Что такое проклятие? Еврейское проклятие: правда или миф? Как проклясть еврея.

Десять избранных раввинов встречаются в полночь в синагоге. Они разжигают черные свечи, трубят в шофар и читают определенные отрывки из книги "Зоар".

Если тот, против кого оно направлено, действительно заслуживает наказания за содеянное и представляет собой серьезную опасность для еврейского народа, этот человек скончается в течение года. Если раввины ошиблись, проклятие обернется против них самих.

Вот, что известно про каббалистическое проклятие "пульса денура". Существует ли оно на самом деле, и если да, то насколько действенно, идут споры.

Что такое "пульса денура"?

Само название "пульса денура" переводится со смеси латыни и арамейского как "удар огнем", "огненные розги". Раввин Элиягу Эссас говорит о «духовном огненном шнуре (ремне, кнуте), на который нанизаны огненные кольца». По сути, речь идет о наказании человека на духовном уровне, что, как следствие, отражается на его состоянии в мире физическом.

"Пульса денура" считается самым мощным проклятием и может быть направлено только против евреев – в отрывках из "Зоар" упоминаются "соблюдающие заповеди", а вносить изменения в текст проклятия крайне нежелательно.

Считается, что "пульса денура" - это крайнее средство, эдакое каббалистическое ядерное оружие, когда остальные варианты исчерпаны, поэтому его применяют крайне редко. Необходимо поставить в известность человека, что против него совершился обряд "пульса денура". Так ему дается возможность раскаяться и исправить ошибку.

Раввин-каббалист Йосеф Даян отмечает, что речь идет о молитве, призывающей Верховного судью вынести вердикт по делу конкретного человека. Если судья вызван понапрасну, и человек не виновен в том, что ему инкриминируют, вызвавший его как лжесвидетель получит то же наказание, которого пожелал тому, кого хотел осудить.

В каких еврейских текстах фигурирует?

Фраза "пульса денура", то есть "огненные розги", фигурирует в Талмуде в нескольких местах в качестве наказания для ангелов и высших сущностей, но при этому нигде не упоминается как церемония, направленная против людей или ритуал, приводящий к смерти.

* Трактат Йома стр 77а – удары "пульса денура", такое наказание получил ангел Гавриель,
* Трактат Хагига 15а – наказание Метатрона,
* Трактат Бава Меция 85б – наказание пророка Элиягу уже после того, как он оказался на небесах, за то, что он пытался смертным раскрыть некий небесный секрет,
* Трактат Бава Меция 47а, в котором рав Рава говорит раву Хуна: "Если бы тут был этот Леви, что спрашивал, я бы его побил ударами огня". Другими словами: "Я бы ему за такие дурацкие вопросы врезал, так чтобы искры из глаз посыпались", то есть исключительно образное выражение.

В книге "Зоар" несколько раз упоминается "пульса денура" как "огненные розги" в качестве наказания для грешников.

Как отмечает Нехама Полонски, если упоминание об обряде "пульса денура" и есть в еврейских текстах, то ни к мейнстриму иудаизма, ни к мейнстриму каббалы они не принадлежат.

Против кого применялась?

Церемония "пульса денура" с разной степенью успешности, возможно, проводилась против ряда выдающихся представителей еврейского народа.

– Элиэзер Бен-Иегуда, "отец современного иврита". Основанная им газета "ха-Цви" своими публикациями вызвала гнев ультраортодоксальной общины, и против лингвиста будто бы провели каббалистическую церемонию проклятия.
- Лев Троцкий – утверждается, что раввин Хафец-Хаим проклял его за то, что тот принес огромные несчастья еврейскому народу и старался отдалить евреев от религии. Впрочем, это сомнительно, потому что Хафец-Хаим скончался в 1933 году, а Троцкого убили в Мексике в 1940 году.
- Гершон Агрон, мэр Иерусалима. В 1959 году против него была проведена "пульса денура" из-за открытия бассейна на том месте, где ранее могли быть еврейские могилы. Спустя две недели он скончался.
- Эяль Рагонис, архитектор, спроектировавший и построивший комплекс "Гиват-Андромеда" в Яффо. Харедим посчитали, что строительство проводится частично на месте древнего еврейского кладбища. Бывший офицер спецназа Генштаба, 37-летний Рагонис вскоре перенес тяжелый сердечный приступ, от которого скончался.
- Ихцак Рабин, премьер-министр Израиля. Через месяц после проклятия был убит.
- Ариэль Шарон, премьер-министр Израиля. Через полгода впал в кому, а через восемь лет скончался. Известный публицист Авигдор Эскин утверждает, что лично принимал участие в обряде "пульса денура", направленного против Ариэля Шарона. Проклятие зачитали десять религиозных евреев на кладбище Рош-Пины. Его слова подтверждает известный каббалист Йосеф Даян, также присутствовавший на обеих церемониях.
- Эхуд Ольмерт, премьер-министр Израиля. В июле 2006 года группа правых активистов прочитала каббалистическое проклятие против Ольмерта на кладбище на горе Герцль. В январе 2014 года Ольмерт жив.
- Эхуд Нецер, археолог. Свою жизнь посвятил поиску могилы царя Ирода. Когда нашел, представители ультраортодоксальной общины предупредили его о том, что не стоит вскрывать ее, иначе он будет проклят ими. Нецер не послушал, и в октябре 2010 года, разговаривая с коллегами на вершине Иродиона, облокотился о деревянный парапет. Неожиданно перила оторвались, так как разрушились крепящие болты. Вместе с ними упал вниз и разбился насмерть и сам археолог.
- Нафтали Беннет, министр экономики в апреле 2013 года получил анонимное письмо, в котором сообщалось, что против него и его близких провели "пульса денура" за вред, причиненный им религиозной общине. "Тебя ожидают дни, полные горечи. С этого дня тебя твоя жизнь разрушена". В январе 2014 года Беннет жив.

