Бог Вездесущий. Бог находится везде

Что значит вездесущность Бога?

Слово «вездесущий» буквально значит, что Бог присутствует всюду. Во многих религиях Бог считается вездесущим, но в иудаизме и христианстве эта точка зрения далее подразделяется на трансцендентность и имманентность Бога. Хотя Бог не погружен полностью в создание (как верит пантеизм), Он присутствует везде во все времена.

Божье присутствие непрерывно на протяжении всей истории творения, хотя оно может не демонстрироваться одним и тем же образом в одно и то же время всем людям. Время от времени Он может активно присутствовать в ситуации, в то время как в других обстоятельствах Он может не проявлять Своего присутствия. В Библии говорится, что Бог может предстать перед человеком в явной форме (Псалтирь 45:1; Исаии 57:15) и присутствовать в каждой ситуации во всем творении в любой момент времени (Псалтирь 32:13-14). Вездесущность является средством Божьего присутствия на всех диапазонах времени и пространства. Хотя Бог присутствует во всем времени и пространстве, Он не ограничен локально временем или пространством. Бог везде и в каждый момент времени. Ни одна молекула и атомная частица не является настолько малой, чтобы Бог полностью не присутствовал для нее, и ни одна галактика не настолько велика, чтобы Бог не охватил ее. Даже если бы нам пришлось исключить творение, Бог все равно знал бы о нем, так как Он знает все возможности, фактические они или нет.

Бог полностью присутствует в каждом аспекте естественного порядка вещей, любым образом, в любое время и в любом месте (Исаии 40:12; Наума 1:3). Бог активно действует по-разному в каждом событии в истории как предусмотрительный руководитель человеческих дел (Псалтирь 48:7; 2 Паралипоменон 20:37; Даниила 5:5–6). Бог по-особому внимательно присутствует с теми, кто призывает Его имя, кто заступается за других, кто любит Бога, кто обращается с просьбой и кто искренне молится о прощении (Псалтирь 45:1). В высшей степени Он представлен в лице Своего Сына, Господа Иисуса Христа (Колоссянам 2:19), и чудесным образом присутствует во вселенской Церкви, которая охватывает землю и которую врата ада не одолеют.

Как и всезнание Бога, Его вездесущность кажется нам парадоксом из-за ограниченности человеческого разума. Один из таких парадоксов особенно важен – присутствие Бога в аду, в том месте, куда грешники отправляются и страдают от неограниченной и непрестанной ярости Божьей за свои грехи. Многие утверждают, что ад является местом отделения от Бога (Матфея 25:41), и если так, то Бог не может быть в таком месте. Тем не менее, грешники в аду терпят Его вечный гнев, так как Откровение 14:10 говорит о мучениях грешников в присутствии Агнца. То, что Бог должен присутствовать в месте, куда отправятся нечестивые, действительно вызывает некоторое удивление. Тем не менее, этот парадокс можно объяснить тем фактом, что присутствовать Бог может – потому что Своим присутствием Он наполняет все вещи (Колоссянам 1:17) и поддерживает все словом Своей силы (Евреям 1:3) – но не обязательно, что Он присутствует везде, чтобы благословлять.

Подобно тому, как Бог иногда отделен от Своих детей из-за их греха (Исаии 52:9), далек от нечестивых (Притчи 15:29) и порядков безбожных субъектов темноты, которые отправятся в конце времени в место вечного наказания, Бог все равно находится там. Он знает, что испытывают те души, находящиеся сейчас в аду – Он знает их боль, слышит их крики об избавлении, видит их слезы и скорбь из-за вечного состояния, в котором они оказались. Он там как вечное напоминание об их грехах, которые создали пропасть между ними и благословениями, которые могли бы быть им дарованы. Он находится там во всех отношениях, но Он не проявляет других качеств, кроме Своего гнева.

Точно так же, Он будет на небесах, проявляя каждое благословение, которые мы даже не в состоянии понять, находясь на земле; Он будет там, проявляя Свои многообразные благословения, Свою многообразную любовь и Свою многообразную доброту – действительно, все, кроме Своего гнева. Вездесущность Бога должна служить напоминанием нам, что мы не можем скрыться от Бога, когда согрешили (Псалтирь 138:11–12), но мы можем обратиться к Нему в покаянии и вере, даже не имея возможности двигаться (Исаии 57:16).

