Крещения Господня

Вот полное название этого праздника: Святое Богоявление - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место на западном побережье Иордана и Мёртвого моря, где пророк Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской».

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый учителю веры.

Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Люди входили в воды Иордана, исповедуя свои грехи, и вода реки как бы смывала эти исповеданные грехи - в этом состояло крещение покаяния.

Вот какое Евангелие читается в сам день праздника:

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение . (Мф. 3, 13–17)

Христос настоял на крещении не потому, что Сам имел нужду в нем, но для того, чтобы «исполнить всякую правду» - т. е. исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех», освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13­–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов , потому что Бог есть Свет и явился просветить «седя́щих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Великое водоосвящение

Особенность этого праздника составляют два великие водоосвящения , так называемые в отличие от малого (которое может совершаться во всякое другое время). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Читаются удивительные по силе и красоте молитвы, а освященную на молебне крещенскую (Богоявленскую) воду православные христиане хранят дома в течение всего года и употребляют по малой капле, а в случае болезни или тяжелых искушений - и помногу. Окропляем мы этой водой и жилище, включая «скаредные», то есть скрытые и даже «нечистые» места, и святыня пронизывает нашу жизнь.

Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме, а другое - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.

Во время крестного хода на водосвятие поются следующие тропари:

Глас Господень на вода́х вопие́т, глаголя: прииди́те, приими́те вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, я́вльшагося Христа.

Вопие́т, глаголя - взывает, говоря.

Днесь вод освяща́ется естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвраща́ет струи, Владыку зря креща́ема.

Яко человек на реку прише́л еси́, Христе Царю́, и рабское крещение прия́ти тщи́шися, Блаже, от Предте́чеву руку́, грех ради наших, Человеколю́бче!

От Предте́чеву руку́ - от рук Предтечи.

Слава отцу и Сыну и Святому Духу.

Ко гласу вопию́щаго в пустыни, угото́вайте путь Господень, прише́л еси́, Господи, зрак рабий прии́м, крещения прося́, не ве́дый греха. Ви́деша Тя воды и убоя́шася, тре́петен бысть Предтеча, и возопи́ глаго́ля: ка́ко просветит светильник Света, како руку́ положи́т раб на Владыку? Освяти́ мене́ и воды, Спасе, взе́мляй ми́ра грех.

Зрак рабий прии́м - - приняв вид раба.

Ка́ко просветит светильник Света? - как светильник может осветить Свет? Светильником назвал Предтечу позже Сам Спаситель: Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его (Ин. 5, 35).

Подготовила Елена Тростникова