Существуют и другие примеры проведения каббалистического обряда против тех или иных людей, но случаи, когда "пульса денура" срабатывала против проводящих их, мало известны.

Отношение властей к "пульса денура"

30 августа 2005 года юридический советник правительства Мени Мазуз принял решение не заводить уголовное дело на тех, кто провел церемонию "пульса денура" против Ариэля Шарона.

Мазуз отметил, что они обращались к высшим силам, а не к людям, и молитва-пожелание смерти человеку, хотя и не должна быть частью общественной нормы, но все же не является подстрекательством к убийству и укладывается в рамки свободы выражения.

Различные точки зрения на "пульса денура "

Григорий Котляр, первый русскоязычный реформистский раввин в Израиле:
Церемония "пульса денура" в ее нынешнем виде не упоминается ни в одном древнем или средневековом еврейском тексте. Более того, проклятия, особенно именем Бога неоднократно запрещаются Торой. В сущности, именно об этом говорит третья из Десяти заповедей – "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.".

Само выражение "пульса денура" в переводе с арамейского означает "огненный удар", причем слово пульс заимствовано из латыни, что свидетельствует об относительно позднем его происхождении. Оно встречается в книге Зохар, но в качестве наказания свыше, а не церемонии, проводимой по инициативе человека.

Судя по приводимым описаниям, современная "пульса денура" представляет собой вариацию древнего обряда отлучения от общины (херем). Налицо тот же антураж: десять евреев (миньян), погашение свеч, трубление в шофар. Да только херем, объявленный харедим в отношении светских евреев, никого не пугает, вот ему и придали новый смысл для непосвященных, чтобы страшно было. Так что скорее всего подлинный адресат "пульсы денура" не ангелы небесные, а суеверная и падкая на сенсации израильская публика и пресса.

М.Т.: Я верю в то, что "пульса денура" могли прочитать против Ариэля Шарона, и это проклятие привело к коме. С его действием мне пришлось столкнуться лично. Известный археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода, был другом нашей семьи. Помню, как он сидел у нас на кухне и высмеивал раввинов, которые "приговорили" его к проклятию за вскрытие могилы еврея Ирода, а буквально через неделю Нецер сорвался с вершины Иродиона и разбил голову о камни.

Пинхас Полонский, исследователь иудаизма:
"Пульса денура" – это не древний каббалистический обряд, а некий новодел, попытка усилить "херем" – отлучение от ультраортодоксальной общины. Когда в какой-то момент "херема" перестали бояться, придумали "пульса денуру".

Если бы современные каббалисты могли так жонглировать миром, как им предписывают, то не было бы Катастрофы, они бы вовремя изменили ход истории. Но каббалисты – не волшебники.

С другой стороны, есть некое равновесие в мире, назовем его справедливостью. Решение Шарона об "одностороннем размежевании" сломало тысячи судеб, его проклинали - не каббалисты, а обычные люди - и это ударило по нему бумерангом. Проклятие и благословение имеют силу в жизни. А в "пульса денура" верят те, кто ничего не понимают в каббале.

И добавлю от себя лично - с этим проклятием все как со всеми видами колдовства и молитв: если сработало значит оно реально - верьте. Если не сработало значит или а) такова воля Бога. б) делали неверно.

Эдуард Докс, Киев -- Иерусалим -- Киев

К нему часто бращаются с просьбой убрать шумного соседа или ненавистного конкурента, но он отвечает, что не занимается такими мелочами. Он дважды налагал проклятия на израильских премьер-министров. Даже правые экстремисты осуждают его методы ведения политического диалога. Но полиция и спецслужбы так и не сумели привлечь его к ответственности -- в уголовном кодексе просто нет соответствующей статьи. В эксклюзивном интервью Фокусу 62-летний раввин-каббалист Иосеф Даян поведал о таинствах проклятия "Пульса денура", рассказал, почему бывший премьер Ариэль Шарон находится в коматозном cостоянии, и пояснил, почему проклятие не применялось в отношении Сталина, Арафата, Ахмадинеджада.

Недоверие главе государства в демократической стране принято высказывать с помощью импичмента. Впрочем, делать ставки на подобную процедуру -- дело неблагодарное, поскольку за всю историю импичмент был принят всего трижды: в Литве, Бразилии и Индонезии. Но есть и другие, более действенные способы. К примеру, на главу государства можно воздействовать проклятием. Чего тут больше -- мистики или простого совпадения? Факты говорят сами за себя: политическая карьера двух премьер-министров (Ицхака Рабина и Ариэля Шарона) резко прерывалась после того, как к ним применяли проклятие "Пульса денура". Впрочем, нынешнему премьеру Эхуду Ольмерту не стоит опасаться судьбы своих предшественников. Несмотря на резкую критику политики Ольмерта, Иосеф Даян не считает его объектом для следующей молитвы-проклятия и предрекает ему более спокойное завершение карьеры.

Что такое "Пульса денура"?

Это прежде всего молитва. И как всякую молитву, ее может принять, а может и не принять Всевышний. Но бывает молитва-благословение и молитва-проклятие. Проклятие -- тоже молитва. Ведь она являет собой просьбу, которую ты выражаешь устно. Слово "молитва" на иврите происходит от слова "разговор". Так что я могу молиться и проклиная кого-нибудь. Здесь и появляется церемония "Пульса денура".

Говорят, это опасное дело...