Господь-Бог вездесущий . Это значит, что Бог находится везде и во всём, причём одновременно. Он свидетель всему, ничто не может пройти мимо, незамеченным Господом. Никто, решительно никто и ничто не могут укрыться от глаз Господа. Если Бог ведесущ, то исключается такой случай, что Бога рядом не было. Но если это так, то где пребывал Господь, когда лукавомудрый Змей, в котором прятался дьявол, искушал Еву? Он должен был быть не где-нибудь, а тут же рядом, пусть и не зримо присутствующим.

Следовательно, Бог был свидетелем искушения слабой первой женщины Евы и не помог ей устоять от лукавого коварства искусителя. Почему? Почему тогда Господь разгневался на первых людей - венец творения Своего? Разве это справедливо, что его дети были обречены на проигрыш в поединке с опытным дьяволом и при этом оказались виноваты...В том, что совершили первый грех, захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1-6).

Псалом Давида подтверждает вездесущность Бога и это принимается как аксиома в математике:

"Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - но Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение Твое, - высоко, не могу постигнуть его! Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Скажу ли: "может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». (Библия, Пс.138:1-16)

Ничто не делается без воли Бога. Следовательно и сам акт искушения сделан по воле Бога, получается...

Вот такие каверзные вопросы и выводы получаются. Кто поможет мне найти ошибку в моих рассуждениях?

Прости, Господи, меня грешного, позволившего себе усомниться в целесообразности Твоих деяний....Ведь пути Твои неисповедимы! А я от природы, которой Ты наделил меня, любопытен. Каюсь, грешен, зело любопытен и на веру бесхитростную ничего не принимаю. Говорю с Тобой, Господи, простыми словами атеиста, который желает познать Свет Христов и Твою Истину.

ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ. ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЁННЫХ
Даже неверующие люди, которых не интересуют духовные истины, понимают, что христиане верят в вездесущего и всеведущего, то есть всевидящего Бога. Поэтому, если случается, что христианин оступается и поступает недостойно, неверующие насмешливо говорят: «А ещё он в Бога верит». Таким образом даже неверующие люди понимают, что недостойные поступки верующих ставят под сомнение их веру в такого Бога, который вездесущий и всеведущий.
Теперь давайте детально разберём, что говорит Библия о вездесущности Бога. В Книге пророка Иеремии читаем: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Говорит Господь. Не наполняю ли я небо и землю?» (Иер. 23:24) Книга Пророка Иеремии была написана в период, когда в Израиле царил всеобщий духовный упадок и деградация. В те времена не было атеистов, которые отрицали бы существование Бога. Они знали, что Бог есть, но всё равно делали мерзости. Естественно, людям хотелось спрятаться от Бога и уйти от наказания. Но пророк Иеремия обличал народ в его беззакониях и напоминал, что от Бога спрятаться невозможно.
Желание спрятаться от Бога впервые появилось сразу же после грехопадения. «...и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая».(Быт. 3:8) До грехопадения Адам общался с Богом лицом к лицу и, очевидно, должен был понимать, что Бог вездесущий и всезнающий, но после грехопадения его представление о Боге исказилось и он почему-то подумал, что от Бога можно спрятаться. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт. 3:9) Конечно, Адаму не удалось спрятаться от Бога, и Адам понёс заслуженное наказание. И далее, буквально на следующей странице Библии, мы читаем о том, как Каин, сын Адама и Евы, убив своего брата Авеля, тоже пытался спрятаться от Бога. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9) Ничему не научила Каина ошибка его родителей, иначе знал бы, что любые попытки спрятаться от Бога, обмануть Его обречены на провал. И так продолжается со времён Адама, из поколения в поколение по сей день: человек прячется от Бога, пытаясь скрыть свои грехи, а Бог ищет человека, ищет прежде всего не для того, чтобы наказать, а чтобы спасти и помиловать. Бог и так знает, где находится каждый из нас, и Ему и искать-то нас не надо было бы, если бы Его единственной целью было бы наказать нас. Но когда мы говорим, что Бог ищет человека, мы прежде всего имеем в виду, что Бог хочет разбудить заснувшую совесть грешника. Именно с целью разбудить совесть и побудить признать свой грех, Бог спросил Адама: «Где ты»? – и спросил у Каина: «Где брат твой»?
И хотя Библия последовательно открывает нам Бога как Вездесущего и Всеведущего (Всезнающего), в Израиле слабо понимали эти истины, о чём свидетельствует следующее место Писания. «Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к нему подошёл сотник и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его». (Мф. 8:5-7) Сам факт обращения к Иисусу с такой просьбой уже свидетельствует о вере сотника, но дальнейшие слова этого человека показывают, что его вера намного глубже и основательней, чем это кажется на первый взгляд. «...Господи! я не достоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». (Мф. 8:8) Другими словами, этот сотник понял, что Бог Вездесущ, поэтому для получения исцеления личный визит Иисуса в Его дом не обязателен. И вот как отреагировал на это Иисус: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашёл Я такой веры». (Мф.8:10) Да, логичнее было бы ожидать такую глубокую и сильную веру от израильтян, так как их с детства учили Писанию, учили поклоняться Богу. Но Иисус не нашёл такой сильной веры среди израильтян, но он нашёл её в римском сотнике, который в Израиле был не просто чужеземцем, но представителем оккупационной армии. (Напомню, что в то время Израиль находился под властью Римской империи). Говоря о вере этого римского сотника, Иисус сказал: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковым в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». (Мф. 8:12) Это место Писания может быть большим моральным и духовным подкреплением для всех, кто уверовал в заключении. Ведь многие уверовавшие в вузах думают, что все преимущества в духовной сфере не у них, а у тех, кого с детства воспитывали в христианском духе. Данное место Писания доказывает обратное: даже те люди, которых с детства не воспитывали в вере, могут уверовать и покаяться, и достигнуть таких вершин, до которых дорастает не каждый.
При завершении своего земного служения Иисус молился и в молитве сказал такие слова: «Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира...» (Ин. 17:6) Напомню, что в древности имена характеризовали человека его обладателя. Поэтому, когда Иисус говорит, что Он открыл Имя Божье людям, имеется в виду, что Он открыл людям Божий характер, Божию природу. И такие грани Божьей природы, как вездесущность и всеведущность Иисус открывал людям напротяжении всего своего служения. Вот, например, разговор Иисуса с самарянкой у колодца. (Ин. 4:6-43) Этот разговор сперва начался с бытовой темы, но Иисус перевёл его в духовное русло. В процессе беседы Иисус ей сказал: «...пойди, позови мужа твоего и приди сюда». (Ин. 4:16). Просьба позвать мужа была из ряда тех вопросов, которые Бог ещё в начале задавал Адаму и Каину: «Адам, где ты? Каин, где брат твой?» Только в отличие от Адама и Каина, эта самарянка ответила на поставленный вопрос честно: «...у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». (Ин. 4:16-18). В этом разговоре Иисус открывает нам Бога как Бога всеведущего (всезнающего), что в конечном итоге привело эту самарянку к покаянию. И сегодня также миллионы людей нуждаются в покоянии и прощении за то, что ведут стиль жизни, подобный стилю жизни этой самарянки, и эти люди нуждаются в покаянии. Пользуясь возможностью, самарянка спросила Иисуса о правильном месте поклонения: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». (Ин.4:20) Вопрос о месте поклонения остаётся актуальным и по сей день. Ведь очень многие и сегодня считают, что для того чтобы быть услышанным Богом, нужно идти молиться в «святые места». Но вот какой ответ дал на этот вопрос Иисус: «...поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине». (Ин. 4:21-23) Другими словами, Иисус даёт понять, что не имеет значения место поклонения, потому что Бог вездесущий и слышит нас на всяком месте. Куда важнее для вездесущего Бога, чтобы мы поклонялись ему в духе и истине, то есть обращались к Нему с покаянием и давали честные ответы на те вопросы, которые Он нам задаёт. Важно для заключённых, у которых и так нет возможности выходить за территорию, понимать, что им не надо ехать в какие-то далёкие монастыри, чтобы там вознести молитву; можно вознести искреннюю молитву прямо там, где сейчас находишься, и быть услышанному. Есть здесь урок и для богатых, которых не сковывают финансы, и они думают, что угодят Богу, если поедут помолиться куда-нибудь в Рим или Иерусалим, или какой-нибудь отдалённый монастырь, и делают это без искренности, без покаяния, и после такого дорогостоящего паломничества вернутся к прежнему греховному образу жизни. Таким богатым можно сказать, что они ошибаются, что потраченные на паломничество деньги не принесут им духовной пользы.
12 августа 2014.

«По окончании же дней тех я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды.» Дан. 4:31

Джеймс Пакер

Абсолютное всевластие Бога

Утверждение Божьего абсолютного всевластия в области творения, провидения и благодати является основой библейской веры и библейской хвалы.