Конечно. По Галахе (совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев -- Фокус), лжесвидетель получает то же наказание, что он задумал для другого. Вор, согласно закону, должен вернуть украденное, плюс его стоимость. Когда рассматривается дело об убийстве и свидетель лжет, обвиняя кого-то, то он заслуживает смертной казни, как за это преступление. Это логично и справедливо. Подобная ситуация с "Пульса денура". Когда ты просишь, чтобы произошло что-то очень нехорошее с кем-то, ты будто бы приводишь его на суд. Ты -- свидетель. "Я знаю, что он сделал что-то плохое, и Ты -- Высший Судья, Единственный Судья, осуди его!". Если я прошу для кого-то наказание незаслуженно, то могу навлечь беду на себя. Так что это совсем не детская игрушка и этим просто так заниматься не будут. Сколько раз делали "Пульса денура", мне не известно. Я делал это дважды. Один раз Ицхаку Рабину (был премьер-министром Израиля дважды -- в 1974-1977 гг. и 1992-1995 гг., убит еврейскими экстремистами в ноябре 1995 г. -- Фокус) и однажды Ариэлю Шарону (глава правительства Израиля в 2001-2006 гг., в январе 2006 г. пережил обширный инсульт и с тех пор находится в коме -- Фокус).

Какова ваша роль в молитве-церемонии?

Я не автор и не организатор, я всего лишь исполнитель. Моих руководителей назвать не могу. Есть великие раввины, которые проводили церемонию ночью. Они попросили меня, чтобы я повторил ее утром напротив дома Рабина.

В Торе сказано: "Не проклинай глухого и не ставь препятствий перед слепым". Абсолютный запрет. Как если бы я свидетельствовал против тебя на публичном суде, когда тебя там нет. Ведь тогда ты не можешь защищаться. А если ты глухой и я тебя проклинаю, как ты скажешь, что это не так? Поэтому мы хотели, чтобы Рабин знал о нашем проклятии! Можно было послать ему sms, е-mail или факс, но это было бы неубедительно. Поэтому нужно было повторить церемонию днем, чтобы он был в курсе. Подойти к его дому мне не дали службы безопасности, поэтому я приблизился настолько, насколько мне позволили, и позвал журналистов, чтобы они ему все передали. Потом то же самое было с Шароном. Провели церемонию ночью и попросили меня и других сделать это же днем. Но на сей раз нам вообще не позволили появиться возле его дома. Кстати, разговоры насчет черных свечей -- сказки. Я никогда в жизни не видел черных свечей. Никто не трубит в рог. Правда, все участники церемонии были одеты в черное. Кроме одного -- он был в белом.

Нет, ведущий. Есть две церемонии: одна днем, одна ночью. Я единственный, кто участвовал в обеих ночных церемониях. Дневная направлена только на оповещение проклинаемого. Факт, что Шарон знал об этом. В самолете он спросил, за какое время это срабатывает. Ему сказали -- несколько лет. Не знаю, кто тот идиот, кто так сказал. Он ответил журналисту: "Тогда у меня еще есть время!". Он думал, что у него есть время... (Говорит с сарказмом.)

Действительно, как скоро проклятие должно подействовать?

Этого я не могу объяснить. Не знаю. Помню, насчет Рабина меня спросил корреспондент французского телевидения: "Что будет после церемонии?". Я ответил: "Рабин умрет". Он говорит: "А если нет?". -- "Умрет!". Вопрос: "Когда?". -- "В течение месяца". Ровно через 30 дней в него стреляли... А когда Шарон был госпитализирован во второй раз, мне позвонил корреспондент испанского телевидения и выяснилось, что это произошло ровно через 180 дней после церемонии, как я и предполагал. Есть ли здесь связь -- не знаю. Это случилось.

Когда человеку известно о том, что его прокляли, он может изменить что-нибудь?

Перед каждым раскрыты врата раскаяния. Если человек покается и аннулирует свои плохие дела, то проклятие не подействует. Ибо если человек покаялся, даже если ему уже вынесен приговор, это уже другой человек. Это важное правило иудаизма.

Но ведь Шарон жив...

Дело в том, что на церемонии мы не просили его смерти. Мы просили ему всех проклятий, которые есть в Торе и в Книге Пророков.

Так все-таки, из чего состоит "Пульса денура"?

Есть текст. Часть его -- секретная. Это то, что читается ночью. Естественно, публично читается другой текст. Текст очень решительный, большей частью на арамейском, но и на иврите тоже. Человек в белом произносит один абзац, а остальные повторяют за ним. Каждый из участников должен написать текст своей рукой. Там есть тайные сочетания букв, которые имеют значение в Каббале. Участвуют, как правило, 10 мужчин-евреев, как миньян (кворум для еврейской молитвы).

Сколько времени длится сама процедура?

В случае с Шароном у нас была проблема. Ведущий сказал, что не может в этом участвовать, поскольку Шарон не еврей. Если так, то ему нельзя этого делать.

Разве Шарон не еврей?

Дело в том, что его мать была из субботников. Это секта из России. В конце концов она прошла гиюр (непростая и длительная процедура перехода в иудаизм -- Фокус). Это было известно точно. Но нас беспокоило, приняла ли она гиюр до его рождения или после. Если после, то он не считается евреем. Выяснение заняло полтора часа.

Почему нельзя сделать "Пульса денура" нееврею?

Это сочетание по-арамейски означает "удар огня" или "кнут огня". "Нур" -- это огонь. А "пульса" имеет много значений. В самом тексте молитвы есть следующее: "Те, которые не соблюдают заповеди Торы". А неевреи не обязаны исполнять заповеди Торы, им не велели, поэтому читать на них "Пульса денура" опасно.

Разве нельзя заменить слова "заповеди Торы" на "заповеди Корана", например?

Нет. Нельзя менять суть правил.

Мне говорили, что это делали Сталину...

Нет, нет и нет! Меня часто спрашивали: почему не делаешь Арафату, Саддаму Хусейну, Ахмадинеджаду? Это делается только евреям! Я вообще не думаю, что обладаю такими огромными силами, как мне часто приписывают.........

Иосеф Даян
Родился 12 ноября 1945 г. в Мехико.
1967 г. -- закончил Мексиканский национальный университет, специальность -- литература и журналистика.
1968 г. -- репатриировался в Израиль. Был секретарем лидера праворадикального движения "Ках" раввина Меира Кахане. Принимал участие в акциях за выезд советских евреев. Участвовал в Войне Судного дня (1973) и в первой Ливанской войне (1982), в ходе которой был ранен и двагода провел в инвалидной коляске.
1976 -1977 гг. -- посланник еврейского агентства "Сохнут" в Аргентине.
1990 г. -- после убийства Меира Кахане стал одним из лидеров объявленного к тому времени вне закона экстремистского движения "Ках".
Женат, имеет 6 детей и 4 внука.

Еврейские благословения и проклятия

«Пусть лучше проклянут тебя, чем ты проклянёшь другого» - это из Талмуда, и, тем не менее, мало есть таких мастеров по проклятиям, как евреи.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что за свою многовековую историю им было кого и за что проклинать: резня во время первого крестового похода, кровавые наветы, истребление евреев казаками Хмельницкого в Польше и на Украине, Холокост, сталинская параноидальная ненависть, государственный и бытовой антисемитизм страны, чуть- чуть не добравшейся до коммунизма... Безусловными виртуозами в этой области были носители языка и культуры идиш евреи Восточной Европы. Трудно себе это представить, но всего лишь семьдесят лет назад на этом языке говорили 11 миллионов человек.


Небесная книга «Сефер хаим»

«Книга раскрыта, рука записывает, а взиматели долгов... получают с человека с ведома и без ведома его», - говорил систематизатор Галахи рабби Акива.Талмуд называет её долговой книгой. Суждена жизнь праведникам, внесённым в эту книгу жизни, тех же, кого вычеркнули, ждут смерть и забвение. В день Рош ха-Шана (еврейского Нового года) раскрываются три книги, одна - для неисправимых грешников, другая - для безупречных праведников и третья - для остальных. Записываются туда: первые- немедленно к смерти, вторые - немедленно к жизни, третьи ждут разбирательства их дела до Йом Кипура (Судного дня). Заслужил прощения - переходи к первым, не заслужил - ко вторым.

Чтоб ты вычеркнут был из Книги жизни. Чтобы покарал тебя Всевышний в Судный день.

Не слабые проклятья? Случалось, сыпались они и на своих. Первое сочинение Спинозы - «Краткий трактат о Боге, человеке и его блаженстве» - вызвал гнев ученых раввинов Амстердама. В 1656 году на него наложили херем (еврейскую анафему), тем самым «отлучив и отдалив его от народа Израилева». Только вслушайтесь, какую телегу накатали на на 24-х летнего юношу: «По суждению ангелов и приговору святых, мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу... возглашаем ему анафему, как Иисус предал анафеме Иерихон, как Елисей проклял детей, и предаём его всем проклятиям, что записаны в книге Закона. Да будет он проклят днём и проклят ночью; проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и входит. Пусть Бог никогда более не простит и не признает его! Пусть гнев и немилость Господня жгут отныне этого человека, обрушивают на него все проклятья, записанные в книге Закона, и искоренят само его имя под небесами...

Пусть же будут все предупреждены, что никто не должен общаться с ним словесно либо письменно, либо оказывать ему какую-либо услугу, либо жить с ним под одной кровлей, либо приближаться к нему на расстояние менее четырёх локтей, либо читать какой-нибудь документ, продиктованный им или написанный его рукой».

Выкрест - и не еврей, и не гой

Не любили евреи отступников. Нередко выкресты становились зоологическими антисемитами. Яркий пример: лидер московского отделения черносотенной организации «Союз русского народа», редактор ярой антисемитской газетенки и по совместительству негодяй и провокатор Владимир Грингмут. Таким, как он, и предназначалось:

Чтоб тебя головой в землю, а ногами в церковь.

В богатой событиями еврейской жизни случалось, что в борьбе внутри общин оружием и средством сведения счётов становились доносы и оговор. Вражда приверженцев хасидизма и его противников из раввинов и руководителей еврейских общин началась с полемики и публикации памфлетов, а кончилась взаимными проклятиями и обоюдными доносами властям.

Гори огнем место, где ступала нога хасида - проклинали хасидов их противники «митнагдим». Богатая фантазия и чувство юмора всегда были присущи евреям. Проклятия и юмор? А почему нет?

Чтоб у тебя выпали все зубы и остался один - для зубной боли...

Чтобы твои ноги служили тебе только для ревматизма...

Чтоб ты потратил на врачей всё, что у тебя есть, да еще и заложил бы юбку жены...

А как вам такое пожелание?

Чтоб тебя носили на руках...

Вроде бы неплохо? Но… не обольщайтесь, означает оно всего лишь

Чтоб тебя парализовало.

Или:

Чтоб Всевышний вселил в тебя новую душу...

Но ведь для того, чтобы это произошло, надо сначала отдать Богу старую! Многочисленные хворобы и особенно одна из древнейших - проказа - наиболее часто присутствуют в еврейских проклятьях.

Проказу (малярию, ломоту, холеру, чуму, лихорадку) ... тебе в голову (в печенку, на кончик носа, в сердце, в бок, в кости, в зад...).