Видение Бога на престоле, то есть Бога господствующего, повторяется в Писании не раз (3 Цар. 22:19; Ис. 6:1; Иез. 1:26; Дан. 7:9; Отк. 4:2; ср. Пс. 10:4; 44:7; 46:9–10; Евр. 12:2; Отк. 3:21); и нам постоянно и недвусмысленно дают знать, что Господь (Яхве) правит как Царь, властвуя и над великим, и над малым (Исх. 15:18; Пс. 46; 92; 95:10; 96; 98:1–5; 145:10; Прит. 16:33; 21:1; Ис. 24:23; 52:7; Дан. 4:34–35; 5:21–28; 6:26; Мф. 10:29–31). Божье всевластие абсолютно: изъявление воли Его совершается по Его выбору, и все осуществляется по изъявлению Его воли; и никому не дано удержать Его или помешать Его намерениям.

Писание ясно указывает, что наделенные разумом Божьи твари, ангелы и люди, наделены и свободой воли (властью принимать собственные решения); если бы это было не так, мы не имели бы нравственной ответственности перед Богом-Судией, и было бы невозможно отличить, как это делается в Писании, злую волю людей от благой воли Бога, Который господствует над делами человека, используя их как намеченные согласно Своим замыслам средства достижения собственных целей (Быт. 50:20; Деян. 2:23; 13:26–39). И все же факт свободы воли приковывает наше внимание к тайне, ибо Божья власть над нашей свободной, независимой деятельностью является такой же полной, как и над всем остальным в мироздании, но как это происходит, нам неизвестно. Однако, как правило, Бог пользуется Своим всемогуществом, предоставляя события скорее их естественному ходу, чем расстраивая чьи-то планы посредством чудесных вмешательств.

В псалме 92 говорится, что Божья верховная власть:

а) придает мирозданию стабильность в борьбе против сил хаоса (ст. 1–4);
б) утверждает верность всех Божьих слов и повелений (ст. 5а);
в) призывает всех людей поклониться Божьей святости (ст. 5б). Весь псалом в целом выражает радость, упование на Бога и уверенность в Нем. Мы сделаем доброе дело, приняв это учение близко к сердцу.

Бог Вездесущий и Всемогущий

Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. Иер. 23:24

Бог присутствует всюду; и все же не следует полагать, что Он заполняет Собой все пространство, поскольку Бог не имеет физических измерений. Он наполняет все вещи только как чистый дух, что связано с тем Его внутренним свойством, которого нам, вздыхающим под бременем своей телесной оболочки, понять невозможно. Одно тем не менее очевидно - Бог присутствует всюду во всей полноте Своего бытия и могущества, так что души нуждающиеся, молясь Ему, в любом месте находят одинаковую полноту Его безраздельного внимания.

Бог вездесущ и потому способен в одно и то же время уделять внимание миллионам людей. Убежденность в том, что Бог вездесущ, отражена в Пс. 138:7–10; Иер. 23:23–24; Деян. 17:24–28. И в словах Павла, говорящего о восшедшем Христе как о наполняющем все (Еф. 4:10), повсеместная доступность Христа в полноте Его силы выступает, несомненно, одной из сторон того учения, что освещено выше. Надо сказать, что ныне Отец, Сын и Святой Дух одинаково вездесущи, хотя личное присутствие прославленного Сына является не физическим (телесным), а духовным (при посредстве Святого Духа).

«Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2). Так Иов свидетельствует о всемогуществе Бога. На деле всемогущество премудрого и благого Бога - это власть творить все, что Он желает. Отсюда не следует, что Бог может делать буквально все: Он не способен грешить, лгать, переменить Свою природу или отречься от требований Своей святости (Чис. 23:19; 1 Цар. 15:29; 2 Тим. 2:13; Евр. 6:18; Иак. 1:13, 17); Он не может решить проблемы «квадратуры круга», ибо понятие квадратного круга внутренне противоречиво; Он не может исчезнуть, отменить Свое бытие. Однако все Свои желания и обетования Он может исполнить и всенепременно исполняет.

Разве преувеличивал Давид, говорящий: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс. 17:2–3)? Разве преувеличивал другой псалмопевец, восклицавший: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах…» (Пс. 45:2)? Нет, поскольку им было известно, что Бог вездесущ и всемогущ. Познание Божьего величия (вездесущность и всемогущество Бога, по существу, и составляют Его величие), разумеется, порождает в Его творении великую веру и хвалу.

Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.