Кстати, еврейский врач Я.Шескин первым в 1914 году применил средство талидомид для лечения проказы (болезнь Хансена). В Иерусалиме и сегодня функционирует больница для прокажённых.

Оправданный скандал

Не только евреи, но и другие народы, населявшие Ближний Восток, любили позлословить. Собрали как-то филистимляне в долине ха-Эла войска свои и стали против стана израильского. И ничего не могли те поделать, т.к. впереди противника выступал великан-филистимлянин Голиаф из города Гат (Геф). В библейских повествованиях книги I-го Царства, подробно описан состоявшийся там поединок пролетария Давида (в то время был он пастухом, так как пас отцовское стадо) с великаном Голиафом. Так вот, этот Голиаф не только сорок дней «выставлял» себя израильтянам, но и... «поносил» их. За что и получил главным пролетарским оружием - булыжником - по кумполу, от будущего (второго) израильского царя. На Ближнем Востоке в различных договорах вассального типа проклятья часто встречались, как кара нарушителю. В Библии наряду с элементами веры в сверхестественную силу проклятия есть мысль о том, что если оно справедливо, то будет исполнено Богом. Если нет, то обратится на проклинающего или же не возымеет действия. Проклинать Бога, власти и родителей - тягчайшее преступление. Библейское законодательство предписывает предавать смерти того, кто проклянёт или ударит родителя. В Талмуде неоднократно говорится о силе проклятья, будь то обращение к Богу о ниспослании несчастья кому-либо, произнесение слов проклятья или даже проклятья взглядом. Наиболее гнусными видами злословия в иудаизме считаются клевета и донос. В Пятикнижии сказано: «Не разноси ложного слуха. Не ходи переносчиком (сплетен) в народе своём. Берегись всего дурного». Злословие в равной мере возбраняется как злословящему, так и внемлющему его словам. Оно наносит вред не только объекту злословия, но и им обоим. Библейское законодательство указывает на случай наказанного судом злоязычия (Втор.22:13-19): необоснованное публичное обвинение жены в том, что она не была девственницей до замужества. Сотни сентенций Агады (сборник притч, легенд, проповедей и.т.д.) порицают злословие и грозят хулителю Божьим судом. Есть там и примеры сбывшихся проклятий. Лаван проклял свою дочь Рахиль и она умерла молодой. Авимелех, царь Грара, проклял Сарру, и это проклятие сбылось. А то ведь, как часто случается, могут оговорить, обидеть незаслуженно... Прервать в синагоге службу всегда считалось тяжким грехом. Еврей, считавший что к нему проявленна несправедливость, мог потребовать разбора его дела, т.е. учинить «оправданный скандал», даже прервав молитву или изучение Торы и эта причина считалась уважительной. По исходе из Египта натерпевшиеся израильтяне роптали на Бога. Всевышний простил им всё, кроме греха злословия. По Галахе донос, дача позорных кличек, оскорбление учёных (а где вы видели неучёного еврея?) и злостный оговор подлежат рассмотрению специального суда. Наказания: кнас (денежный штраф), незифа (порицание, выговор), ниддуй (временное и частичное исключение из общины), малкот (бичевание).Обидеть человека просто. Покаяться в содеянном сложнее. Условием Божественного прощения служит раскаяние, при котором раскаивающийся должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и доказать это отвращание всем своим поведением. Признание грехов без покаяния не имеет никакой цены. Грешника необходимо побуждать к раскаянию; запрещается напоминать раскаявшемуся о его прежних грехах. В христианстве посредником между кающимся и Богом выступает священник, в иудаизме - прямая связь. Накануне Дня искупления (Йом Кипур) евреи должны просить друг у друга прощения, даже когда обиды и не было, даже когда ущерб был возмещён, даже когда ты не уверен, что виноват. А тому, у кого просят прощения, рекомендуется не упорствовать и принять извинения. Если просящий прощения приходил к потерпевшему трижды (а к своему учителю - и больше) и тот его не простил, то нужно придти в четвёртый раз вместе с десятью свидетелями. Если же потерпевший и в этот раз не простит раскаявшегося, то сам совершает грех и его могут назвать ахзари (жестокий). Авраам не только прощает обиду царю Грара и мирится с ним, но и молится за него. Бен-Сиры премудрость гласит: «Мстительного постигнет месть от Господа, и его грехи Он ему припомнит. Прости ближнему его злое дело, а потом помолись, и твои грехи тебе простятся…».

Третья египетская казнь...

Фараон отказался отпустить народ израильский и постигли Египет десять наказаний, десять «казней египетских»: кровь, жабы, вши, саранча, песьи мухи, различные свирепые звери, град, тьма, чирьи, смерть первенцев.

Желаю тебе третьей казни египетской (вшей).

Проклятия царских времен

Что может радовать еврейских родителей больше, чем отменное здоровье детей? А тут:

Чтоб твои сыновья радовали своим здоровьем армейских врачей.

Чтоб ты повстречался с казаком.

Чтоб ты стал клопом в матраце Петлюры и сдох бы от его подлой крови.

Во времена гражданской войны казаки и петлюровцы сыграли свою кровавую роль в истории восточноевропейского еврейства.

Луфт-мэнч, швицэр, тухэс-ликер...

ЮНЕСКО признал Шолом-Алейхема, М.Твена, А.Чехова и Б.Шоу величайшими писателями-юмористами мировой литератуты.Еще в детстве Шолом Рабинович стал записывать проклятья, услышанные от собственной мачехи. Чего там только не было: асмодей, банщик, болван, босяк, веник, выкрест, глупая морда, голодранец, гусак в ермолке, дикарь, дурень, дьявол, злыдень, змей, идиот, извозчик, кишка бездонная…Не стесняются в выражениях персонажи великого еврейского писателя. Раскройте наугад любой его томик - долго искать не придется. Хворобу в кости и добрую лихоманку налево и направо раздают недругам и друг другу обитатели еврейских местечек.

«Чтоб им рот перекосило, чтоб глаза у них повылезали, чтобы у них руки и ноги отнялись, чтоб им на костылях ходить, чтоб родителей своих лишились, чтоб по домам ходили побираться они и их дети и внуки…», - проклинает старая Неха. В каждом своем рассказе спрашивает автор: что еврей без веры? И сам отвечает: ничто! Кто будет вознесен, а кто - низвергнут, кто ездит, а кто пешком плетется. Главное - упование! Надо жить надеждой, только надеждой! А ежели до поры до времени приходится горе мыкать, так на то же мы и евреи на белом свете, как говорится, избранный народ... Недаром нам весь мир завидует... А мыкать горе приходилось немало и в самых трагических ситуациях, находил еврей место для шутки. Тевье-молочник:

«Знаете что, пане Шолом-Алейхем? Давайте поговорим о более веселых вещах. Что слышно насчет холеры в Одессе?»

В мире нет резвее и шустрей,

прытче и проворней, будто птица,

чем немолодой больной еврей,

ищущий возможность прокормиться.

Это Игорь Губерман о горе-коммерсанте-«человеке воздуха». «Луфт-мэнч» - этот персонаж тоже ввёл в мировую литературу Шолом- Алейхем. Незадачливый биржевой спекулянт, местечковый еврей, отправившися в большой город немного заработать и теряющий то немногое, что у него есть. Лет двадцать назад летел я по делам службы в Тель-Авив. Каждый второй пассажир из тех, с кем я имел удовольствие познакомиться, выглядел очень деловым: листал контракты, перебирал образцы, правил проекты, обсуждал деловые предложения...

От добычи нефти из-под Мертвого моря и разведения осетровых в Кинерете до строительства израильского ВДНХ в пустыне Негев и изготовления суперсложных секреток для автомобильных колес. Помню, о секретках шепотом на ухо мне рассказывал маленький, взъерошенный кандидат каких-то наук из Новосибирска.

«Пойми, - убеждал он меня, - считали два доктора математических наук, один вариант - на 150 тысяч комбинаций!». Я встретил его через пару недель на рынке. «Ну что, пошли секретки?». Он отрицательно замотал головой: «Всё здесь не как у людей». Оказадось, что в Израиле не воруют колёса. Еврейские пословицы и поговорки - хорошая тема для отдельной статьи. Приведу лишь одну, говорящую о том, что еврейскую женщину лучше не сердить, иначе она откроет рот и всем мало не покажется:

«У самой маленькой женщины может быть самый большой рот».

А где еще в мире можно услышать такое:

«Женщина, или вам катаракта мешает видеть, что вы мене на кофту наступили - чтоб у вас ноги отсохли!»

Это я записал на тель-авивском рынке Кармель. Там же:

Покупательница: «Что у вас сегодня все огурцы какие-то кривые?»

Торговец: «Мотек! (дорогая) Иди поближе, я покажу тебе один прямой».

Думаете, они расстались врагами или хотя бы обиделись друг на друга? Где угодно, только не в Израиле. Ну, назовет кто-то кого-то «шмок» или «шикер» - подумаешь! Хотя, бывает, привяжется кличка - так на всю жизнь. Тухэс-ликер, поц, адиёт, фарцер... - в переводе не нуждаются. Штинкер - вонючка, штымп - тупица... - такие прозвища можно услышать и сегодня.

Выродки и бильярдисты

«Бройдин пообещал, но ничего не сделал. В погребе Залмана Криворучки на его голову и на головы членов союза коммунальников сыпались талмудические проклятья. Старики закляли мозг в костях Бройдина и членов союза, свежее семя в утробе их жен и пожелали каждому из них особый вид паралича и язвы» - это уже непревзойденный стилист русского языка Исаак Бабель. «...Особый вид паралича...» - будто обычного мало! Не стесняются в выражениях его герои-биндюжники, обитатели старой Одессы, только и думающие «об выпить рюмку водки, об дать кому-нибуть по морде». Но и они знают, что такое соблюдать приличия. Владелец конфексиона готовых платьев мосье Боярский деликатно объясняет «гусару в отпуску» Левке Крику, почему еврей не должен кушать раков: «Еврей, который уважает раков, может позволить себе с женским полом больше, чем себе надо позволять, он может сказать сальность за столом, и если у него бывают дети, так на сто процентов выродки и бильярдисты».

Жирный гусь, красивая жена...

Чтоб ты уподобился лампе: днем висел, ночью горел, а под утро угас.

Чего уж тут комментировать! Чтоб ты так мучился, умирая, как я мучаюсь, живя.Уверен, что многие из вас, уважаемые читатели, слышали подобное из уст бывших и действующих жен, тещ, свекровей...Может быть, слова были чуть другими, но смысл - тот же.Тот, кто хоть однажды вкушал что-нибудь из нижеперечисленного, понимает, какие это страшные проклятия:

Чтоб ел ты каждый день рубленую печенку с луком, жирную селедку, бульон с клецками, карпа с хреном, тушеное с цимесом, оладьи, чай с лимоном - и чтоб давился каждым куском.

Чтоб у тебя был самый жирный гусь, но чтоб у тебя не было зубов; было самое хорошее вино, но не было вкуса (а это вообще удар ниже пояса - авт.); была бы самая красивая жена, а ты был бы импотентом.

Холера им в бок!

«У других народов эмоциональное напряжение снимается с помощью вульгарных, нецензурных выражений. Евреи же Восточной Европы облегчали душу не матерной бранью, а злыми пожеланиями, весьма живописными и зачастую юмористическими. Евреи понимали, что ни у добрых, ни у злых пожеланий нет магической силы, - пишет в своей книге «Чтоб нам слышать только добрые вести. Благословения и проклятия на идиш» профессор Еврейского университета в Иерусалиме, профессор Иосиф Гури (Yosef Guri. Lets heart onle good news. Yiddish blessing and curses). "ИУДЕЙСКОЕ ПРОКЛЯТИЕ":

О том, что евреи проклятый народ во веки веков, знают практически все с древности, но мало кто себе представляет, а что же стоит за этим. Вот и нужно рассказать, а что реально стоит за этим. Знают это и сами евреи.
Пару лет назад где-то сценаристы сняли на этой основе короткометражный фильм с участием Васильевой и Стеблова. Сценарий простенький о том, как мать еврейка, русская по паспорту, пытается помешать браку сына с девушкой, которую он полюбил, просто оттого что еврейка она, исходя из этого самого проклятия и беспокоясь о будущем своих внуков и правнуков. Интуитивно знает уже, что всё в геноме заложено и избавиться от этого у потомков можно только через ассимиляцию. Слышали наверное вы также и о том, что у Адама кроме Евы была ещё и жена Лилит. Художник даже на картине своей в раю отобразил рядом с Адамом и Евой небольшую рыжеволосую женщину с зелёным хвостом, как у ящерицы, по этой самой древней религиозной истории.

Что же стоит на самом деле за этим? А всё просто, это то, отчего артистка Васильева в этом фильме пыталась избавить своих внуков и правнуков. Это и есть та самая генетическая особенность, которая и получена от мифической Лилит или от Змея мифического. И в женщине эта особенность заключена. Чтож заглянем в уфологию и посмотрим, а есть ли что-нибудь похожее в ней на этот самый образ Лилит, художником отображённый? Находим тут же. Вот так в точности, похищенные инопланетянами, при восстановлении у них памяти в гипнотическом трансе, описывают расу инопланетян под названием рептилоиды. Хвост у них коротенький есть и кожа чешуйчатая. Вот что, оказывается стоит на самом деле за этим мифом? Поучаствовал Змей своим геномом в дальнейшем размножении людей и заложил это именно в женщину через генную инженерию. Смотрим далее на то, кого евреем считают по обычаям еврейским при смешанных браках? А по ним считают того, у кого не отец еврей, а мать еврейка. Опять видим, что это именно в женщине заложено и особенность эта явно в Х-хромосоме. Именно от этого рождённому от еврейки всегда достанется в геном эта самая генетическая особенность, так как всегда он получит её от матери с Х-хромосомой. Ну а о чистоте еврейской расы сионисты сами говорят, что в расовом отношении они самый чистый народ и еврей должен жениться на еврейке. Но одновременно в их религиозных путеводителях по жизни вы найдёте очень интересный момент. Оказывается нужно дщерей Израиля выдавать замуж за властителей чужеземных. И вы увидите это во все времена существования евреев как народа. Для чего же это делалось и до сих пор делается? Они эту публику шабес-гоями называют. Так в геном властителей чужеземных добавляется эта самая генетическая особенность евреев и в последующем через систему династических браков (селекция это просто) эта особенность на всех, кто у руля в мире распространяется. Все, кто сейчас в любой стране управляют миром хоть и внешне не имеют никакого сходства с евреями, имеют в себе эту самую особенность Лилит заложенную, и образно говоря евреями по ней являются. Даже у японских императоров обнаружены еврейские корни. И плевать евреям на то, что негр или китаец по внешнему виду, главное чтоб он имел именно эту самую генетическую особенность, от Лилит доставшуюся.
Вот и посмотрите например на династию Виндзоров. Родословную от царя Давида ведут, короче евреи они, как и весь этот самый Генденберский клуб, масонство, Розенкрейцеры и прочая нечисть. Романовы с ними, как и с другими подобными им династиями с еврейскими корнями породнились, и не осталось в них ни капли русской крови. Чья же на самом деле в них кровь, думаю и не надо далее разъяснять. Вот и подыграл Николашка в процессе разрушения России супостатам всех мастей опять же с еврейскими корнями потом в искупительную жертву принесён ими был. Поищите при расстреле царской семьи пометку числом 11 и найдёте её. Одного поля ягода. Вот в этом вопросе смешнее всего то, что не понимают люди, как их обводили вокруг пальца. Потомки царских офицеров до сих пор гордятся тем, что выступали за Царя. Верой и правдой евреям служили, точно так же, как и коммунисты сыну еврейки Бланк (Ульянову В.И.), и проливали в драке русскую кровь. Вот ведь реально чем гордятся то до сих пор. От большого ума это у них. как и у коммунистов, как и у национал-социалистов, которых отъимели точно также под руководством Гитлера, чьё еврейство сейчас даже генетически доказано.

Проклятие (אָלָה, ала ; מְאֵרָה, меара ; קְלָלָה, клала ; в Талмуде также используется арамейское לְטוּתָא, летута) - устное негативное пожелание, адресованное конкретному человеку либо группе людей с упоминанием имени Б-га либо без него. Согласно традиционному верованию, проклятие имеет духовную силу, способную нанести вред проклятому или его семье. Еврейский закон запрещает проклинать себя или других, а за проклятие родителей полагается самая высокая мера наказания - смертная казнь по приговору суда через «скилу» (т.н. «побиение камнями») (см. Шмот 21:17 ).

В чем сила проклятия?

Сила проклятия напрямую связанна с Б-жественной природой человеческой души . Речь - это Б-жественный элемент, которым Творец наделил человека на последнем этапе его творения, вдохнув в него душу (см. перевод Ункелоса на стих Берешит 2:7 ). Божественная составляющая человеческой речи придает словам духовную силу, дающую возможность благословлять, проклинать, заклинать и даже творить («Сэфэр аХинух» зап. 350 и Маараль Нэтивот олам, нэтив лашон ).

Сила проклятия возрастает, если проклятие было вынесено праведным человеком, хранящим свои уста в чистоте и святости.

Почему проклятие работает?

Комментатор Торы и кабалист Ор аХаим аКадош в своем комментарии на главу Балак объясняет, что проклятие вызывает строгое отношение Б-га к проклятому (мидат а-дин ), - что может привести к незамедлительному наказанию за уже существующие грехи, за которые он получил «отсрочку» в рамках Милосердного отношения (мидат а-рахамим ).

Таким образом, силе проклятия подвержены практически все люди, поскольку нет человека, который бы ни разу не согрешил (см. Коэлэт 7:20 ). Но абсолютно чистый праведник, без единого греха, не подвержен силе проклятия, т.к. не имеет повода для наказания Свыше.

Стоит ли бояться проклятия?

Ритуал отлучения происходил в присутствии десяти евреев и сопровождался различными проклятиями и молитвами, призывающими взыскать с подсудимого за его неповиновение. Во время проклятий в зал суда приносили носилки для мертвого, судьи держали в руках свиток Торы, зажигали свечи. Частью ритуала было так же трубление в шофар .

В Талмуде (Моэд Катан 17а ) на примере нескольких историй указывается, что разрушающая сила проклятия «херем» может привести к скоропостижной смерти проклятого.

Проклятие «ми шэ пара» за отмену сделки

Еще один вид проклятия, известный в еврейской судебной практике - это проклятие «ми шэ пара…» (ивр. - «тот, кто взыскал…» ). Название «ми шэ пара» является начальными словами проклятия: «Тот, кто наказал поколение потопа, Вавилонской башни и жителей Сдома и Аморы , Он накажет того, кто не держит своего слова».

Проклятие «ми шэ пара» возлагается автоматически на любого человека, который отменил деловую сделку после оплаты.

Дело в том, что с точки зрения еврейского имущественного кодекса, передача денег еще не завершает акт приобретения, пока покупатель не получил товар на руки. И поэтому де-юре можно отменить сделку - например, в пользу иного покупателя.

Однако, если одна из сторон решит отменить сделку уже после оплаты, но до получения товара, в таком случае отменивший и получает проклятие «ми ше пара» .

Проклятие «пульса де-нура»

В разгаре политических войн в государстве Израиль получило известность так называемое проклятие «пульса де-нура» (с арамейского - «огненный удар» или «огненные шары» ), используемая различными радикалами для устрашения и оказания воздействия на различных политических деятелей и лидеров партий. Известно, что обряд пульса де-нура производился ультраправыми ортодоксами в преддверии убийства премьер министра Ицхака Рабина в 1995 году, а также за полгода до инсульта Ариэля Шарона в 2006 году. Некоторые связывают преждевременную смерть политиков с результатом осуществления проклятия пульса де-нура .

Многие исследователи ставят под сомнение исконность данного обряда в связи с тем, что он не упоминается в древних источниках и в кабалистической литературе. Кроме того, в Талмуде и в агадической литературе понятие «пульса де-нура» используется в значении Небесного наказания по отношению к духовным сущностям, но не как проклятие, наносимое людьми. Тем не менее, очевидно, что сам ритуал «пульса де-нура» практически полностью основан на обычаях, совершаемых во время наложения «херема», где также произносились проклятия под звук шофара в присутствии десяти мужчин и при зажжённых свечах. Скорее всего, сам ритуал является немного измененной формой проклятия «херем», где название было заимствованно из Талмуда по ассоциативному принципу.

Поэтому не исключено, что действенность проклятия пульса де-нура имеет место, как и любой херем, если он выносится по решению бейт дина и на объективном основании.

Как избавиться от проклятия?

  1. В книге Пеле Йоэц(глава «Клала» ) приводится: тот, кто слышит проклятие в свой адрес, пусть произнесет в этот момент: «Ло кэн иѓъе, элэ гам барух иѓъе» («да не будет так, но пусть будет благословлен!»).
  2. В книге Орах Мэйшарим(глава 10 на основе Талмуда ) написано, что для того, чтобы проклятие не осуществилось, следует произвести действие, немного напоминающее содержание проклятия. Таким образом, проклятие как бы осуществляется через безвредное для человека действие.
  3. Следует произнести текст «атарат клалот» (отпущение проклятий), составленный раби Шломо Шараби .
  4. Пусть помолится, чтобы проклятие не исполнилось (Лереэха камоха пункт 7 )
  5. Следует попросить благословения у праведника (Тосфот Санхедрин 70а «Килэло» ).

Отпущение проклятий «атарат клалот»

Отпущение клятв производится в присутствии десяти мужчин, желательно, чтобы среди них были знатоки Торы.

Если невозможно собрать десять мужчин, то можно сделать «ататрот клалот» даже перед тремя мужчинами.

Во время обряда произносят текст, составленный кабалистом раби Шломо Шараби, где просящий просит присутствующих, от имени Небесного суда, отпустить возложенные на него проклятия, и тем самым частично избавиться от негативного влияния проклятий и аин ара - «дурного глаза» .

В некоторых общинах существует обычай совершать отпущение клятв каждый год в преддверии